№2-2/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», о признании действий незаконными и обязании предоставить иные жилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 обратились в суд с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании действий незаконными, предоставлении иных жилых помещений.
В обоснование иска указывают, что являются жителями ... РБ, получили жилые помещения из специализированного жилищного фонда, сформированного ответчиком для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные жилые помещения фактически непригодны для проживания, изготовлены из некачественных материалов. Недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.
С учетом уточнений исковых требований, истцы просили признать незаконными действия Министерства социальной защиты населения РБ в части осуществления общественного контроля за строительством зданий и предварительной оценки жилых помещений на соответствие санитарным и техническим требованиям; признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в части признания жилых помещений пригодными для постоянного проживания; обязать Правительство Республики Бурятия, как орган исполнительной власти предоставить иные жилые помещения.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», в качестве третьих лиц – ИП ФИО30, Республиканская служба государственного и жилищного надзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ..., ГУ МЧС России по ..., ИП ФИО31, ИП ФИО32
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО24, ФИО25, ФИО27, ФИО28, ФИО29 исковые требования поддержали.
Истцы ФИО26, ФИО7, ФИО23, ФИО12, ФИО19 в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя по доверенности ФИО33
Представитель истцов ФИО26, ФИО7, ФИО23, ФИО12, ФИО19, ФИО11, ФИО22, ФИО27, ФИО10, ФИО13 – ФИО33, действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал, уточнив, что действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в части признания жилых помещений пригодными для проживания подлежат признанию незаконными, в том числе, поскольку указанным ответчиком нарушены положения пунктов 5 заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений в части проведения экспертизы на предмет оценки предоставленных продавцом результатов. Также, полагал, что, требования истцов об обязании предоставить жилые помещения взамен непригодных для проживания подлежат удовлетворению за счет Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья».
Кроме того, представитель истцов заявил ходатайство об увеличении исковых требований, в соответствии с которым просил также признать недействительными приказы Министерства социальной защиты населения РБ о предоставлении истцам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, а также, признать недействительными договоры найма специализированного жилого помещения, заключенные ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» с истцами.
Указанное ходатайство о принятии увеличения исковых требований судом оставлено без удовлетворения, поскольку фактически истцами заявлены новые предмет и основания иска.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия – ФИО34, действующая на основании доверенности, исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, дала пояснения аналогично представленным возражениям на исковые требования.
Кроме того, представителем ответчика ФИО34 заявлено ходатайство о назначении по делу повторной судебной строительно-технической экспертизы, поскольку, имеющаяся экспертиза проведена лицами, не являющимися экспертами, а кроме того, не дала ответ на вопрос о причинах выявленных недостатков.
Судом указанное ходатайство представителя ответчика оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия оснований для назначения повторной судебной экспертизы.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на основании доверенности ФИО35, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истцов по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Поясняла, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, ссылалась на предусмотренную законом однократность предоставления жилых помещений указанной категории граждан по договорам найма специализированного жилого помещения.
Представитель Правительства Республики Бурятия ФИО36, представитель ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО37, действующие на основании доверенностей, исковые требования также не признали, полагали, что обязательства ответчиков перед истцами исполнены надлежаще.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия ФИО38, действующая на основании доверенности, полагала, что представляемое ею Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица ИП ФИО30 – ФИО39 в судебном заседании определиться с правовой позицией по делу затруднился.
Остальные лица, участвующие в деле- третьи лица ИП ФИО30, ИП ФИО31, ИП ФИО32, представители Республиканской службы государственного и жилищного надзора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ..., ГУ МЧС России по ... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, ввиду чего, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.18 Конституции Российской Федерации установлено, что реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты, поскольку правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических прав).
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п.п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ... «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ...". В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как установлено судом и никем из лиц, участвующих в деле, не отрицалось, истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ноября 2015 года по ноябрь 2016 года со всеми истцами ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» были заключены договоры найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Предоставленные на основании заключенных договоров найма жилые помещения расположены в ... Республики Бурятия по адресам: ....
