Дело № 2-2/196/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Афанасьево 30 октября 2012 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе судьи Лапина А.Ю., с участием заместителя прокурора Афанасьевского района Лузгарева С.С., при секретаре Быданцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Бисеровское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области в лице администрации муниципального образования Бисеровское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области об обязании обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия федерального значения: - Селище, XI-XIV вв.н.э., <адрес изъят>; -Могильник, VIII-IX вв.н.э., <адрес изъят>; – Городище «Зуй-Кар» («Георгиевское») VIII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Городище «Георгиевское-II» VII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Комплекс памятников XII-XV вв. н.э.: селище 1, селище 2, <адрес изъят>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Афанасьевского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными исками, указав, что в ходе проведения <дата изъята> прокуратурой района проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Афанасьевского района выявлены указанные в исках бесхозные объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, расположенные на территории муниципального образования Бисеровское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области, которые являются объектами археологического наследия. Данный статус объектам присвоен Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и Федеральным законом РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Согласно ст.2 п.6 данного Федерального закона оформление права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану до 27.12.1991, то он считается федеральной собственностью. Соответственно, если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану после указанной выше даты, то права собственности на него являются не разграниченными. Учитывая, что вышеуказанные памятники отнесены к объектам культурного наследия федерального значения после 27.12.1991, то права собственности на них следует считать не разграниченными. При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или иных лиц на данный объект, он подпадает под определение «бесхозяйной вещи». В силу ст.225 ГК РФ обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки его на учет возложена на органы местного самоуправления. Ст.14 ч.1 п.13 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Таким образом, администрация муниципального образования Бисеровское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области (далее – администрация Бисеровского сельского поселения) зная о существовании на территории своего муниципального образования объектов культурного наследия федерального значения, допускает бездействие, выражающееся в неподаче документов в Управление Росреестра по Кировской области для постановки их на учет как бесхозяйного. Просит обязать ответчика обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйных вышеуказанных объектов культурного наследия федерального значения.
В судебном заседании заместитель прокурора Лузгарев С.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика, администрации Бисеровского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд письменные отзывы, в которых указано, что иск прокурора не признают, просят в удовлетворении иска отказать, пояснив, что указанные объекты является объектами археологического наследия. Постановка данных объектов на учет в Росреестре по Кировской области в последующем предполагает и принятие их в муниципальную собственность. Согласно ст.49 ч.3 Федерального закона №73-ФЗ все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Они не располагает сведениями о местонахождении указанных объектов культурного наследия федерального значения. Средства в бюджете поселения на межевание земельных участков и изготовление технических паспортов на данные объекты в <дата изъята> не предусмотрены. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица, Департамента культуры Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором указал, что Федеральным законом РФ №73-ФЗ, иными нормативными правовыми актами государственная собственность на объекты археологического наследия не разграничена между РФ и ее субъектами. В связи с чем, нельзя на основании одной лишь ч.3 ст.49 данного ФЗ отнести конкретный объект археологического наследия к федеральной собственности или собственности конкретного субъекта РФ. Отсутствие каких-либо документов, подтверждающих право собственности РФ или субъекта РФ, муниципального образования или иных лиц на конкретный объект археологического наследия такой объект подпадает под легальное определение бесхозяйной вещи, данное в ч.1 ст.225 ГК РФ. Из положений данной статьи в совокупности с нормами Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 следует, что сама по себе постановка бесхозяйного объекта недвижимости на указанный учет преследует исключительно цель учета в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, бесхозяйной вещи в качестве таковой. Данный факт не является одновременно признанием права собственности муниципального образования или безусловным основанием для такого признания и не препятствует иным лицам заявлять свои права на вещь, учитываемую в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве бесхозяйной. Просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Дело подлежит рассмотрению на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределенного круга лиц.
В ст.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» дано понятие объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, к которому относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Ст.4 Федерального закона №73-ФЗ определены виды объектов культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места и их категории, которые разграничиваются на: объекты культурного наследия федерального значения, регионального и местного (муниципального) значения.
Объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.В соответствии со ст.48 данного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Отсюда следует, что собственность объекта культурного наследия не зависит от отнесения его к той или иной категории.
