74RS0008-01-2019-000166-91
Дело № 2-2/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2020 года г. Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Л.Т. Кулагиной,
при секретаре Е.В. Мусабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ашинского муниципального района, Собранию депутатов Ашинского муниципального района, администрации Укского сельского поселения, Комитету по Управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района, Главному управлению Лесами Челябинской области об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации Ашинского муниципального района, Собранию депутатов Ашинского муниципального района, администрации Укского сельского поселения, КУМИ Администрации Ашинского муниципального района, о признании реестровой ошибкой пересечение границы населенного пункта поселок Ук Ашинского района Челябинской области с земельным участком площадью 2473 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская <адрес>, кадастровый номер <номер>
С учетом последних уточнений (т.4 л.д.201-205) истец просит: признать реестровой ошибкой пересечение границ населённого пункта поселок Ук, (Ашинского района, Челябинской области) с границами земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>
устранить нарушение права собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, и исправить реестровую ошибку, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости следующим образом:
-внести в Единый государственный реестр недвижимости следующие сведенья о земельном участке с кадастровым номером <номер>: определить общую площадь участка с кадастровым номером <номер> с учетом исправления реестровой ошибки 2 403 кв.м., погрешность: +/- 17 кв.м.;
-исключить сведения о следующих координатах характерных точек границ участка с кадастровым номером <номер>,средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более,0,3 м: <данные изъяты>
-внести сведения о следующих координатах характерной точки границ участка с кадастровым номером <номер>, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более,0,1 м: <данные изъяты>.
Внести в единый государственный реестр недвижимости следующие сведенья о границах населённого пункта п. Ук (Ашинского района, Челябинской области):
- определить общую площадь границ посёлка Ук (Ашинского района, Челябинской области) с учетом исправления реестровой ошибки в размере площади внесенной в ЕГРН с увеличением данной площади на 405 кв.м. (Примечание: Указанная величина площади соответствует площади части участка с кадастровым номером <номер> в установленных границах, не включенной в границы поселка Ук (Ашинского района, Челябинской области)); - внести сведения о следующих координатах характерных точек границ п. Ук, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более,0,1 м: <данные изъяты>
- добавить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о характерных точках границы п. Ук (Ашинского района, Челябинской области) н1 - н12 между точками 575 и 576 по сведениям ЕГРН, имеющими следующие координаты, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек не более,0,1 м: номер точки <данные изъяты>
Признать решение суда основанием для вынесения изменений в сведенья Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <номер> и о границах поселка Ук (Ашинского района, Челябинской области).
В обоснование иска ссылается на то, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 2473 кв.м. кадастровый <номер> и жилого дома площадью 143,8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Жилой дом и земельный участок были приобретены по договору купли продажи от <дата> в совместную собственность с супругом <ФИО>1, который умер <дата>. После его смерти ФИО1 оформила право собственности на ? долю имущества на основании свидетельства о праве собственности и на ? долю свидетельства о праве на наследство по закону, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. <дата> с целью уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером составлен межевой план, спор о границах с собственниками смежных земельных участков отсутствует. <дата> Управлением Росреестра по Челябинской области было отказано в государственном кадастром учете изменений о земельном участке по тем основаниям, что имеется пересечение фактических границ земельного участка истца с границами населенного пункта поселок Ук Ашинского района Челябинской области, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета депутатов Ашинского муниципального района <номер> от <дата>. Согласно пояснительной записке кадастрового инженера ФИО2, внесенная ответчиком в государственный кадастр недвижимости граница населенного пункта п. Ук Ашинского района Челябинской области проходит по земельному участку истца и по расположенному на нем жилому дому. Пересечение считает реестровой ошибкой, поскольку земельный участок находится во владении истца 24 года, жилой дом возведен в 1982 году, более 37 лет назад. За указанный период владения истец границы своего земельного участка не изменял. Устранить реестровую ошибку просит с учетом проведенной землеустроительной экспертизы экспертом ООО «СЭО» ФИО3 (т.12 л.д.3-9, т. 4 л.д.201-205).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика также привлечено Главное управление Лесами Челябинской области. Заявляя требования к Главному управлению Лесами Челябинской области, истец просит признать реестровой ошибкой пересечение земельного участка с кадастровым номером <номер> и кадастровым номером <номер> (т.4 л.д.209). В обоснование требований ссылается на то, что согласно ответу Управления Росреестра по Челябинской области на запрос суда об исполнимости судебного акта по уточненным исковым требованиям следует, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер> имеют пересечение с земельным участком с кадастровым номером <номер> который относится к землям лесного фонда и расположен по адресу: Челябинская область, Ашинский район, Ашинское лесничество, Укское участковое лесничество, квартал 1,23 часть, 4-9,10 часть, 11.12,13.14 часть, 15 часть, 16-28,29 часть, 30-37, 38 часть 39-126, сведения о границах которого внесены в ЕГРН в декабре 2019 года, то есть после проведения землеустроительной экспертизы (т.4 л.д.209-211).
