ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/190/2012 от 30.10.2012 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело №2-2/191/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Афанасьево 30 октября 2012 года

Омутнинский районный суд Кировской области в составе судьи Лапина А.Ю., с участием заместителя прокурора Афанасьевского района Лузгарева С.С., представителя ответчика по доверенности №*** от <дата изъята><ХЗВ>, при секретаре Быданцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области в лице администрации муниципального образования Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области об обязании обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия федерального значения: -Комплекса памятников, V-XIII вв. н.э.: могильник «1-й Харинский», XI-XIII вв.н.э., Аверинский могильник-II, V-IX вв.н.э., <адрес>;

- Городища «Грибановское», VI-IX вв.н.э., <адрес>;

- Могильника <адрес>;

–Городища «Шудья – Кар» («Харинское»), VII-XIV вв. н.э., <адрес>;

- Могильника на <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Афанасьевского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными исками, указав, что в ходе проведения <дата изъята> прокуратурой района проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Афанасьевского района выявлены бесхозные объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, указанные в исках, расположенные на территории муниципального образования Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области, которые являются объектами археологического наследия. Данный статус объектам присвоен Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и Федеральным законом РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Согласно ст.2 п.6 данного Федерального закона оформление права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану до 27.12.1991, то он считается федеральной собственностью. Соответственно, если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану после указанной выше даты, то права собственности на него являются не разграниченными. Учитывая, что вышеуказанные памятники отнесены к объектам культурного наследия федерального значения после 27.12.1991, то права собственности на них следует считать не разграниченными. При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или иных лиц на данный объект, он подпадает под определение «бесхозяйной вещи». В силу ст.225 ГК РФ обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки его на учет возложена на органы местного самоуправления. Ст.14 ч.1 п.13 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Таким образом, администрация муниципального образования Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области (далее – администрация Ичетовкинского сельского поселения) зная о существовании на территории своего муниципального образования объектов культурного наследия федерального значения, допускает бездействие, выражающееся в неподаче документов в Управление Росреестра по Кировской области для постановки их на учет как бесхозяйного. Просит обязать ответчика обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных объектов культурного наследия федерального значения, указанных в исках.

В судебном заседании заместитель прокурора Лузгарев С.С. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. После выступления представителя ответчика, признавшего иск, но полагавшего, что необходимо исполнить решение в течение года с момента вступления в силу решения суда, исковые требования уточнил, пояснив, что просят их удовлетворить и обязать исполнить в течение года с момента вступления в силу решения суда.

Представитель администрации Ичетовкинского сельского поселения по доверенности <ХЗВ> в судебном заседании пояснила, что решение суда исполнить в случае его удовлетворения сразу не смогут, необходимо время не менее года, так как бюджет практически сформирован, денежные средства на исполнение требований прокурора в бюджет не заложены. После уточнения требований иск признала с учетом уточнений, представила об этом заявление. Данное признание иска судом принято, оно не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Представитель третьего лица, Департамента культуры Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором указал, что Федеральным законом РФ №73-ФЗ, иными нормативными правовыми актами государственная собственность на объекты археологического наследия не разграничена между РФ и ее субъектами. В связи с чем, нельзя на основании одной лишь ч.3 ст.49 данного ФЗ отнести конкретный объект археологического наследия к федеральной собственности или собственности конкретного субъекта РФ. Отсутствие каких-либо документов, подтверждающих право собственности РФ или субъекта РФ, муниципального образования или иных лиц на конкретный объект археологического наследия такой объект подпадает под легальное определение бесхозяйной вещи, данное в ч.1 ст.225 ГК РФ. Из положений данной статьи в совокупности с нормами Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 следует, что сама по себе постановка бесхозяйного объекта недвижимости на указанный учет преследует исключительно цель учета в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, бесхозяйной вещи в качестве таковой. Данный факт не является одновременно признанием права собственности муниципального образования или безусловным основанием для такого признания и не препятствует иным лицам заявлять свои права на вещь, учитываемую в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве бесхозяйной. Просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Дело подлежит рассмотрению на основании ст.167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределенного круга лиц.

В ст.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» дано понятие объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, к которому относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Ст.4 Федерального закона №73-ФЗ определены виды объектов культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места и их категории, которые разграничиваются на: объекты культурного наследия федерального значения, регионального и местного (муниципального) значения.

Объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

В соответствии со ст.48 данного Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Отсюда следует, что собственность объекта культурного наследия не зависит от отнесения его к той или иной категории.

