УИД: 24RS0036-01-2017-000706-48
дело № 2-2/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Лукашовой О.В. с участием:
представителя истца Кузьмина А.В.
представителей ответчика АО «Васильевский рудник» Осадчук О.Е., Тенятниковой О.А.
представителя ответчика администрации Мотыгинского района Макаровой Т.Ю.
представителя третьего лица МКУ «Служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района» Бондаренко Т.В.
представителя третьего лица Законодательного Собрания Красноярского края Орлова П.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дубовик О.В. к АО «Васильевский рудник», администрации Партизанского сельсовета, администрации Мотыгинского района, Министерству строительства Красноярского края о взыскании денежной компенсации за квартиру в результате причинения вреда при ведении работ, создающих повышенную опасность для окружающих,
установил:
Дубовик О.В. обратилась в суд с иском (уточненным) к АО «Васильевский рудник», администрации Партизанского сельсовета, администрации Мотыгинского района, Министерству строительства Красноярского края:
- о возложении обязанности на администрацию Партизанского сельсовета и администрацию Мотыгинского района признать аварийным и подлежащим сносу жилого дома по адресу: <адрес>;
- признании Дубовик О.В. включенной в список получателей социальных выплат в связи с переселением из поселка Партизанск с правами, предусмотренными Законом края № 10-4274 от 10.03.2016 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края» (далее - Закон края № 10-4274);
- взыскании в пользу Дубовик О.В. с субъекта Российской Федерации Красноярского края в лице Министерства строительства Красноярского края, АО «Васильевский рудник», муниципального образования Мотыгинский район в лице финансово-экономического управления администрации денежной компенсации за причиненный вред в размере 2068924 (два миллиона шестьдесят восемь тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля /т. 3 л.д. 19-26/.
Исковые требования мотивированы следующим:
На основании решения Мотыгинского районного суда Красноярского края от 6.10.2016 Дубовик О.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании Закона края № 10-4274, все жители, указанные в законе, имеют возможность получить за свои жилые помещения денежную компенсацию на условиях, указанных в законе, при сдаче квартиры в муниципальную собственность Мотыгинского района.
Однако, при обращении Дубовик О.В. в администрацию Мотыгинского района с письменным заявлением и предоставлением всех необходимых документов, в выплате компенсации было отказано в связи с тем, что она не проживает на территории п. Партизанск Мотыгинского района и не имеет регистрации в данном населенном пункте.
Данное решение считает незаконным, поскольку п. 2 ст. 2 Закона края № 10-4274 было предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на граждан, у которых право собственности на жилые помещения возникло после дня официального опубликования настоящего Закона, за исключением перехода права собственности в порядке наследования или приватизации. Дубовик О.В. оформила право собственности на квартиру в порядке наследования на основании решения Мотыгинского районного суда от 6.10.2016.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 35 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
В настоящее время в черте поселка и на территории п. Партизанск Мотыгинского района производится добыча руды цветных металлов. Данные обстоятельства подтверждаются: выпиской из ЕГРЮЛ АО «Васильевский рудник», в части информации о получении лицензии в месте добычи рудного золота именно на территории п. Партизанск, фотоснимками поселка Партизанск от 23.07.2017, где отражен поселок и отвалы горных пород на территории поселка, движение автотранспорта ответчика, схемой расположения карьера и жилых домов п. Партизанск.
Указанные работы производятся в нарушение прав и законных интересов граждан, с нарушением требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, т.е. без установки санитарно-защитной зоны с учетом класса опасности при добыче цветных руд и нерудных ископаемых в 500м. до черты поселения (п. 7.1.3).
Ответчиком (АО «Васильевский рудник») производятся горные работы согласно выданной лицензии, КРР 01547 БЭ от 1.03.2005 сроком до 31.03.2020 для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Местом действия лицензии является территория поселка Партизанск Мотыгинского района, то есть территория поселения, где расположен жилой дом <адрес> в котором, принадлежит на праве собственности Дубовик О.В.
Согласно данных ортофотоплана и схемы мест нахождения границ карьера «Восточный» АО «Васильевский рудник» до жилых домов п. Партизанск расстояние составляет 420м. Работы по обустройству отвалов горных пород карьера производятся непосредственно на территории поселения Партизанского сельсовета. Указанные обстоятельства подтверждаются данными публичной кадастровой карты Красноярского края и фотографиями поселка Партизанск от июля 2017г.
Кроме того, АО «Васильевский рудник» в границах поселения производятся взрывные работы в лесных квартах, совпадающих с границами лесных кварталов поселения, согласно данных лицензии ВХ-00 014883 от 25.10.2016 о производстве работ по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов. Местом действия лицензии являются лесные квартала Южно-Енисейского участкового лесничества Мотыгинского лесничества: 99, 100, 277, 279, 342 с соответствующими выделами, прилегающими и находящимися на расстоянии менее 500 метров от границ поселения поселка Партизанск, согласно страницы 16 выписки из ЕГРЮЛ АО «Васильевский рудник».
