РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 г. п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Лоншаковой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальномц унитарному предприятию « Чернышевский теплоэнергетический комплекс», администрации ГП «Чернышевское», ООО «Тепловик» о понуждении проведения реконструкции внутридомовых инженерных сетей, установки общедомового прибора учета тепловой энергии, понуждении обеспечения холодным водоснабжением и компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующее. Истец обращался в МУП ЧТК «Чернышевское» с просьбой об установке прибора учета тепловой энергии по адресу <адрес>Б, <адрес>А, в чем ему было отказано. Кроме того, в многоквартирном доме по адресу <адрес>Д, в <адрес>, собственником которой является истец, оказывается некачественная услуга по предоставлению холодной воды. Вода в указанном жилом доме поставляется нерегулярно, фактически по 15 часов в сутки холодное водоснабжение отсутствует на протяжении нескольких лет. Просит обязать ответчика установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии по адресу <адрес>Б, <адрес>А; произвести капитальный ремонт и утепление колодца, устранить утечки запорных вентилей по указанному адресу; обязать ответчика установить общедомовой прибор учета тепловой энергии с заключением договора с потребителем и с рассрочкой оплаты на 5 лет по адресу <адрес>Д; обязать ответчика разработать предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязать ответчика довести до сведения собственника жилого помещения обсуживаемого многоквартирного дома о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязать ответчика установить в помещении, занимаемом организацией, информационный стенд, содержащий сведения о деятельности управляющей компании, взыскать в возмещение морального вреда 10960 рублей; обязать ответчика перенести расширительный бак над квартирой истца в связи с образованием конденсата и разрушением штукатурного слоя на потолке квартиры истца; признать действия ответчика по начислению услуги холодного водоснабжения незаконными; взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов 300 рублей.
Определением Чернышевского районного суда от 18.10.2017 г. принят отказ истца от части исковых требований. Судом определено: производство по гражданскому делу в части исковых требований ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Чернышевский теплоэнергетический комплекс» городского поселения «Чернышевское», администрации городского поселения «Чернышевское» по установке прибора учета тепла и проведении капитального ремонта и утепления колодца, устранении утечки запорных вентилей, устранении постороннего доступа к прибору учета по адресу: <адрес> о возложении на МУП «ЧТК» обязанности установки в помещении организации информационного стенда, содержащего сведения о деятельности управляющей компании, возложении на МУП «ЧТК» обязанности перенести расширительный бак, установленный над квартирой истца, прекратить.
Истец уточнил исковые требования и в окончательной редакции просит суд обязать ответчиков произвести реконструкцию внутридомовых тепловых инженерных сетей по адресу: <адрес>, обязать ответчиков заключить договор с лицензионной компанией по установке общедомового прибора учета тепла с заключением договора с потребителем с рассрочкой оплаты на 5 лет, обязать ответчиков предоставить потребителю качественные коммунальные услуги по бесперебойной подачи холодной воды, обязать МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс» разработать предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и довести потребителя до сведения о проведенных мероприятиях не позднее 7 календарных дней с момента разработки мероприятий, взыскать с МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс» моральный вред за оказание некачественных коммунальных услуг в размере 10960 рублей, обязать МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс» произвести перерасчет за холодное водоснабжение за период с 14.07.2014г. по 14.07.2017г. со снятием 100% оплаты за холодную воду и наложении штрафа в размере 50% в счет оплаты коммунальных услуг по адресу: <адрес> признать незаконными начисления, произведенные МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс» за холодное водоснабжение по адресу <адрес> до полного устранения частичной подачи воды.
Представитель МУП «Чернышевский теплоэнергетический комплекс городского поселения «Чернышевское» ФИО2 иск не признал в полном объеме, просит в иске отказать.
Определением от 06 сентября 2017 года для участия в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского поселения «Чернышевское».
Представитель администрации ФИО3, действующий на основании доверенности исковые требования не признал, находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Определением от 02 февраля 2018 года для участия в деле в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Чернышевский тепловик». Представитель ФИО4 исковые требования не признала, указав о их необоснованности и заявленными к ненадлежащему ответчику.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2012, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
На основании ч. 12 ст. 13 этого же Закона в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до 01.07.2013 г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, закреплены в Приказе Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. N 149.
Условия и критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения установлены в Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 627.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установив в ходе судебного разбирательства, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по <адрес>, фактически отсутствует коллективный прибор учета тепловой энергии, суд по ходатайству сторон назначил судебную строительно-техническую экспертизу, на разрешение экспертов поставив вопрос о наличии технической возможности установления и использования общедомового прибора учета тепловой энергии в жилом доме по адресу <адрес>Д.