Далее, судом установлено и подтверждено материалами дела, что указанные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственных контрактов, заключенных с индивидуальными предпринимателями ФИО30, ФИО31, ФИО32
Так, в материалы дела представлены государственные контракты: ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которых является приобретение жилых помещений на первичном рынке в ... Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Финансирование указанных контрактов осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).
В качестве приложений к государственным контрактам значатся Регламент осмотра жилого помещения, приобретаемого в государственную собственность Республики Бурятия, Акты осмотра жилого помещения и Акты приема-передачи жилого помещения.
Все указанные жилые помещения приняты Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании актов приема-передачи жилого помещения, заключенных с ИП ФИО30, ФИО31, ФИО32
Указанная Комиссия создана на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ....
Заявляя исковые требования, истцы указывают, что действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию предоставленных им жилых помещений являются незаконными, поскольку фактически жилые помещения непригодны для проживания, изготовлены из некачественных материалов, недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.
С целью разрешения заявленных доводов истцов по их ходатайству, учитывая, что основополагающим фактом при разрешении настоящего спора является проверка пригодности предоставленных истцам жилых помещений для постоянного проживания, судом по делу назначена судебная экспертиза по правилам ч. 1 ст. 79 ГПК РФ.
Согласно выводам строительно-технического экспертного заключения ... ООО «АИНА» исследованные жилые помещения непригодны для постоянного проживания.
Так, экспертами указанной организации с целью выявления параметров пригодности жилых помещений для постоянного проживания в них были проведены исследования несущих конструкций с последующей квалификацией технических состояний элементов зданий с учетом их несущей способности и эксплуатационной пригодности по категориям в соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» [19, п. З].
В результате проведенных исследований выявлено, что фундаменты находятся в работоспособном состоянии (имеющиеся нарушения требований, в т. ч. по трещиностойкости, в данных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается).
Состояние стен указано как ограниченно работоспособное состояние, близкое к недопустимому (отсутствие железобетонных сердечников, трещинообразование, недостаточное термическое сопротивление).
Чердачное перекрытие - недопустимое состояние (недопустимое по глубине опирания балок, незакрепленное состояние балок, отсутствие диагонального сплошного настила по балкам, недостаточное термическое сопротивление).
Стропильные конструкции, кровля - недопустимое состояние (отсутствие продольных и поперечных раскосов - несоответствие антисейсмическим требованиям).
Тем самым, исходя из указанных категорий технического состояния несущих элементов зданий, согласно п. 10, п. 15 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [10] при несущих и ограждающих конструкциях жилого помещения, имеющих категорию технического состояния «недопустимое состояние», эксперты пришли к выводу, что жилые помещения должны быть признаны непригодными для проживания.
Также, согласно экспертизе, анализ результатов измерения показателей микроклимата помещений указывает на несоответствие температурно-влажностного режима в помещениях жилых квартир требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Установление исполнения вытяжной системы вентиляции с объединением вентиляционных каналов из помещений кухонь и санузлов, неработоспособность приточно-вытяжных систем вентиляции, и, соответственно необеспечение нормативной кратности воздухообмена также указывает на непригодность жилых домов для проживания согласно п. 13 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [10].
Проведенная экспертиза содержит выводы, согласно которым указанные жилые помещения не соответствуют установленным строительным нормам и правилам в связи с несоответствием их элементов (строительных конструкций) требованиям нормативной документации. Исследуемые параметры микроклимата (температурно-влажностный режим) помещений не соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Фактическое исполнение приточно-вытяжных систем вентиляции, а также конструктивное исполнение печного отопления (описанные в исследовательской части заключения) не соответствует строительным нормам и правилам.
Отвечая на поставленный в определении суда вопрос о причинах выявленных недостатков, эксперты пришли к выводу, что основной причиной образования недостатков является отсутствие предпроектных инженерных изысканий и полного комплекта рабочей документации на объект капитального строительства (проект на обустройство площадки строительства, архитектурно-строительные решения жилых зданий, проект на инженерно-технические сети и системы жизнеобеспечения) либо (в случае наличия полного комплекта рабочей документации) нарушение требований нормативной и проектной документации на всех этапах строительства.
