ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/1/2016 от 13.01.2016 Зуевского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-2/1/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 января 2016 года п. Фаленки

Зуевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Добреля Л.В., при секретаре Кратюк Е.И., с участием прокурора Фаленского района Кировской области К. представителя ответчика МО – главы администрации Ч. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фаленского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к МО об обязании зарегистрировать в Управлении Росреестра по Кировской области концессионное соглашение от 01.10.2014,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Фаленского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при использовании муниципального имущества, в ходе которой установлено, что

01.10.2014 МО, от имени которого выступает администрация МО (Концедент), заключило с ООО (Концессионер) концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства. В силу указанного соглашения Концессионер обязуется за свой счет реконструировать, модернизировать и эксплуатировать имущество, право собственности на которое будет принадлежать Концеденту, и осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение на территории МО, с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру объекты на срок 15 лет. Объектом Соглашения являются объекты коммунальной инфраструктуры - объекты коммунального хозяйства, в том, числе объекты водоснабжения и водоотведения, указанные в приложении № 1 к Соглашению: 36 сооружений, в т.ч. водонапорные башни, питьевые колодцы, артезианские скважины, водопроводные сети. Согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В силу ч.15 ст.3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115 права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В силу статьи 1 Закона о регистрации под ограничением, (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, в т.ч. концессионного соглашения. Как следует из п.6 ст. 12 Закона о регистрации, определяющего требование к содержанию подраздела III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в указанный подраздел вносятся записи и о концессионном соглашении, как об одном из обременений права собственности и других прав на недвижимое имущество. Согласно указанной норме в записях об обременениях права указывается содержание обременения, срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, наименование документа, на основании которого возникает обременение права, время его действия. Аналогичные положения закреплены в п.п.3.5, 3.10 Концессионного соглашения. Таким образом, у ответчика с момента заключения вышеуказанного Концессионного соглашения возникла обязанность зарегистрировать в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество, права Концессионера на имущество входящее в объект Соглашения, в качестве обременения права собственности Концедента. На территории Кировской области органом, осуществляющим государственную регистрацию таких прав, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области. Согласно п.п.З, 4 4.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения. Поскольку МО для исполнения перечисленных полномочий с ООО заключено вышеуказанное Концессионное соглашение, при этом оно в установленном законом порядке не зарегистрировано, водоснабжение населения и водоотведение в границах поселения надлежащим образом не организовано. Неисполнение обязанности по государственной регистрации прав Концессионера на объекты коммунальной инфраструктуры препятствует надлежащему исполнению Концессионного соглашения, в т.ч. проведению реконструкции, модернизации указанных объектов, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования. При таких обстоятельствах, неисполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц - жителей МО на водоснабжение и водоотведение. Просит обязать МО зарегистрировать Концессионное соглашение от 01.10.2014, заключенное между МО и ООО в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области.

Затем в судебном заседании помощник прокурора Фаленского района Кировской области П. в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования изменил. В обоснование указал, что согласно отзыву Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области на исковое заявление, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Как следует из п.п.3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения. Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В силу ч.2 ст.20 указанного Федерального Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Поскольку 36 объектов коммунальной инфраструктуры, указанных в Концессионном соглашении, находятся в собственности МО, орган местного самоуправления - администрация поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на кадастровый учет, а, следовательно, обязан это делать. Просит суд обязать МО поставить на государственный кадастровый учет объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом Концессионного соглашения от 01.10.2014, заключенного между МО и ООО Обязать МО зарегистрировать в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничение (обременение) прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом Концессионного соглашения от 01.10.2014, заключенного между МО и ООО

В дальнейшем в судебном заседании прокурор района К. исковые требования вновь изменил. Поскольку МО как собственник 36 объектов коммунальной инфраструктуры ранее в орган государственной регистрации не обращался, просит обязать МО обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом Концессионного соглашения от 01.10.2014, заключенного между МО и ООО На измененных требованиях настаивает, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердил.

Представитель ответчика – глава администрации Ч. с измененными исковыми требованиями прокурора района согласился, не возражает против их удовлетворения.

Представитель третьего лица ООО надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился по неизвестной причине. Об отложении рассмотрения дела не просил, мнение по иску не выразил.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Кировской области, надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился. Ранее в отзыве на иск указал, что концессионное соглашение не относится к сделкам, подлежащим государственной регистрации, в связи с чем считает, что истцу необходимо уточнить заявленное к ответчику требование, обязав его обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, за регистрацией ограничения (обременения) на объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом Концессионного соглашения от 01.10.2014, заключенного между МО и ООО Кроме того, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Для возможности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе на основании решения суда о признании права, необходимо, чтобы такой объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и одним из процессуальных прав стороны.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении измененных требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ч.15 ст.3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115 права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В силу статьи 1 Закона о регистрации под ограничением, (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, в т.ч. концессионного соглашения.

Как следует из п.6 ст. 12 Закона о регистрации, определяющего требование к содержанию подраздела III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в указанный подраздел вносятся записи и о концессионном соглашении, как об одном из обременений права собственности и других прав на недвижимое имущество. Согласно указанной норме в записях об обременениях права указывается содержание обременения, срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, наименование документа, на основании которого возникает обременение права, время его действия.

Из материалов дела следует, что 01.10.2014 между МО (именуемым по договору «концедент») и ООО (именуемым – «концессионер») заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории МО, в целях реконструкции и эксплуатации (производство, передача, распределение и сбыт водоснабжения и водоотведения потребителям) объектов водоснабжения и водоотведения.

Объектом концессионного соглашения являются объекты коммунальной инфраструктуры – объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водоснабжения, водоотведения, состав которых определен в приложении №1 к договору. Право собственности на данные объекты принадлежит концеденту, концессионер обязался за свой счет производить реконструкцию, модернизацию и эксплуатацию переданного имущества (п.1.1,2.1. соглашения).

Согласно п.3.5. концессионного соглашения, обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения, пользования объектами недвижимого имущества, входящими в состав объектов соглашения, считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав концессионера, которая осуществляется на основании п.3.10 соглашения за счет концедента.

Таким образом, у ответчика с момента заключения концессионного соглашения, то есть с 01.10.2014, в силу закона и заключенного соглашения, возникла обязанность зарегистрировать в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ограничение (обременение) на объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом концессионного соглашения.

Представителем ответчика не оспаривается факт того, что до настоящего времени вышеуказанная обязанность ответчиком не исполнена. Концессионное соглашение от 01.10.2014 года на момент рассмотрения дела в суде сторонами не расторгнуто, недействительным не признано. Стороны не оспаривают условия указанного соглашения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что измененные требования прокурора являются законными, основанными на законе, и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Фаленского района Кировской области удовлетворить.

Обязать МО обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом Концессионного соглашения от 01.10.2014, заключенного между МО и ООО

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 18 января 2016 года.

Председательствующий Л.В. Добреля