Согласно закона Красноярского края от 25.02.2005 № 13-3137 с приложением 21 к Закону края (с изменениями от 30.10.2008 № 7-2265) «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Мотыгинский район и находящихся в его границах иных муниципальных образования» (приложение 21 описание границ муниципального образования Партизанский сельсовет), указанные квартала совпадают с лесными кварталами границ поселка Партизанск Мотыгинского района: 277, 278, 339 в восточном направлении и по геодезическим данным и координатам границ, договоров аренды лесного фонда АО «Васильевский рудник», заключенных с КГБУ «Мотыгинское лесничество» на производство горных работ.
Планом развития горных работ АО «Васильевский рудник» вообще не предусмотрена выплата компенсаций собственникам жилых помещений и других объектов, расположенных в п. Партизанск, что является нарушением общих правил и требований, предусмотренных ГК РФ о порядке выплаты компенсаций за причинение вреда, лицом причиняющим вред, в связи с производственной деятельностью.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «Васильевский рудник» ответчику выдана лицензия для разработки золоторудного месторождения на территории п. Партизанск, следовательно, земельные участки на территории поселения в целом переданы с недрами в пользование ответчику.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.06.2017 № 925/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2017 года» по Красноярскому краю установлен 39787 рублей. В среднем по РФ 38320 рублей. Исходя из этого, сумма денежной компенсации за квартиру Дубовик О.В. должна быть рассчитана следующим образом (52 кв.м. (общая площадь квартиры) х 39787 рубля (стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещении) = 2068924 рубля (сумма компенсации). Согласно указанного Приказа Министерства, этот норматив должен использоваться всеми лицами, для расчета социальных выплат для всех категорий граждан в качестве возмещения за жилые помещения.
Деятельность АО «Васильевский рудник», в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, по добыче руд цветных металлов является деятельностью юридического лица, связанной с повышенной опасностью для окружающих (с использованием взрывчатых веществ и осуществлением вскрышных работ, с использованием взрывных работ в районе поселения, что является неизбежным условием гибели имущества истца и привело уже к невозможности проживания граждан в п. Партизанск).
Согласно проекта разработки закона Красноярского края и социально-экономического обоснования данного закона по переселению граждан, проживающих в п. Партизанск Мотыгинского района, по причине ведения горных и геологоразведочных работ по добыче рудного золота и места расположения запасов указанных месторождений золота, непосредственно на территории поселения, включая жилые зоны, было принято решение о пожертвовании денежных средств в бюджет Красноярского края АО «Васильевский рудник», с целью расширения промышленной зоны карьера «Восточный» на территории поселка и отселения граждан п. Партизанск Мотыгинского района. Законодательным собранием Красноярского края был принят закон Красноярского края от 10.03.2016 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края № 10-4274, для реализации экономического развития предприятия - ответчика АО «Васильевский рудник».
Фактически было произведено отселение граждан с санитарно-защитной зоны для разработки недр согласно плана горных работ и его развития АО «Васильевский рудник» на период 2015-2020гг.
Финансирование принятого закона и его исполнение производится за счет средств пожертвований в бюджет Красноярского края АО «Васильевский рудник» по заключенному соглашению между Правительством Красноярского края от 3.03.2016, что подтверждается Законом Красноярского края «О бюджете Красноярского края на 2016г.» с учетом корректировки Законодательным Собранием Красноярского края в марте 2016 года, а также письмом генерального директора АО «Васильевский рудник» адресованным Дубовик О.В. от 4.12.2017 № 966.
В судебном заседании представитель истца Дубовик О.В. - Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности № 5-700 от 27.11.2017, исковые требования поддержал только в части взыскания в пользу Дубовик О.В. с субъекта Российской Федерации Красноярского края в лице Министерства строительства Красноярского края, АО «Васильевский рудник», муниципального образования Мотыгинский район в лице финансово-экономического управления администрации денежной компенсации за причиненный вред имуществу в размере 2068924 рубля.