Кроме того, при исследовании экспертами установлено, что земельный участок, на котором возведены исследуемых здания, ранее был застроен капитальными строениями – птичниками Сотниковской птицефабрики. Сопоставление фотоснимков дает основание утверждать, что преобладающая часть зданий возведена на месте снесенных капитальных строений с проведением земляных и планировочных работ, то есть жилые дома построены на грунтах с нарушенной структурой – насыпных грунтах. В процессе исследования было выявлено, что земляные участки квартир, имеющих вход с западной стороны, имеют уклон рельефа от уличной сети в сторону зданий, что создает риск подмыва фундаментов. При подготовке к строительству на основе проектных решений должны были быть проведены планировочные работы, исключающие деформации оснований зданий при воздействии поверхностных стоков. Наземные и подземные здания и сооружения, подлежащие сносу, должны быть ликвидированы. Места ликвидации подземных сооружений, должны быть засыпаны грунтом и уплотнены; земляные и планировочные работы должны быть выполнены в полном объеме. Указанные выше мероприятия по расчистке и подготовке к благоустройству были выполнены не в полном объеме.
Также, в экспертизе указано, что из 29 помещений, указанных в определении суда, было исследовано 28 помещений в связи с устным отказом гр. ФИО17, проживающей в помещении по адресу ...2, от осмотра экспертами в связи с проведенным ремонтом.
Вместе с тем, у суда отсутствуют основания полагать, что жилое помещение, расположенное, как и все остальные в четырехквартирном доме, все из которых являлись предметами исследования, находится в ином техническом состоянии, нежели иные, ввиду чего, суд приходит к выводу, что выводу об аналогичном состоянии указанного жилого помещения.
Суд принимает указанную судебную экспертизу в качестве надлежащего доказательства по делу, отвергая при этом доводы представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия – ФИО34 о ее недопустимости.
При этом, суд исходит из того, что все эксперты ООО «АИНА» имеют необходимое высшее образование, необходимый стаж работы по специальности, а также, в должности, экспертов, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 Уголовного Кодекса РФ, о чем имеются соответствующие подписки. Кроме того, указанное заключение эксперта проведено в рамках назначенной судом по делу экспертизе, содержит перечень нормативно-технической литературы, использованной при составлении заключения, сведения о методах исследования, проведенного совокупностью действий, предусмотренных экспертным осмотром (измерение, фиксация), методами информационно-сравнительного анализа и синтеза. Содержит указание на инструменты при проведении исследования. Заключение составлено в соответствии с инструкцией по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ..., а также, методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ....
В соответствии с положениями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений лиц, участвующих в деле, тщательного анализа представленных письменных доказательств в их совокупности, изучив заключения экспертов ООО «АИНА», дав ему правовую оценку, приходит к выводу о том, что жилые помещения, занимаемые истцами непригодны для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушение строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, то есть жилые помещения изначально –с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и предоставления истцам, являлись непригодными для постоянного проживания.
Судом обсуждены доводы представителя ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, согласно которым Министерство не может являться ответчиком по требованию о признании незаконными действий по признанию жилых помещений пригодными для постоянного проживания.
Указанные доводы являются необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.
Согласно п.1.3 Положения Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия, актами Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, а также настоящим Положением.
П.п.2.4, 2.6 предусматривают, что к задачам Министерства относятся создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии с п.3.14 Министерство осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Министерство вправе согласно п.п.4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в ..., организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Кроме того, Распоряжением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-р во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден прилагаемый Технологический регламент ("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилищного фонда.
Согласно указанному регламенту ответственным исполнителем по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, выдаче заключений межведомственной комиссии о соответствии жилых помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Также, указанная обязанность Министерства прописана и в заключенных государственных контрактах.