На территории муниципального образования Бисеровского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области находятся объекты культурного наследия федерального значения: - Селище, XI-XIV вв.н.э., <адрес изъят>; -Могильник, VIII-IX вв.н.э., <адрес изъят>; - Городище «Зуй-Кар» («Георгиевское») VIII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Городище «Георгиевское-II» VII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Комплекс памятников XII-XV вв. н.э.: селище 1, селище 2, <адрес изъят>. Данный статус объектам присвоен Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и Федеральным законом РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
В силу положений ч.2 ст.64 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего ФЗ.
Согласно ст.2 ч.6 Закона №73-ФЗ оформление права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану до 27.12.1991, то он считается федеральной собственностью. Соответственно, если объект культурного наследия федерального значения был поставлен на государственную охрану после указанной выше даты, то права собственности на него являются не разграниченными. Учитывая, что данные памятники археологии отнесены к объектам культурного наследия федерального значения после 27.12.1991, то права собственности на них следует считать не разграниченными. При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или иных лиц на данный объект, он подпадает под определение «бесхозяйной вещи».
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки выявлены объекты культурного наследия федерального значения: - Селище, XI-XIV вв.н.э., <адрес изъят>; -Могильник, VIII-IX вв.н.э., <адрес изъят>; - Городище «Зуй-Кар» («Георгиевское») VIII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Городище «Георгиевское-II» VII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Комплекс памятников XII-XV вв. н.э.: селище 1, селище 2, <адрес изъят>. Данное обстоятельство подтверждается актами проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от <дата изъята> с приложенными к ним актами технического состояния объектов культурного наследия от <дата изъята> и планами расположения объектов археологического наследия по каждому объекту с представленными на обозрение фотографиями объектов.
Уведомлениями, выданными Управлением Росреестра по Кировской области от <дата изъята> подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества: - Селище, XI-XIV вв.н.э., <адрес изъят>; - Могильник, VIII-IX вв.н.э., <адрес изъят>; - Городище «Зуй-Кар» («Георгиевское») VIII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Городище «Георгиевское-II» VII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Комплекс памятников XII-XV вв. н.э.: селище 1, селище 2, <адрес изъят>.
По информации филиала КОГУП «Бюро технической инвентаризации» Омутнинское БТИ от <дата изъята> вышеперечисленные памятники археологии на техническом учете в БТИ не стоят; инвентаризация по ним не проводилась.
Согласно ответов из администрации Бисеровского сельского поселения от <дата изъята> на территории ответчика имеются объекты культурного наследия федерального значения, в том числе: - Селище, XI-XIV вв.н.э., <адрес изъят>; -Могильник, VIII-IX вв.н.э., <адрес изъят>; - Городище «Зуй-Кар» («Георгиевское») VIII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Городище «Георгиевское-II» VII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Комплекс памятников XII-XVI вв. н.э.: селище 1, селище 2, <адрес изъят>; правовые акты, определяющие их статус, границы и режим содержания и использования территории данных объектов не приняты; правовые акты о предоставлении земельных участков для размещения объектов не приняты; категория и вид разрешенного использования земельных участков не установлены; земельно-правовые отношения в отношении земельных участков, занимаемых объектами не оформлены, кадастровый учет объектов не проводился, право собственности РФ и вещные права землепользователей не зарегистрированы; данные объекты в муниципальную собственность не передавались; паспорта на объекты, охранные обязательства не оформлены.
Поскольку материалами дела подтверждено отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права на объекты культурного наследия федерального значения, сведений об указанных объектах и об их правообладателях, данные объекты недвижимости судом признаются бесхозяйными.
Таким образом, поскольку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.333.36 ч.1 п.п.19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Афанасьевского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Бисеровское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области в лице администрации Бисеровского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия федерального значения: - Селища, XI-XIV вв.н.э., <адрес изъят>; -Могильника, VIII-IX вв.н.э., <адрес изъят>; - Городища «Зуй-Кар» («Георгиевское») VIII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Городища «Георгиевское-II» VII-IX вв. н.э., <адрес изъят>; - Комплекса памятников XII-XV вв. н.э.: селище 1, селище 2, <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Омутнинский районный суд.
Судья А.Ю. Лапин
Решение вступило в законную силу 03 декабря 2012 года
Судья И.Л. Макарова