В судебном заседании пояснил, что истец Дубовик О.В. является собственником квартиры, расположенной в п. Партизанск, где осуществляет производственную деятельность ответчик АО «Васильевский рудник». Ответчиком АО «Васильевский рудник» получена лицензия КРР01546БЭ для разведки и добычи полезных ископаемых, границы которой расположены в границах п. Партизанск, где расположена жилая зона, в том числе квартира истицы. В связи с расширением производственной зоны АО «Васильевский рудник», администрацией Мотыгинского района было принято решение о признании жилых домов, расположенных на ул. Партизанская, Советская, Первомайская аварийными и подлежащими сносу. В связи с необходимостью осуществления разведки и добычи полезных ископаемых на территории п. Партизанск, были приняты Закон края от 22.03.2018 № 5-1498 «Об упразднении муниципального образования Партизанский сельсовет», а также Закон края от 10.03.2016 № 4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края». Дубовик О.В. не была включена в список лиц, имеющих право на получение денежной компенсации за жилое помещение, расположенное в п. Партизанск, поскольку указанный закон не содержал механизма решения вопроса в отношении лиц, которые на территории поселения имели в собственности жилое помещение, но при этом на территории поселка не проживали. Полагает, что денежная компенсация за жилое помещение подлежит взысканию в солидарном порядке с ответчиков, поскольку переселение граждан из поселка Партизанск проводилось за счет денежных средств АО «Васильевский рудник», а действия администрации Мотыгинского района способствуют расширению производственной деятельности АО «Васильевский рудник» на территории п. Партизанск на основании выданных лицензий. Действия администрации Мотыгинского района и АО «Васильевский рудник» создают опасность для имущества истца.
Представители ответчика АО «Васильевский рудник» Осадчук О.Е., действующая на основании доверенности № 121/2018 от 19.11.2018, Тенятникова О.А., действующая на основании доверенности № 040/2019 от 18.03.2019, исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований к АО «Васильевский рудник» отказать. В отзыве представитель Осадчук О.Е. указала, что 10.03.2016 был принят закон Красноярского края № 10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края» (Документ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с истечением срока действия, установленного статьей 23 данного документа). По условиям данного закона, Дубовик О.В. на момент формирования списков получателей социальной выплаты должна была быть собственником спорной квартиры либо оформлять право собственности в порядке наследования (в случае смерти собственника квартиры, находившегося в списке либо фактически вступившего в наследство, но не оформившего право собственности и проживавшего в спорной квартире), но в любом случае иметь место жительства в п. Партизанск до дня официального опубликования закона. На момент формирования списков получателей социальной выплаты Дубовик О.В. места жительства в поселке Партизанск не имела, зарегистрирована по месту жительства в г. Москва. В связи с изложенным считает, что у Дубовик О.В. не возникло права на получение социальной выплаты на основании вышеуказанного закона. 10.12.2018 постановлением администрации Мотыгинского района Красноярского края № 553-п спорная <адрес> в п. Партизанск Мотыгинского района Красноярского края признана непригодной для проживания, не подлежащей ремонту и реконструкции, и подлежащей сносу. С учетом сложившейся правоприменительной судебной практики в случае признания жилого дома не пригодным для проживания и подлежащего сносу не возникают отношения, которые регулируются нормами гражданского законодательства, в частности ст.ст. 1064 и 1082 ГК РФ (о возмещении вреда), поскольку жилье будет предоставляться не в связи с причинением вреда собственнику жилого помещения, а ввиду признания жилого дома не пригодным для проживания. В данном случае должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ, которые определяют порядок обеспечения прав собственника при сносе жилого помещения. АО «Васильевский рудник» субъектом данных правоотношений не является.
Доводы истца о расположении жилого помещения в санитарно-защитной зоне, отсутствие проекта СЗЗ со ссылкой на постановление администрации Мотыгинского района Красноярского края № 553-п считает незаконными и необоснованными в связи со следующим:
Согласно п. 4 класса II подраздела 7.1.3 действующего «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» промплощадка месторождения «Партизанское» АО «Васильевский рудник» относится ко II классу опасности ориентировочным с размером СЗЗ 500м. В 2016 году разработан проект санитарно-защитной зоны АО «Васильевский рудник» месторождение «Партизанское» и получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000780.07.16 от 22.07.2016, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Размер СЗЗ установлен радиусом 500м. По результатам акустических расчетов и исследований точках на границе СЗЗ радиусом 500м. уровни звука от промышленной площадки - карьера месторождения «Партизанское», не превышают допустимые значения - как для дневного, так и для ночного периода. Соблюдение требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96 обеспечивается. По результатам акустических расчетов и исследований при проведении взрывных работ на границе ориентировочной СЗЗ предприятия уровень шума не превышает допустимые значения. Соблюдение требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96 обеспечивается. На основании проведенных натурных измерений инфразвука и вибрации при проведении взрывных работ при разработке месторождения «Партизанское» превышений ПДУ по инфразвуку и вибрации на границе СЗЗ размером 500 м. месторождения «Партизанское» АО «Васильевский рудник» наблюдаться не будут. Таким образом, результатами расчетов и исследований установлено, что уровень акустического воздействия, инфразвука и вибрации от работающего горного оборудования, и автотранспорта на границе СЗЗ с ориентировочным размером 500м месторождения «Партизанское» АО «Васильевский рудник» не превышает допустимых значений. Согласно выполненным расчетам безопасных расстояний при ведении взрывных работ окончательная величина радиуса опасной зоны для карьера «Партизанское» АО «Васильевский рудник» принята равной 400м. На границе СЗЗ с ориентировочным размером 500м. месторождения «Партизанское» АО «Васильевский рудник» величина радиуса опасной зоны не превышает допустимых значений. На основании вышеизложенного следует, что воздействие на жилой объект по улице Первомайская, д. 10 кв. 1, который расположен за пределами СЗЗ и находится на расстоянии 800м., отсутствует. Таким образом, выводы Бондаренко Т.В., изложенные в постановлении администрации Мотыгинского района Красноярского края № 553-п не соответствуют действительности, кроме того Бондаренко Т.В. не уполномочена давать оценку деятельности рудника как источника негативного влияния на среду обитания и здоровье человека. На основании изложенного, считает АО «Васильевский рудник» ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении требований к АО «Васильевский рудник» отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Мотыгинского района Макарова Т.Ю., действующая на основании доверенности № 32 от 19.07.2018, исковые требования к администрации Мотыгинского района не признала, в их удовлетворении просила отказать.