Так, согласно ч.5.1 контрактов предусмотрено, что для проверки предоставленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных Продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Покупателя и Продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Тем самым, с учетом анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что именно на Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия лежит обязанность и ответственность за признание жилых помещений специализированного жилищного фонда пригодными для постоянного проживания, и, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, признает действия указанного Министерства в части признания жилых помещений, расположенных в ... Республики Бурятия, предоставленных истцам, пригодными для постоянного проживания, совершенные путем их принятия во исполнение государственных контрактов, незаконными.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с предоставленными правами, закрепленными в указанном выше Положении, а также, во исполнение государственных контрактов (ч.5.1) Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не лишено было возможности провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций, поскольку члены Комиссии, созданной на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., таковыми не являются.
Доводы представителя ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, согласно которым, положения государственных контрактов не запрещают проводить такую экспертизу своими силами Министерства, не могут являться основанием для освобождения от ответственности за признание жилых помещений пригодными для постоянного проживания, ввиду того, что указанная обязанность возложена на ответчика Правительством Республики Бурятия, утвердившим указанные выше и проанализированные судом Положение о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, и Технологический регламент ("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилищного фонда.
Далее, разрешая исковые требования истцов о признании незаконными действия Министерства социальной защиты населения РБ в части осуществления общественного контроля за строительством зданий и предварительной оценки жилых помещений на соответствие санитарным и техническим требованиям, суд не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
Указанные требования основаны также на нормах Распоряжения Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-р во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвердившего прилагаемый Технологический регламент ("дорожная карта") по порядку формирования специализированного жилищного фонда.
Согласно указанному Техническому регламенту Министерство социальной защиты населения РБ значится ответственным исполнителем в части осуществления общественного контроля за строительством зданий и предварительной оценки жилых помещений на соответствие санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем, отсутствуют какие-либо нормативные акты, либо инструкции, которыми регулируется порядок и регламент проведения указанных действий, указываются способы и методы проведения данных мероприятий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что достоверных доказательств незаконности действий Министерства социальной защиты населения РБ в указанной части суду не представлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в указанной части.
Вместе с тем, суд полагает, что именно Министерство социальной защиты населения РБ является надлежащим ответчиком по требованиям истцов о предоставлении им жилых помещений взамен непригодных для проживания.
Так, в соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ..., Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует:
3) формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;
4) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.
При этом, судом обсуждены возражения представителей Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на основании доверенности ФИО35 и ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» ФИО37, согласно которым законом предусмотрена обязанность однократного предоставления жилых помещений, а также, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действительно, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ....
Вместе с тем, в указанном случае, наличие, либо отсутствие такого заключения Межведомственной комиссии правового значения не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является надлежащее исполнение ответчиком Министерством социальной защиты населения РБ обязанности по обеспечению лиц из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания.
Тем самым, суд принимает решение о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в ... Республики Бурятия взамен непригодных для проживания.
Ввиду изложенного, исковые требования в указанной части к Правительству РБ, как было уточнено истцами ранее в судебных заседаниях, а также, к ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», согласно уточнениям в настоящем судебном заседании, подлежат оставлению без удовлетворения.
К Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, согласно пояснениям стороны истцов фактически каких-либо требований не заявлено.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88 ГПК РФ). К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, другие признанные судом необходимыми расходы. (ст.94 ГПК РФ).
Учитывая, что требования истцов судом удовлетворены, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ расходы, связанные с оплатой услуг экспертного учреждения возложены на истцов, при этом, соответствующая оплата ими не произведена, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования экспертного учреждения, возместив расходы за проведенную экспертизу в размере 196 000руб. за счет ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
При этом, суд исходит из того, что предметом спора и назначенной экспертизы являлся вопрос о пригодности к проживанию жилых помещений, а также, что решением суда именно действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию пригодными для постоянного проживания, жилых помещений признаны незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для постоянного проживания, жилых помещений, расположенных по адресам: ....
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в ... Республики Бурятия взамен непригодных для проживания.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в пользу ООО «АИНА» расходы за проведенную судебную экспертизу в размере 196000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Советский районный суд ... в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.А. Смирнова