ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/20 от 27.01.2020 Кочевского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-2/2020 (2-309/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2020 года село Кочево Пермский край

Кочевский районный суд Пермского края в составе судьи Петровой Л.С.,

при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,

с участием истца прокурора Кочевского района Радостева И.А.,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального района Пермского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кочевского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по организации проезда к дому, расположенному по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по организации проезда к дому, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, СП 4.13130.2013, ФИО8 50597-93, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО3 и ФИО2 на предмет соблюдения администрацией Кочевского муниципального района требований федерального законодательства. ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>2, ФИО3 являются собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>1, на земельном участке с кадастровым номером .

Проверкой установлено, что подъезд к дому по адресу <адрес>, отсутствует. Администрацией Кочевского муниципального района подъезд к указанному дому не обеспечен. Расстояние от автодороги до дома составляет 60 метров.

Отсутствие подъезда, в том числе и противопожарного подъезда, создает угрозу пожарной безопасности, жизни и здоровью людей, проживающих в нем.

Дом, расположенный по адресу: <адрес>, ранее находился в границах Кочевского сельского поселения Кочевского муниципального района Пермского края. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 20.06.2019 года № 424-ПК «Об образовании нового муниципального образования Кочевский муниципальный округ Пермского края». Кочевское сельское поселение в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразовано в состав Кочевского муниципального округа.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о наличии у администрации Кочевского муниципального района обязанности обеспечить подъезд к данному дому.

Дом, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым, предназначен для постоянного проживания, однако подъезд отсутствует, что нарушает права и создает угрозу пожарной безопасности, жизни и здоровью людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а органы местного самоуправления – администрация Кочевского муниципального района, меры, направленные на обеспечение подъезда к дому и земельным участкам, не предпринимает.

В судебном заседании прокурор Кочевского района Радостев И.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении уточнив их, и просил возложить на администрацию Кочевского муниципального района Пермского края обязанность по организации проезда к дому, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, СП 4.13130.2013, ФИО8 50597-2017, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального района Пермского края ФИО1 с исковым заявлением прокурора не согласился, суду показал, что по обращениям ФИО2 и ФИО3 по поводу строительства подъезда к их дому, расположенному по адресу: <адрес>, был подготовлен ответ, о включении данной дороги в заявку по софинансированию мероприятий по ремонту из средств дорожного фонда Пермского края на 2021 год. Срок исполнения исковых требований до мая 2020 года не представляется возможным, по причине отсутствия дополнительных финансовых средств в бюджете дорожного фонда Кочевского муниципального района. Кроме того, администрация района рассматривает вариант обеспечения проезда к дому по <адрес>, с региональной автодороги, в связи с чем необходимо выяснить мнение собственника дороги, а затем получить разрешение.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица – представитель Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» (далее - КГБУ «УАДиТ») в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. (л.д. 87)

Из отзыва, направленного в суд следует, что согласно Порядку КГБУ «УАДиТ», на праве оперативного управления которого находятся автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, выдает согласие в целях строительства, реконструкции, капительного ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения и примыкания автомобильной дороги к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения. В случае необходимости строительства примыкания (съезда) к региональной автомобильной дороге «Кудымкар-Гайны» необходимо обратиться в КГБУ «УАДиТ» с соответствующим заявлением и приложением пакета документов в соответствии с Порядком. 09.01.2020 года администрацией Кочевского муниципального района в адрес КГБУ «УАДиТ» направлено заявление о согласовании съезда к жилому дому от автомобильной дороги «Кудымкар-Гайны» км 74+397, которое в настоящее время находится на рассмотрении, ответ будет дан в сроки, установленные Порядком. (л.д. 89-90)

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 14 указанного закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

По данным СНиП 2.17.01–89*, проезд – это связь жилых домов, расположенных в глубине квартала с улицей, при этом предусмотрена ширина полосы движения 2,75-3,0 и ширина пешеходной части тротуара 0-1,0. В указанном СНиПе также имеется понятие проезда. Проезд – это подъезд транспортных средств к жилым зданиям внутри районов, микрорайонов и кварталов.

Согласно п.п. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочиванию существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 года, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеется капитальное строение или право на их возведение, обеспечивается проездом.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

На основании п. 8.17 СП 4.13130.2013, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 года № 288, планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

Как следует из материалов дела в результате проверки, проведенной прокуратурой Кочевского района по обращению жителей села Кочево ФИО3 и ФИО2, выявлено, что проезд к их жилому дому по адресу: <адрес>, отсутствует.

Дом, расположенный по адресу: <адрес>, ранее находился в границах Кочевского сельского поселения Кочевского муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 20.06.2019 года № 424-ПК «Об образовании нового муниципального образования Кочевский муниципальный округ Пермского края», в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Кочевское сельское поселение, входящее в состав Кочевского муниципального района, преобразовано путем его объединения в новое муниципальное образование Кочевский муниципальный округ.

На основании ст. 3 ч. 1 данного закона органы местного самоуправления Кочевского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Кочевского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Согласно ст. 4 вышеуказанного закона, со дня вступления в силу настоящего Закона и до формирования органов местного самоуправления Кочевского муниципального округа Пермского края устанавливается переходный период.

Администрация Кочевского муниципального района до формирования администрации Кочевского муниципального округа Пермского края осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Кочевского муниципального округа Пермского края.

По данным выписки из ЕГРЮЛ от 27 января 2020 года имеются сведения о юридическом лице – Администрации Кочевского муниципального района.

Поскольку на момент рассмотрения дела Администрация Кочевского муниципального округа еще не сформирована, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кочевского муниципального района, которая меры направленные на обеспечение проезда не принимает.

Учитывая, что на земельных участках с кадастровыми номерами расположенных по адресу: <адрес>, находящихся на территории Кочевского муниципального округа, расположен жилой дом, однако подъезд к данным земельным участкам и расположенному на нем дому отсутствует, нарушаются права граждан и создается угроза пожарной безопасности, жизни и здоровью людей, а органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, мер, направленных на обеспечение подъезда к земельным участкам и дому, не предпринимают, суд приходит к выводу, что заявленное требование является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

При этом подъезд к земельным участкам должен отвечать требованиям, предъявляемым к его оборудованию, и соответствовать СНиП 2.07.01-89*, СП 4.13130.2013, ГОСТ Р 50597-2017.

Ссылка представителя администрации Кочевского муниципального района на отсутствие фактической возможности обустройства подъезда к земельным участкам по <адрес>, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечить проезд к земельным участкам, расположенным в границах муниципального округа.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по организации проезда следует установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кочевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по организации проезда к дому, расположенному по адресу: <адрес>, удовлетворить.

Возложить на Администрацию Кочевского муниципального района <адрес> обязанность организовать проезд к дому, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии со СНиП 2.07.01-89*, СП 4.13130.2013, ГОСТ Р 50597-2017, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кочевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>