Представитель ответчика - Министерства строительства Красноярского края, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление (уточненное), Министр Козупица С.А. указал, что истец связывает заявленные требования в части взыскания денежных средств с ответственностью за причинение вреда. Вместе с тем, доказательств причинения министерством вреда имуществу Дубовик О.В. истцом не представлено. Из искового заявления не представляется возможным установить, какой вред причинило, и соответственно, должно возместить истице министерство. Исковые требования о включении истицы в список получателей социальной выплаты с правами, предусмотренными Законом края № 10-4274, в случае их удовлетворения не могут быть исполнимы по следующим основаниям. Данный краевой закон был принят в целях переселения граждан, проживающих в поселке Партизанск Мотыгинского района, в другие населенные пункты края. В соответствии с Законом края меры социальной поддержки были оказаны гражданам, имеющим на дату вступления в силу Закона края место жительства в поселке Партизанск. Истице было отказано в предоставлении социальной выплаты по причине несоответствия требованиям Закона края (место жительства в пос. Партизанск). Гражданам, включенным администрацией в список получателей социальных выплат, предоставлена мера социальной поддержки. Финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных выплат, осуществлялось за счет средств краевого бюджета (денежные средства акционерного общества «Васильевский рудник» перечислялись в краевой бюджет по договорам пожертвования). Финансирование осуществлялось в рамках реализации мероприятия № 22 государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства являлось главным распорядителем бюджетных средств по данному мероприятию. Согласно статье 23 вышеназванного закона период его действия ограничен 1 января 2018 года. В связи с чем, Законом Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» средств на реализацию мероприятий, в соответствии с Законом края № 10-4274, не предусмотрено. Таким образом, предоставление социальной выплаты Дубовик О.В. в рамках реализации Закона края № 10-4274 прекратившим действие 1.01.2018, не представляется возможным.
Представитель третьего лица - Законодательного Собрания Красноярского края Орлов П.Г., действующий на основании доверенности № 833-и-ЗС от 21.03.2018 в судебном заседании пояснил, что исковые требования не затрагивают права и обязанности Законодательного Собрания Красноярского края. Касаемо доводов истца о наличии у него права на получение социальной выплаты на приобретение жилья на территории Красноярского края в соответствии с Законом края № 10-4274 (утратившим силу с 01.01.2018) отметил, что в силу положений статьи 2 Закона края № 10-4274 указанная выплата предоставлялась гражданам, имевшим место жительства в поселке Партизанск на дату вступления в силу данного закона края. Несоблюдение данного условия исключало возможность получения указанной социальной выплаты. В отношении требований о возмещении вреда, причиненного имуществу истца, полагает, что в рамках данных правоотношений Законодательным Собранием Красноярского края, а также иными органами государственной власти края вред имуществу истца не причинялся.
Представитель третьего лица - МКУ «Служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района» в лице начальника учреждения Бондаренко Т.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания с администрации Мотыгинского района в солидарном порядке денежной компенсации за причиненный вред, стоимости квартиры по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Бондаренко Т.В. пояснила следующее. Пунктом 1 Протокола рабочего совещания от 22.08.2014 № 167, проведенного Первым заместителем Губернатора Края - председателем Правительства края Томенко В.П. по обращению АО «Васильевский рудник» о переносе поселка Партизанск Мотыгинского района, была создана рабочая группа для разработки предложений по переселению жителей поселка Партизанск Мотыгинского района.
Финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных выплат, компенсацией расходов по проезду и провозу багажа, компенсацией переданных государственных полномочий являлось расходным обязательством Красноярского края и осуществлялось исключительно в пределах объемов пожертвований в краевой бюджет со стороны АО «Васильевский рудник».
На Красноярском экономическом форуме было подписано соглашение о порядке финансирования переселения жителей поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края. Подписали соглашение председатель Правительства Красноярского края Томенко В., руководитель красноярского офиса АО «Васильевский рудник» Колчин А., первый вице-президент - начальник департамента нефтегазовых проектов АО «Газпромбанк» Родионов М. Достигнутые договоренности закрепили намерения ЗАО «Васильевский рудник» реализовать инвестиционные проекты по добыче и переработке золота в том числе на территории п. Партизанск.
В дальнейшем был издан Закон Красноярского края от 10.03.2016 №10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края», в целях поддержки граждан по переселению. То есть прямая заинтересованность АО «Васильевского рудника» занять территорию п. Партизанск с 2014 года прослеживается. Об этом и говорят, полученные АО «Васильевский рудник» лицензии № КРР 01547БЭ, КРР01546БЭ. Деятельность АО «Васильевский рудник» в п. Партизанск является источником повышенной опасности. Любые взрывные работы, выполняемые АО «Васильевским рудником», даже в минимальном эквиваленте, непосредственно оказывают негативное воздействие на жилые помещения. Взрывы, которые происходили в поселке Партизанске, настолько мощные, что у некоторых граждан выбивало стекло в домах. Впоследствии граждане п. Партизанска неоднократно стали обращаться к Президенту РФ, Правительству РФ и Правительству Красноярского края с просьбой о переселении из опасной зоны п. Партизанска.
Закон Красноярского края от 10.03.2016 №10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края» не содержал порядка действий с объектами недвижимого имущества не подпадающими под условия закона. Закон прекратил свое действие <данные изъяты>
Естественно, чем меньше граждан у района, тем меньше муниципальное образование. Соответственно и меньше финансовая помощь с края. С учетом того, что АО «Васильевский рудник» в соответствии с лицензией на недропользование принял на себя весь объем прав и обязанностей недропользователей, именно он должен нести ответственность за причинение вреда в результате производства работ, именно на него должна быть возложена обязанность предоставления жилья, пришедшего в непригодное состояние, либо выкуп жилья. Очевидно, что объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу на праве собственности, пришел в непригодное состояние, процесс его разрушения увеличился в последние годы в связи с ведением АО «Васильевский рудник» вблизи населенного пункта по добыче полезных ископаемых.
Истец ссылается на статью 1079 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
АО «Васильевский рудник» владеет источником повышенной опасности. Согласно правилам землепользования и застройки п. Партизанск, улица Партизанская, Советская, Первомайская подпадают под действие лицензии, на основании которой АО «Васильевский рудник» осуществляет свою производственную деятельность. Поскольку улица Первомайская под действие лицензии подпадает, соответственно, под действие лицензии подпадает и спорный дом. На ул. Советская дома уже сносятся. Заинтересованность АО «Васильевского рудника» в ликвидации поселка подтверждается их письмами и обращениями с просьбой о переводе категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли промышленные». Если смотреть аэрофотосъемку, которую сделал кадастровый инженер, то видно, что под действие лицензии подпадают три улицы, в том числе и Первомайская. Границы населенного пункта совпадают с границами лицензии КРР01546БЭ. Если АО «Васильевский рудник» до настоящего времени не вели какие-либо действия по добыче ископаемых по данной лицензии, но их намерения прослеживаются с момента получения вышеуказанной лицензии.
Одной из причин признания межведомственной комиссией домов аварийными и подлежащими сносу в п. Партизанск, в том числе, явилось ухудшение положения граждан вблизи открытого источника опасности - карьера АО «Васильевский рудник». Руководство АО «Васильевский рудник» зная, что в поселке Партизанске есть школа, садики и иные социальные объекты обязан был предпринять какие-то меры по устранению возникших на сегодняшний момент проблем. При получении принятого на уровне субъекта Закон Красноярского края и соглашения, которое муниципальным образованием Мотыгинский район даже не подписывалось, Муниципального образованию Мотыгинский район ничего не оставалось делать, как предпринимать какие-либо действия по исполнению вышеуказанных документов. Муниципальное образование Мотыгинский район не были стороной данного соглашения. Оно заключалось исключительно между Правительством Красноярского края и АО «Васильевский рудник», в связи с чем, ответственность за причинение вреда имуществу гражданина в полном объеме должна быть возложена на АО «Васильевский рудник».
Выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, предъявленные к АО «Васильевский рудник», о взыскании денежной компенсации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования о возложении обязанности на администрацию Партизанского сельсовета и администрацию Мотыгинского района признать аварийным и подлежащим сносу жилой дом по адресу: <адрес>; признании Дубовик О.В. включенной в список получателей социальных выплат в связи с переселением из поселка Партизанск с правами, предусмотренными Законом края № 10-4274 от 10.03.2016 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края», представитель истца не поддержал, в связи с чем, в этой части исковые требований не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Перечень оснований прекращения права собственности, указанный в ст. 235 ГК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование электрической энергии высокого напряжения) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданину, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном владении.
В судебном заседании установлено следующее:
Согласно выписке из ЕГРН, квартира по адресу: <адрес> кадастровый №, площадью № кв.м., зарегистрирована на праве собственности за Дубовик О.В. Основание: решение Мотыгинского районного суда от 6.10.2016.
На регистрационном учете в указанном жилом помещении истец не состоит.
В соответствии с Протоколом рабочего совещания от 22.08.2014 № 167, проведенного Первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края Томенко В.П. по обращению ЗАО «Васильевский рудник» о переносе поселка Партизанск Мотыгинского района, была создана рабочая группа для разработки предложений по переселению жителей поселка Партизанск Мотыгинского района.
Финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных выплат, компенсаций расходов по проезду и провозу багажа, компенсацией переданных государственных полномочий являлось расходным обязательством Красноярского края и осуществлялось в пределах объемов пожертвований в краевой бюджет со стороны ЗАО «Васильевский рудник».
В целях переселения граждан, проживающих в поселке Партизанск Мотыгинского района, в другие населенные пункты края был принят Закон края от 10.03.2016 № 10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края».
Данный Закон регулирует отношения, связанные с установлением условий предоставления социальных выплат гражданам, учетом граждан, а также определением размера социальных выплат и порядком их получения. Согласно статье 23 Закона края, срок его действия ограничен 1.01.2018.
Учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат осуществлялся администрацией Мотыгинского района.
Мерой государственной поддержки в рамках Закона края было предоставление гражданам социальных выплат на приобретение жилья на территории Красноярского края и компенсация расходов на оплату стоимости проезда (с учетом переселяющихся членов семьи) к новому месту жительства на территории края и стоимости провоза багажа.
Финансовое обеспечение мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств акционерного общества «Васильевский рудник», перечисленных в краевой бюджет по договорам пожертвования.
В соответствии с указанным Законом края меры социальной поддержки были оказаны гражданам, имеющим на дату вступления в силу Закона края место жительства в поселке Партизанск.
Истице Дубовик О.В. было отказано в предоставлении социальной выплаты по причине не соответствия требованиям Закона края (место жительства в п. Партизанск).
Согласно отзыва ответчика - Министерства строительства Красноярского края, финансирование осуществлялось в рамках реализации мероприятия № 22 государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства являлось главным распорядителем бюджетных средств по данному мероприятию.
Законом Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» средств на реализацию мероприятий, в соответствии с Законом края № 10-4274, не предусмотрено. Предоставление социальной выплаты Дубовик О.В. в рамках реализации Закона края № 10-4274, прекратившим действие с 01.01.2018, не представляется возможным.
Не согласившись с решением об отказе в предоставлении социальной выплаты, истец обратилась в суд с настоящим иском о взыскании в солидарном порядке с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, АО «Васильевский рудник», администрации Мотыгинского района, компенсации стоимости квартиры за причиненный имуществу вред в силу ст. 1064, ст. 1079 ГК РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 11.12.2017 № 878-р «О преобразованиях в структуре органов исполнительной власти Красноярского края» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края переименовано в Министерство строительства Красноярского края.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда истцу необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств:
- противоправный характер поведения лица, причинившего вред;
- причинная связь между противоправными поведением причинителя вреда и наступившими последствиями;
- вина лица, причинившего вред.
Доказательств причинения вреда Министерством строительства Красноярского края и администрацией Мотыгинского района, представителем истца Кузьминым А.В. в ходе судебного заседания не представлено, в связи с чем, у суда нет оснований для возложения на указанных ответчиков обязанности по возмещению вреда имуществу истца в виде денежной компенсации.
Считая обоснованными требования в части взыскания денежной компенсации за квартиру в результате причинения вреда при ведении работ, создающих повышенную опасность для окружающих с АО «Васильевский рудник», суд исходит из следующего:
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО «Васильевский рудник», является производство драгоценных металлов, одним из дополнительных: добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).
1.03.2005 АО «Васильевский рудник» выдана лицензия №КРР01546БЭ сроком действия (13.02.2012 - 31.03.2020) с видом лицензируемой деятельности: пользование недрами; место действия лицензии: Красноярский край Мотыгинский район п. Мотыгино.