В судебном заседании, назначенном на 15:00 ч. 18.03.2020 был объявлен перерыв до 14:00 ч. 27.03.2020 в связи с невозможностью явки представителя истца. Информация о перерыве размещена на сайте Ашинского городского суда Челябинской области (т.5 л.д.45).
Истец ФИО1 в судебное заседание после перерыва не явилась, извещена надлежаще (т.4 л.д. 227, т. 5 л.д.36), ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки не сообщила.
Ответчики Собрание депутатов Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (т. 4 л.д. 220, 231,т.5 л.д.42, 41), ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки не сообщили.
Ответчик Администрация Укского сельского поселения в судебное заседание не явилась, извещены надлежаще (т. 4 л.д. 228, т.5 л.д. 40), направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.5 л.д.39).
Третьи лица Управление Росреестра по Челябинской области, ООО «Архивариус», ООО «Зенит-ГЕО» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (т.4 л.д.225( 229), 224, 241-242, т.5 л.д.43,37). Управление Росреестра по Челябинской области просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.1 л.д.120), направили мнение по иску (т.1 л.д.117-120), ООО «Зенит-ГЕО» просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.4 л.д.189), направили отзыв по иску (т.4 л.д.189), ООО «Архивариус» направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.5 л.д.38), мнение по иску (т.1.л.д.145-150).
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд сел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца ФИО1, адвокат Садыков И.Р. по ордеру (т.1 л.д.73), в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района ФИО4 по доверенности (т.4.л.д.200) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в настоящее время не установлена граница между республикой Башкортостан и Челябинской областью, граница республики Башкортостан проходит в западной части поселка Ук, где находится дом истицы, фактически ул. Заречная и дом истицы находится на территории республики Башкортостан, до установления границы между субъектами решение вопроса о реестровой ошибке в границах поселка Ук невозможен.
Представитель ответчика Главное управление лесами Челябинской области ФИО5 по доверенности (т.5 л.д.47) с иском не согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч.ч..2,3 ст. 72 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 09.06.2006) статус и границы муниципальных образований устанавливаются законами области. В составе области находится, в том числе, Ашинский муниципальный район.
В соответствии с ч.2 ст. 19 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" официальными документами, закрепляющими границы области, являются: 1) на участках границы области, являющихся участками российско-казахстанской границы, - международные договоры Российской Федерации, федеральные законы; 2) на участках границ области, являющихся участками границ сопредельных субъектов Российской Федерации, - описание границ области и соответствующие картографические материалы, являющиеся приложением к соглашениям о границах, заключаемым между областью и сопредельными субъектами Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" границы области могут быть изменены лишь по взаимному соглашению между областью и субъектами Российской Федерации, имеющими общие границы с областью.
Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе», в редакции закона Челябинской области от 23.12.2010 №48-ЗО, муниципальное образование город Аша и Ашинский район наделено статусом Ашинского муниципального района с административным центром в городе Аше, объединяющего Ашинское городское поселение, Миньярское городское поселение, Симское городское поселение, Кропачевское городское поселение, Биянское сельское поселение, Еральское сельское поселение, Илекское сельское поселение, Точильнинское сельское поселение, Укское сельское поселение, а также установлены границы Ашинского муниципального района и границы сельских поселений, в том числе Укского сельского поселения с описанием границ и перечнем координат характерных точек в МСК 74. Определение координат характерных точек границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения осуществлено с использованием картографического метода с точностью, соответствующей точности государственных топографических карт М 1:25000, и с учетом координат земельных участков, стоящих на кадастровом учете. Закон также содержит описание границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения. Согласно описанию границ Ашинского муниципального района – граница Ашинского муниципального района от узловой точки 44 до узловой точки 28 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 232,60 км). Согласно описанию границ Укского сельского поселения –граница Укского сельского поселения от узловой точки 44 до узловой точки 13 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 59,75 км).
Согласно п. 20 ч.1, ч.3, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений.
В соответствии со ст. 2 Устава Ашинского муниципального района (находится в свободном доступе) границы Ашинского муниципального района (далее - муниципальный район) установлены законом Челябинской области. Муниципальный район объединяет в своем составе, в том числе муниципальное образование Укское сельское поселение с населенными пунктами, входящими в его состав: поселком Ук; поселком Виляй; поселком Мясниково; поселком Новозаречный; поселком Новострой; поселком Санга; поселком Сухая Атя; поселком Усть-Курышка; поселком Чувашский Пруд. Изменение границ муниципального района осуществляется законом Челябинской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Челябинской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.
Согласно письму Администрации Ашиснкого муниципального района Челябинской области от 28.05.2018 (т.1 л.д.63) границы пос. Ук Укского сельского поселения были установлены в соответствии с законом Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района и сельских поселений в его составе», и в соответствии с «Корректировкой генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденной решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 (т.2 л.д.192, т. 2 л.д.248об) и карт (планов) границ поселка Ук (т.2 л.д.193-221, землеустроительное дело т.1 л.д.180-207, т.2 л.д.224-249). О чем также указано в ответе Управления Росреестра по Челябинской области в адрес ФИО1 от <дата> (т.3 л.д.45-49).
Истец ФИО1 является собственником земельного участка площадью 2473 кв.м. кадастровый <номер> и жилого дома площадью 143,8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в ? доле на основании свидетельства о праве собственности от <дата> (т.3 л.д.100-101) и в ? доле на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.11.2014(т.1 л.д.28-29, т.3 л.д.98-99, (свидетельство о государственной регистрации права т.1 л.д.26,27,30)), право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (выписки из ЕГРН от 23.04.2019 т.3 л.д.52-55,56-58). Ранее жилой дом и земельный участок принадлежали на основании договора купли продажи от <дата><ФИО>1, свидетельства о праве собственности на землю от <дата> (т.1 л.д.10-12, т. 3 л.д.90-91, реестровое дело т.3 л.д.85-101)). Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером ФИО2 (т.1 л.д.42-51, л.д.127-141.) в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади обозначенного выше земельного участка с кадастровым номером <номер>, в соответствии с которым фактическая площадь уточняемого земельного участка составила 2473 кв. м. В заключении кадастрового инженера указано, что на местности земельный участок закреплен искусственным сооружением в виде деревянного забора, на земельном участке распложен жилой дом и хозяйственные постройки.
Согласно пояснительной записке к межевому плану кадастрового инженера ФИО2 в ходе проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, почтовый адрес ориентира: <адрес> было установлено, что граница населенного пункта п. Ук, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 проходит через указанный земельный участок, жилой дом и надворные постройки, расположеннее на указанном земельном участке (т.1 л.д.60, 142).
Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от <дата> ФИО1 отказано в осуществлении кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:03:1402001:85 в связи в тем, что в результате графического отображения координат характерных точек уточняемого земельного участка на дежурной кадастровой карте было выявлено пересечение границ с границами населенного пункта – поселок Ук Ашинского района Челябинской области, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (т.1 л.д.58-60).