На территории муниципального образования Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области находятся объекты культурного наследия федерального значения: -Комплекс памятников, V-XIII вв. н.э.: могильник «1-й Харинский», XI-XIII вв.н.э., Аверинский могильник-II, V-IX вв.н.э., <адрес>; - Городище «Грибановское», VI-IX вв.н.э., <адрес>; - Могильник <адрес>; – Городище «Шудья – Кар» («Харинское»), VII-XIV вв. н.э. <адрес>; - Могильник, <адрес>.

Данный статус объектам присвоен Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и Федеральным законом РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

В силу положений ч.2 ст.64 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего ФЗ.

Согласно ст.2 ч.6 Федерального закона №73-ФЗ оформление права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану до 27.12.1991, то он считается федеральной собственностью. Соответственно, если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану после указанной выше даты, то права собственности на него являются не разграниченными. Учитывая, что данные памятники археологии отнесены к объектам культурного наследия федерального значения после 27.12.1991, то права собственности на них следует считать не разграниченными. При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или иных лиц на данный объект, он подпадает под определение «бесхозяйной вещи».

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из материалов дела установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки выявлены объекты культурного наследия федерального значения: -Комплекс памятников, V-XIII вв. н.э.: могильник «1-й Харинский», XI-XIII вв.н.э., Аверинский могильник-II, V-IX вв.н.э., <адрес>; - Городище «Грибановское», VI-IX вв.н.э., <адрес>; - Могильник <адрес>; – Городище «Шудья – Кар» («Харинское»), VII-XIV вв. н.э. <адрес>; - Могильник, <адрес>, которые являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Данное обстоятельство подтверждается актами проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от <дата изъята> с приложенными к ним актами технического состояния объектов культурного наследия от <дата изъята> и планами расположения объектов археологического наследия по каждому объекту с представленными на обозрение фотографиями.

Уведомлениями, выданными Управлением Росреестра по Кировской области от <дата изъята> подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества: -Комплексе памятников, V-XIII вв. н.э.: могильник «1-й Харинский», XI-XIII вв.н.э., Аверинский могильник-II, V-IX вв.н.э., <адрес>; - Городище «Грибановское», VI-IX вв.н.э., <адрес>; - Могильнике <адрес>; – Городище «Шудья – Кар» («Харинское»), VII-XIV вв. н.э. <адрес>; - Могильнике, <адрес>.

По информации филиала КОГУП «Бюро технической инвентаризации» Омутнинское БТИ от <дата изъята> вышеперечисленные памятники археологии на техническом учете в БТИ не стоят; инвентаризация по ним не проводилась.

Согласно ответов из администрации Ичетовкинского сельского поселения от <дата изъята> на территории ответчика имеются объекты культурного наследия федерального значения, в том числе: -Комплекс памятников, V-XIII вв. н.э.: могильник «1-й Харинский», XI-XIII вв.н.э., Аверинский могильник-II, V-IX вв.н.э., <адрес>; - Городище «Грибановское», VI-IX вв.н.э., <адрес>; - Могильник <адрес>; – Городище «Шудья – Кар» («Харинское»), VII-XIV вв. н.э. <адрес>; - Могильник, <адрес>; правовые акты, определяющие их статус, границы и режим содержания и использования территории данных объектов не принимались; земельные участки для размещения объектов не предоставлялись; кадастровый учет объектов не проводился, поэтому не установлена их категория и вид разрешенного использования; паспорта на объекты не оформлялись, право собственности тоже; деятельность по реставрации, ремонту и приспособлению для своевременного использования не проводились; правила землепользования и застройки муниципального образования не содержат сведений об данных объектах и зонах их охраны.

Поскольку материалами дела подтверждено отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права на объекты культурного наследия федерального значения, сведений об указанных объектах и об их правообладателях, данные объекты недвижимости судом признаются бесхозяйными, а поскольку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.333.36 ч.1 п.п.19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Афанасьевского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области в лице администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия федерального значения: - Комплекса памятников, V-XIII вв. н.э.: могильник «1-й Харинский», XI-XIII вв.н.э., Аверинский могильник-II, V-IX вв.н.э., <адрес>; - Городища «Грибановское», VI-IX вв.н.э., <адрес>; - Могильника <адрес>; – Городища «Шудья – Кар» («Харинское»), VII-XIV вв. н.э. <адрес>; - Могильника, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Омутнинский районный суд.

Судья А.Ю. Лапин

Решение вступило в законную силу 03 декабря 2012 года

Судья И.Л. Макарова