Согласно Акта обследования от 10.04.2019, подготовленного кадастровым инженером Сиренко Л.Н., граница муниципального образования п. Партизанск частично входит в границу участка по лицензии КРР 01546БЭ, недропользователь АО «Васильевский рудник». Согласно акту аэрофотосъемки п. Партизанск в границы лицензии КРР01546БЭ подпадают улицы Партизанская, Советская, Первомайская.
Из отзыва ответчика АО Васильевский рудник» и представленных документов, следует, что согласно изменениям к лицензии на право пользования недрами № КРР01546БЭ, пункт 1.3., установлен вид пользования недрами: для разведки и добычи полезных ископаемых. В соответствии с проектом доразведки месторождения рудного золота «Партизанское», в настоящее время ответчиком ведутся работы по отбору крупнотоннажной пробы. Поскольку проект разведки/доразведки в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не относится к градостроительной документации, соответственно, установление санитарно-защитной зоны не требуется.
По данным, представленным МКУ «Служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района», АО «Васильевский рудник» неоднократно обращался в администрацию Мотыгинского района с просьбой о переводе земельных участков из одной категории в другую в границах улиц Партизанская, Советская (Письмо от 14.06.2018 № 1-07-00485, от 25.05.2018 № 1-07-00437) с целью размещения объектов капитального строительства - карьера, руслоотвода согласно проектной документации «отработка месторождения «Партизанское» открытым способом для добычи рудного золота на месторождении «Партизанское», в соответствии с лицензией КРР 01546 БЭ.
В целях переселения граждан, проживающих в поселке Партизанск Мотыгинского района, в другие населенные пункты края был принят Закон края от 10.03.2016 № 10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края».
По сведениям МКУ «Служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района», с соблюдением условий закона края от 10.03.2016 № 10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края» переселено 193 семьи (476 человек).
Согласно данных ЕГРН на территории п. Партизанск расположено всего 537 объектов недвижимого имущества.
На 150 объектов зарегистрированы права: 7 физических лиц, 2 субъекта РФ Красноярского края, 1 РФ, 3 юридических лиц, 137 МО Мотыгинский район. На 387 объектов права не зарегистрированы.
Закон края № 10-4274 не содержит Порядка действий с объектами недвижимого имущества не попадающими под условия закона.
В соответствии с Законом края от 22.03.2018 № 5-1498 «Об упразднении муниципального образования Партизанский сельсовет Мотыгинского района и внесении изменений в Закон края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Мотыгинский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» муниципальное образование Партизанский сельсовет в настоящее время упразднено, его территория включена в состав межселенной территории Мотыгинского района, а его правопреемником является муниципальное образование Мотыгинский район. Поселок Партизанск, как административная единица не ликвидирован.
По данным, предоставленным начальником МКУ «Служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района Бондаренко Т.В., на территории поселка в настоящее время отсутствует какая-либо социальная инфраструктура: закрыты школа, медицинское учреждение (ФАП), поселок отключен от электроснабжении, линия ЛЭП демонтирована. На сегодняшний день все дома в поселке Партизанск признаны аварийными и подлежащими сносу, в связи с производственной деятельностью АО «Васильевский рудник» вблизи поселка Партизанск по добыче полезных ископаемых на основании лицензии КРР01547БЭ (место действия лицензии п. Партизанск). По инициативе АО Васильевский рудник, в связи с необходимостью расширения производственной зоны в границах жилого комплекса п. Партизанск, в настоящее время ведется процесс ликвидации поселка, путем сноса объектов недвижимости. Проживать в поселке Партизанск и обеспечивать сохранность имущества, в силу указанных обстоятельств, не представляется возможным. Проживания в поселке Партизанск опасно для жизни и здоровья граждан.
Для предоставления дополнительных доказательств причинения вреда имуществу истца, сторона истца обратилась в администрацию Партизанского сельсовета Мотыгинского района о созыве межведомственной комиссии с целью обследования жилого помещения, установления причин его разрушения и даче заключения, в чем истцу было отказано.
Решением Мотыгинского районного суда от 24.05.2018, на администрацию Мотыгинского района Красноярского края была возложена обязанность созвать межведомственную комиссию и провести оценку соответствия <адрес> в целях установления пригодности или непригодности для проживания.
Согласно протокола № 3 заседания межведомственной комиссии по признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14.11.2018, председателем которой стал И.О. заместителя Главы администрации Мотыгинского района по обеспечению жизнедеятельности Журавков А.А., жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания и подлежащим сносу.