Согласно заключения эксперта АНО «Судэкс-Чита» № 445/17 от 18.12.2017 г. установка прибора учета по проектным характеристикам многоквартирного <адрес> невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и без создания новых внутридомовых инженерных систем.
С учетом заключения эксперта, истцом заявлены требования к администрации ГП «Чернышевское» в части возложения обязанности в установленные судом сроки произвести реконструкцию внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложения обязанности в установленные судом сроки заключить договор с лицензионной компанией по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, возложения обязанности в установленные судом сроки предоставить истцу качественные коммунальные услуги по бесперебойной подаче холодной воды.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ч. l статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки; подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, а именно в соответствии с пунктом 5 указанных Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения; состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Также в соответствии, с пунктом 6 указанных правил, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно предоставленной информации в материалы дела, в многоквартирном доме по <адрес> квартиры находятся в муниципальной собственности городского поселения «Чернышевское». В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения Соответственно, доля администрации ГП «Чернышевское» в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорциональна площади квартир, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
По правилам ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст.44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирными домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Вопрос о реконструкции и капитальном ремонте внутридомовые инженерных сетей в обязательном порядке должен быть рассмотрен на общем собрании собственников многоквартирного дома, путем принятия решения прямым голосованием всех собственников многоквартирного дома.
Общее собрание собственников по данному вопросу не проводилось и решение не принималось.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вода целях содержания общего имущества многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ст.166 ЖК РФ, перечень услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В силу частей 1 и 2 статьи 189 ЖК РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно части 1 статьи 190 ЖК РФ, Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
С учетом перечисленных положений жилищного законодательства, капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей входит в перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, финансируются за счет взносов на капитальный ремонт, включенных в структуру платы за жилье и коммунальные услуги, является обязательством всех собственников помещений многоквартирного дома, а также проводится на основании принятого на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения.
Требование истца о понуждении МУП «ЧТК» и администрации ГП «Чернышевское» произвести реконструкцию внутридомовых тепловых инженерных сетей по адресу: <адрес> и обязать ответчиков заключить договор с лицензионной компанией по установке общедомового прибора учета тепла с заключением договора с потребителем с рассрочкой оплаты на 5 лет не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч. 3).
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно ч. 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В частности, в п. 4 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация городского поселения «Чернышевское» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и (или) законами Забайкальского края.
В пос. Чернышевск по. ФИО5 2Д водоснабжение централизованное, организовано из скважины.
Постановлением Администрации ГП «Чернышевское» от 16.07.2013 г. № 137 утвержден Устав МУП «ЧТК», в соответствии с которым (п.3) основной целью предприятия является обеспечение населения качественными услугами тепло и водоснабжения.
Согласно сообщений администраций, госжилинспекции недостаточное количество воды обусловлено низким дебетом скважины. Указанное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается и более того представителем администрацией ГП «Чернышевское» указано о том, что в настоящее время по ул. Северная 2д водоснабжающей организацией является ООО «Тепловик», с данной организацией заключено концессионное соглашение, которое действует с 01.12.2017 г., в данном соглашении содержится перечень переданного имущества. В администрации недостаточно денежных средств для модернизации водоснабжения.
В силу положений ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае невозможности исполнения ООО "Тепловик" принятых на себя по договору от 01.12.2017 г. обязательств, так и в случае отказа от такого исполнения, обязанность принять меры по организации водоснабжения населения МО ГП «Чернышевское», к которым относится и осуществление капитального ремонта скважины и водопроводных сетей, возложена на администрацию ГП «Чернышевское», и не относиться к расходным обязательствам МУП «ЧТК».
Учитывая объем мероприятий, которые будет необходимо произвести ответчику в целях организации капитального ремонта большого количества водопроводных сетей, скважин и т.д., в частности: необходимости включения соответствующих расходов в бюджет муниципального образования, подготовки проектов, осуществления процедуры заключения муниципальных контрактов на выполнение соответствующего вида работ и т.п., представляется разумным установить срок для исполнения решения до 15 сентября 2018 года.
В ходе судебного заседания установлено, что истцу вода подается по централизованной сети и фиксируется индивидуальным прибором учета, что истцом не опровергается. Данное положение свидетельствует о производимой оплате за водоснабжение согласно показаний счетчика и отсутствии переплаты.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить в части.
Обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» в срок до 15 сентября 2018 года обеспечить качественное и бесперебойное водоснабжение ФИО1 по адресу <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 30 дней путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья А.В. Мусихин