При разрешении требований об исправлении реестровой ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
По ходатайству ФИО1, Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области (т.1 л.д.160,161-162) по делу для установления наличия реестровой ошибки была назначена землеустроительная экспертиза эксперту ООО «Судебная экспертиза и оценка» ФИО3 (т.3 л.д.32-41).
Согласно заключению эксперта (т.4 л.д.1-87) фактическая площадь участка с кадастровым номером <номер> составляет 2 435 кв.м. Местоположение фактических границ исследуемого участка не соответствует местоположению по сведениям ЕГРН, имеет место смещение границ участка по сведениям ЕГРН в юго-восточную сторону на 1070,64 м. Установление границ исследуемого участка в соответствии с правоустанавливающими документами невозможно в виду отсутствия сведений о границах участка в правоустанавливающих документах. При этом эксперт на основании анализа технического паспорта на индивидуальный жилой дом, плана земельного участка, сопоставления границ участка жилого <адрес> согласно материалам технической инвентаризации жилого <адрес> по состоянию на 2004 со съемкой со спутника по состоянию на соизмеримый период-<дата>, пришел к выводу, что фактическое местоположение юго-западной, юго-восточной и северо-восточной границ является исторически сложившимся и существует на местности более 15 лет (как минимум с 2004 года). Указанное подтверждается физическим износом (сопоставимым с указанным выше временным периодом) деревянного ограждения, установленного на юго-западной границе, и ограждения из проволочной сетки, установленного на северо-восточной границе. Фактическая площадь участка (с учетом исторически сложившихся юго-западной, юго-восточной и северо-восточной границ) составляет 2 435 кв.м., площадь соизмерима с площадью участка согласно правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН (2473кв.м.). Фактическая граница участка с кадастровым номером <номер> соответствует требованиям законодательства, а следовательно имеется реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о границах данного участка. При этом фактические границы участка с кадастровым номером <номер> налагаются на границы участка с кадастровым номером 74:03:1402001:689(категория земель –земли населенных пунктов, разрешенное использование –для строительства газопровода «Газоснабжение жилых домов п. Ук») по сведениям ЕГРН, возможной причиной указанного выше пересечения является реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о границах участка с кадастровым номером <номер>. Наложение фактических границ участка с кадастровым номером <номер> на земли лесного фонда отсутствуют.
Экспертом указано, что описание границ между Челябинской областью и республикой Башкортостан на законодательном уровне не определено, установить ее местоположение не представляется возможным. Сведения о границах республики Башкортостан в ЕГРН отсутствуют. При этом в ЕГРН внесены сведения о западной границе Челябинской области, смежной с республикой Башкортостан. Также на основании закона республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» эксперт пришел к выводу, что граница Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан проходи по границе Челябинской области. Но поскольку границы Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан не описаны координатами, эксперт полагает, что нет основания полагать, что исследуемый участок находится в границах Майского совета Иглинского района республики Башкортостан.
В отношении границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения эксперт пришел к выводу, что границы Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения согласно закону Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе» (в редакции закона Челябинской области от 20.12.2010 № 48-ЗО) и сведениям ЕГРН идентичны. При этом законом Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО не определены координаты смежных границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения с республикой Башкортостан. На основании чего эксперт предположил, что при внесении в ЕГРН сведений о границах Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения с республикой Башкортостан, кадастровые инженеры руководствовались графической частью Закона Челябинской области от 09.07.2004 № 239-ЗО в редакции закона Челябинской области от 20.12.2010 № 48-ЗО, то есть схемами Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения.
При этом, исходя из местоположения границы Челябинской области, сведения о которой внесены в ЕГРН, участок с кадастровым номером <номер> в фактических границах полностью расположен за пределами границ Челябинской области. Также, исходя из местоположения данной границы Челябинской области по сведениям ЕГРН, территория Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения частично расположена за пределами границ Челябинской области. Участок с кадастровым номером <номер> полностью расположен в пределах границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения по сведениям ЕГРН и частично в границах поселка Ук по сведениям ЕГРН.
Границы пос. Ук по сведениям ЕГРН частично пересекают границы участка с кадастровым номером <номер> и контур жилого <адрес>, таким образом, что участок и жилой дом частично расположены за пределами п. Ук по сведениям ЕГРН.
Экспертом установлено, что сведения о границах п. Ук внесены в ЕГРН на основании Землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства 2017 <адрес> дело 2017г. сформировано с целью постановки проектируемой границы населенного пункта на государственный кадастровый учет. При подготовке землеустроительного дела были получены следующие документы: решение совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 « Об утверждении проекта «Корректировка генерального платна и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», в том числе основная часть проекта: карта планируемого размещения объектов местного значения, карта границ населенного пункта, карта функциональных зон населенного пункта поселка Новострой, кадастровые планы территорий, ортофотопланы с зарамочным оформлением масштаба 1:2000 на территорию п. Ук Ашинского района, год изготовления 2008. Определение координат характерных точек в Землеустроительном деле 2017 выполнено картометрическим методом, то есть без фактического обследования и замеров границ на местности. Эксперт сопоставил результаты геодезической съемки, совмещенные с материалами ГФД 2008г. с фрагментами карты планируемого размещения объектов местного значения, границ населенного пункта и функциональных зон населенного пункта поселка Ук из Проекта «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017, указав, что границы п. Ук по сведениям ЕГРН соответствуют по конфигурации границам согласно Проекту «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017. При этом по Проекту «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 в проектируемую границу населенного пункта не включены границы земель лесного фонда. Далее, сопоставив фрагмент карты планируемого размещения объектов местного значения, границ населенного пункта и функциональных зон населенного пункта поселок Ук из Проекта «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 с выкопировкой из плана лесонасаждений Укского участкового лесничества ЧОБУ «Ашинское лесничество», установил, что конфигурация границ земель лесного фонда согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения, границ населенного пункта и функциональных зон населенного пункта поселок Ук из Проекта «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 идентична конфигурации выделов № 14,18,19 и 20 квартала № 6 Укского участкового лесничества. Далее сопоставил фрагмент выкопировки из плана лесонасаждений Укского участкового лесничества ЧОБУ «Ашинское лесничество» с результатами геодезической съемки, совмещенными с материалами ГФД 2008г. и с фактическими границами участка с кадастровым номером <номер> и границами п. Ук по сведениям ЕГРН. Установив, что наложение фактических границ участка с кадастровым номером 74:03:1402001:85 на земли лесного фонда согласно материалам лесоустройства отсутствует. При этом местоположение границ п. Ук по сведениям ЕГРН не соответствует местоположению границ земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства, имеет место смещение границ п. Ук по сведениям ЕГРН в северо-западную сторону. В результате чего пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах поселка Ук имеется реестровая ошибка.
На основании выводов о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах поселка Ук, земельного участка с кадастровым номером <номер> для восстановления прав истца экспертом предложен вариант исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах поселка Ук, земельного участка с кадастровым номером 74:03:1402001:689, земельного участка с кадастровым номером <номер>
Для устранения реестровой ошибки, содержащейся в сведениях о границах поселка Ук необходимо:
1.Определить общую площадь границ п. Ук Ашинского муниципального района с учетом исправления реестровой ошибки в размере площади внесенной в ЕГРН с увеличением данной площади на 405 кв.м. *
Примечание*: Указанная величина площади соответствует площади части участка с КН 74:03:1402001:85 в установленных границах, не включенной в границы поселка Ук.
2. Внести сведения о следующих координатах характерных точек границ п. Ук: Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более,0,1 м, Метод определения координат -<данные изъяты>
3. Сведения о характерных точках н1 - н12 добавить в сведения ЕГРН о границах п. Ук между точками 575 и 576 по сведениям ЕГРН, имеющими следующие координаты: номер точки <данные изъяты>; номер точки <данные изъяты>, Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более1,0 м
Для устранения наложения границ участка с КН <номер> по сведениям ЕГРН на фактические границы участка с КН <номер>, экспертом предложено:
1.Определить общую площадь участка с КН <номер> как разницу между значением, внесенным в ЕГРН и площадью наложения границ участка с КН <номер> равной 31 кв.м.
1.1 Погрешность площади участка (Мt) установить в размере величины, рассчитанной по формуле: Мt = 3,5 х 0,1 м х S, где S - величина определенной площади;
2.Исключить сведения о следующих координатах характерных точек границ участка с КН <номер> точки <номер>
3. Внести сведения о следующих координатах характерных точек границ участка с КН <номер> Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более0,1, м: точка № <данные изъяты>
Сведения о характерных точках н1 - н4 необходимо добавить в сведения ЕГРН о границах участка с КН <номер> между точками 47 и 56 (точки 48 - 55 подлежат исключению) по сведениям ЕГРН, имеющими следующие координаты: точка № <данные изъяты>
Для устранения реестровой ошибки, содержащейся в сведениях о границах участка с КН <номер>
1.Определить общую площадь участка с КН <номер> с учетом исправления реестровой ошибки 2 435 кв.м., погрешность: +/- 8 кв.м.
2.Исключить сведения о следующих координатах характерных точек границ участка с КН <номер> Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более 0,3 м: точки № <данные изъяты>.
Внести сведения о следующих координатах характерной точки границ участка с КН <номер> Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, не более 0,1 м:<данные изъяты>
На запрос суда об исполнимости решения по предложенному экспертом варианту исправления реестровой ошибки (т.4 л.д.110-112) Управлением Росреестра в ответе от <дата> указано, что при внесении изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, пересечение границ уточняемого земельного участка с границами других земельных участков, населенных пунктов не выявлено. После внесения изменений в сведения ЕГРН о координатах характерных точек границ населенного пункта поселка Ук Ашинского муниципального района Челябинской области выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер> пересекают границы населенного пункта поселка Ук, границы муниципального образования Укское сельское поселение, Ашинский муниципальный район. В соответствии с п.43 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав. Указано, что заявленные истцом требования подлежат уточнению (т.4 л.д.107,108,109,165-166).
По запросу суда экспертом ООО «СЭО» ФИО3 определены параметры границ участка с кадастровым номером <номер> без учета наложения на границы земельного участка с кадастровым номером 74:03:1402001:689 по сведениям ЕГРН (т.4 л.д.119-120). После уточнения истцом исковых требований судом был направлен повторный запрос в Управление Росреестра по Челябинской области на исполнимость решения предложенный вариант исправления реестровой ошибки в границах п. Ук без учета наложений границ земельного участка с кадастровым номером <номер> на земельный участок с кадастровым номером <номер> (т.4 л.д.153-154,174-175). Согласно ответу управлению Росреестра по Челябинской области от <дата>, от <дата> в отношении координат характерных точек границ поселка Ук Ашинского муниципального района Челябинской области выявлено пересечение указанной границы с границами земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер> сведения о которых содержатся в ЕГРН. При внесении на дежурную кадастровую карту сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер> выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером <номер> сведения о координатах характерных точек которого содержатся в ЕГРН, что является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета (т.4 л.д.169-170,171-172,173,176,177,178,192).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом ФИО1 не доказан факт наличия реестровой ошибки в сведениях содержащихся в ЕГРН в отношении границ п. Ук при пересечении с фактическими границами земельного участка с кадастровым номером <номер>
С заключением эксперта о наличии реестровой ошибки в сведениях границ п. Ук суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе», в редакции закона Челябинской области от 23.12.2010 №48-ЗО, граница Ашинского муниципального района от узловой точки 44 до узловой точки 28 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 232,60 км), граница Укского сельского поселения от узловой точки 44 до узловой точки 13 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 59,75 км).
Из заключения эксперта(т.4 л.д.1-87), публичной кадастровой карты (т.4 л.д.139,140,т.5.л.д.30,31,45), следует, что исходя из местоположения границы Челябинской области, сведения о которой внесены в ЕГРН, участок с кадастровым номером <номер> в фактических границах полностью расположен за пределами границ Челябинской области. Также, исходя из местоположения данной границы Челябинской области по сведениям ЕГРН, территория Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения, п. Ук, частично расположена за пределами границ Челябинской области и граничит с республикой Башкортостан. Имеет место пересечение границ Челябинского и Башкирского кадастровых округов (т.4 л.д.14,15).
Граница между Челябинской областью и республикой Башкортостан на законодательном уровне не определена. Как указано в экспертном заключении, установить ее местоположение не представляется возможным, сведения о границах республики Башкортостан в ЕГРН отсутствуют. При этом в ЕГРН внесены сведения о западной границе Челябинской области, смежной с республикой Башкортостан.
В приложении 26л к закону республики Башкортостан от 25.12.2014 № 165-з «О внесении изменений в закон республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» в части смежества с Челябинской областью содержится лишь текстовое описание границы муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан с отсылкой на границу Челябинской области, и не содержится перечня координат характерных точек границ муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан по смежеству с Челябинской областью.
На основании закона республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» эксперт пришел к выводу, что граница Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан проходит по границе Челябинской области. Но поскольку границы Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан не описаны координатами, эксперт считает, что нет основания полагать, что исследуемый участок находится в границах Майского совета Иглинского района республики Башкортостан (т.4 л.д.46-47).
Между тем, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе создавать муниципальные образования только в пределах своей территории. Нормативно-правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, осуществляемое субъектом Российской Федерации, распространяется только на муниципальные образования, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Следовательно, пока границы самого субъекта Российской Федерации не установлены (не определены), границы муниципальных образований также нельзя рассматривать как установленные в границах этого субъекта Российской Федерации, сопредельных с соседним субъектом Российской Федерации. В противном случае допускалась бы возможность существования муниципального образования вне связи с субъектом Российской Федерации и его территорией.
Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что частично граница Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения, п. Ук, и весь спорный земельный участок находится за пределами Челябинской области, при этом в соответствии с нормативно-правовым актом республики Башкортостан по описанию граница республики Башкортостан в сопредельной части проходит по границе Челябинской области, граница Челябинской области в сопредельной части с республикой Башкортостан на законодательном уровне не установлена, суд приходит к выводу, что оснований для выводов о наличии реестровой ошибки в границах п. Ук не имеется. По мнению суда, вопрос о наличии реестровой ошибки в границах п. Ук может быть решен только в случае установления границ между Челябинской областью и республикой Башкортостан.
Также суд обращает внимание, что предложенный экспертом вариант исправления реестровой ошибки согласно информации Управления Росреестра по Челябинской области является неисполнимым в виду пересечения границ п. Ук с земельными участками с кадастровыми номерами <номер>, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
С выводами эксперта о наличии в реестровой ошибки в границах участка с кадастровым номером <номер> суд согласиться не может. Вопрос о наличии реестровой ошибки в границах участка с кадастровым номером <номер> истцом в иске не ставился, на разрешение эксперта вопрос также поставлен не был. При этом в самом экспертном заключении указано, что границы данного участка не являлись объектом исследования, на данный участок не были представлены реестровые дела и иная документация, в связи с чем эксперт не может сделать вывод о том, что в его границах имеет место реестровая ошибка (т.4 л.д.42).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности реестровой ошибки в границах п. Ук и оснований для удовлетворения исковых требований для исправления реестровой ошибки в границах п. Ук суд не усматривает.
Заявляя требования к Главному управлению Лесами Челябинской области, истец просит признать реестровой ошибкой пересечение земельного участка с кадастровым номером <номер> и кадастровым номером <номер> (т.4 л.д.209).
Из ответа Управления Росреестра по Челябинской области от <дата> (т.4 л.д.169,170) на запрос суда об исполнимости судебного акта следует, что границы земельного участка с кадастровым номером <номер> имеют пересечение с земельным участком с кадастровым номером <номер> сведения о координатах характерных точек которого содержатся в ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН (т.5 л.д.1-22) земельный участок с кадастровым номером <номер> относится к землям лесного фонда и расположен по адресу: <адрес>
Обязанность доказывания наличия реестровой ошибки при вынесении сведений в ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 74:03:0000000:102 лежит на истце. Истец, заявляющий требование об исправлении реестровой ошибки, должен доказать ее наличие, дать описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указать, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и способ исправления кадастровой ошибки.
Истцу было предложено сформулировать требование к ответчику, Главному управлению Лесами Челябинской области (т.4 л.д.219 об), истец своим правом не воспользовался, и фактически исковые требования истцом к Главному управлению Лесами Челябинской области не сформулированы.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Само по себе признание реестровой ошибкой пересечение земельного участка с кадастровым номером 74:03:1402001:85 и кадастровым номером 74:03:0000000:102, как просит истец, не приведет к восстановлению прав истца, в связи с чем оснований для удовлетворения указанных исковых требований суд не усматривает.
По делу была назначена землеустроительная экспертиза эксперту ООО «Судебная экспертиза и оценка» ФИО3 Стоимость экспертизы составила 50 000 руб. 00 коп. Расходы по проведению экспертизы были возложены на Администрацию Ашинского муниципального района (т.3 л.д.32-41).
Экспертом заявлено ходатайство об оплате экспертизы по делу (т.4. л.д. 104). Представитель Администрации Ашинского муниципального района пояснил, что экспертиза до настоящего времени не оплачена.
Согласно ч. 2 ст. 85 Гражданского кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Эксперт провел экспертизу без предварительной оплаты, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, между тем суд полагает взыскать судебные расходы с Администрации Ашинского муниципального района в виду следующего.
Согласно разъяснениям пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
По смыслу изложенных выше разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1, разрешая вопросы о возмещении судебных издержек, суд, реализуя задачи справедливого судебного разбирательства, должен учитывать необходимость обеспечения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений.
Утверждая проект «Корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения» и осуществляя постановку на учет границ п. Ук органы местного самоуправления не могли не знать о наличии проблем с границами Челябинской области, Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения, п. Ук, о чем свидетельствует мнение ООО «Архивариус», согласно которому ООО «Архивариус» при разработке ГП вносил соответствующие предложения (т.1 л.д.148). Между тем, никаких мер для устранения проблем при формировании границ п. Ук органами местного самоуправления принято не было. Не было принято таких мер и после обращения истца в Администрацию Ашинского муниципального района, истцу письмом от 28.05.2018 было рекомендовано обратиться в суд ( т.1 л.д.63).
Принимая во внимание, что истец никаких прав администрации Ашинского муниципального района не нарушал, не имел возможность повлиять на решение вопросов об установлении границ п. Ук с учетом действующего законодательства об установлении границ муниципальных образований и границ субъектов, при этом Администрация Ашинского муниципального района, наделенная соответствующими властными полномочиями, бездействовала, с целью обеспечения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд считает возможным взыскать оплату экспертизы с Администрации Ашинского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Ашинского муниципального района, Собранию депутатов Ашинского муниципального района, администрации Укского сельского поселения, Комитету по Управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района, о признании реестровой ошибкой пересечение границ населённого пункта поселок Ук (Ашинского района, Челябинской области) с границами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, устранении нарушений права собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер> и исправлении реестровой ошибки, содержащееся в Едином государственном реестре недвижимости, в сведеньях о земельном участке с кадастровым номером <номер> в сведениях о границах населённого пункта п. Ук Ашинского района, Челябинской области, признании решения суда основанием для вынесения изменений в сведенья Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с
кадастровым номером 74:03:1402001:85 и о границах поселка Ук Ашинского района Челябинской области, отказать в полном объеме.
В исковых требованиях ФИО1 к Главному управлению лесами Челябинской области о признании реестровой ошибкой пересечение земельного участка с кадастровым номером <номер> и кадастровым номером <номер>, отказать.
Взыскать с Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Судебная экспертиза и оценка» за проведенную землеустроительную экспертизу 50 000 руб. 00 коп. (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ашинский городской суд.
Председательствующий Л.Т. Кулагина
Мотивированное решение составлено 03.04.2020
Судья Л.Т. Кулагина