При принятии решения, члены комиссии провели визуальный осмотр помещения на месте, а также получили техническое заключение, выполненное Территориальным Градостроительным Институтом «Красноярск Гражданпроект». Согласно заключения: физический износ здания в части квартиры № 1, соответствии с ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» составляет 70%; техническое состояние здания с расположенной в нем квартиры № 1 в соответствии с МДК 2-04.2004 «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» оценивается как ветхое; выявленные дефекты и повреждения отдельных строительных конструкций (стены, чердачное перекрытие, крыша) в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» свидетельствуют об их аварийном техническом состоянии и представляют угрозу жизни и здоровью граждан, требуется ограничить пребывание людей в данном здании. Техническое состояние остальных конструкций оценивается как ограниченно-работоспособное.
По результатам визуального осмотра квартиры, члены комиссии указали, что согласно схемы расположения карьера АО «Васильевский рудник», ориентировочное расстояние от карьера до двухквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 800м.
Промышленные объекты по добыче железных руд и горных пород открытой разработкой относятся к II классу - санитарно-защитная зона 500с. (лицензия КРР01547БЭ).
По лицензии КРР 01546БЭ санитарно-защитная зона не установлена (доразведки месторождения рудного золота «Партизанское»).
Однако комиссия пришла к выводу, что именно непосредственно карьер АО «Васильевский рудник» имеет негативное воздействие на среду обитания и здоровье человека, в связи с тем, что находится непосредственно вблизи населенного пункта и до ближайшей <адрес> находится в 540м. В связи с значительным физическим износом здания, а также ветхим техническим состоянием, <адрес> непригодна для проживания, отсутствует целесообразность ее реконструкции или капитального ремонта.
Допрошенный в судебном заседании председатель межведомственной комиссии Журавков А.А. пояснил, что при визуальном обследовании спорного жилого помещения была обнаружена значительная трещина в фундаменте, которая не могла образоваться в связи с ненадлежащим содержанием жилого дома собственником, могла возникнуть именно от деятельности АО «Васильевский рудник», которые производят взрывные работы на карьере, расположенном вблизи поселка Партизанск.
Как следует из пояснений начальника МКУ Служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района» Бондаренко Т.В., представителя администрации Мотыгинского района Макаровой Т.Ю., в адрес администрации района поступили жалобы граждан, которые жаловались на то, что от взрывов, производимых АО Васильевский рудник вблизи поселка Партизанск, тряслись дома, имели место случаи, когда в домах выбивало стекла, именно в связи с этим, а также в связи с желанием АО Васильевский рудник расширить производственную зону по добыче полезных ископаемых на территорию самого жилого поселка, идет процесс ликвидации поселка, а также произошло переселение граждан на основании Закона Края от 10.03.2016 № 10-4274.
Согласно Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в перечень опасных производственных объектов, входят объекты на которых используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях и т.п.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Таким образом, суд считает, что в судебном заседании был установлен факт причинения вреда имуществу истца именно в связи с производственной деятельностью АО Васильевский рудник, на территории и вблизи поселка Партизанск. С момента переселения жителей поселка Партизанск, суд приходит к выводу, что истец была лишена возможности осуществлять содержание принадлежащего ей имущества в надлежащем состоянии, само проживание граждан в поселке представляет опасность для их жизни и здоровья, поскольку социальна инфраструктура в поселке отсутствует, поселок отключен от электроэнергии, линия ЛЭП демонтирована.
С учетом изложенного, компенсация за причинение вреда имуществу истцу подлежит взысканию с АО «Васильевский рудник».
Определяя размер компенсации, суд исходит из расчета представленного представителем истца, поскольку данный расчет стороной ответчика оспорен не был.
При определении размера возмещения за квартиру, суд исходит из представленного истцом расчета, произведенного на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 № 925/пр «О нормативе одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2017 года», согласно которого на III квартал 2017 года стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения составляет 39787 рублей, которая применяется для определения объема финансирования, а проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда в 2017 году: 39787 рубля х 52 кв.м. (площадь дома по данным тех. паспорта) = 2068924 рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При обращении в суд истец понес расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 18544 рубля 62 копейки, которые подлежат взысканию с ответчика АО Васильевский рудник в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дубовик О.В. удовлетворить в части.
Взыскать с АО «Васильевский рудник» в пользу Дубовик О.В. денежную компенсацию за квартиру по адресу: <адрес> в размере 2068924 (два миллиона шестьдесят восемь тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля, государственную пошлину в размере 18544 (восемнадцать тысяч пятьсот сорок четыре) рубля 62 (шестьдесят две) копейки.
В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Красноярского края, администрации Мотыгинского района о взыскании денежной компенсации за жилье отказать.
Отказать Дубовик О.В. в удовлетворении иска о признании квартиры по адресу: <адрес> аварийной и подлежащей сносу, и включение Дубовик О.В. в список получателей социальной выплаты на основании закона Красноярского края от 10.03.2016 № 10-4274 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова