Дело № 2-2/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мирный 28 сентября 2020 года
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Охотиной М.М.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Е.А.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный Архангельской области гражданское дело по иску ФИО1 к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда. В обосновании иска указал, что с 1 марта 2018 по 9 января 2019 года работал в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в должности *** (далее ДЭС) № 3. 9 января 2019 года с ним было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору на временное исполнение трудовых обязанностей по должности ***. С 1 февраля 2019 года на основании дополнительного соглашения к трудовому договору он постоянно исполняет обязанности ***. Режим работы установлен вахтовым методом. Местом его работы является архипелаг Новая Земля, п. Северный ДЭС № 3 Архангельская область. По условиям трудового договора при определении оплаты труда ему установлен районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж в районах Крайнего севера в размере 50%. В период его работы в организации ему не начислялась и не выплачивалась северная надбавка и районный коэффициент на дополнительную стимулирующую выплату, в связи с чем ежемесячно не доплачивалась заработная плата. По его расчетам сумма задолженности составляет 328122 руб. 31 коп. В соответствии со ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты предусмотрена компенсация, размер которой составляет 63777 руб. 73 коп. 30.04.2019 года в ЖКС № 3 был заключен коллективный договор, который был разработан в соответствии с Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. На основании п. 2.3 Коллективного договора минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в подразделении электроснабжения в 2019 году составляет 10303 рубля. Начальнику смены дизельной электростанции устанавливается 10 тарифный разряд, где применяется тарифный коэффициент 3,50. Считает, что размер месячной тарифной ставки начальника смены дизельной электростанции должен быть 36060 руб. 50 коп. Учитывая, что работодатель неправильно начислял заработную плату, сумма задолженности перед ним составляет 329375 руб. 67 коп., компенсация за задержку данной выплаты составляет 6681 руб. 74 коп. В связи с тем. что работодателем не был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за 2018 год, из-за отсутствия графиков отпусков за отчетный период им не отработана норма времени в соответствии с производственным календарем за 2018 год, недоработка по окончании отчетного периода составила 252 часа, размер заработной платы в соответствии со ст. 155 ТК РФ составил 142218 руб. 72 коп. Неправомерными действиями работодателя ему причинен моральный вред. С учетом уточненных исковых требований просит суд взыскать с ответчика невыплаченную северную надбавку и районный коэффициент на стимулирующие выплаты в размере 546870 руб. 52 коп., компенсацию за задержку данных выплат в размере 106296 руб. 59 коп., недоплаченную заработную плату по коллективному договору в размере 329375 руб. 67 коп., компенсацию за задержку данных выплат в размере 6681 руб. 74 коп., сумму заработной платы за недоработку в размере 142218 руб. 72 коп., а также компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Требование о предоставлении отпуска за работу во вредных условиях труда не поддерживают.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили возражения по иску, указав, что дополнительная стимулирующая выплата выплачивалась из экономии фонда оплаты труда организации, где уже были заложены суммы северной надбавки и районного коэффициента. Данная выплата не носила постоянный характер и зависела от суммы экономии фонда оплаты труда. С требованиями о взыскании заработной платы по коллективному договору не согласны, поскольку заработная плата истцу установлена трудовым договором в соответствии Положением о системе оплаты труда гражданского персонала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, которое распространяется на всех работников учреждения, в том числе и на работников ЖКС № 3 (архипелаг Новая земля). ФГБУ ЦЖКУ не присоединялось к Отраслевому соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в порядке п. 1.4 Соглашения. ЖКС № 3 является структурным подразделением филиала ФГБУ «ЦЖКУ» и не может заключать самостоятельно коллективный договор. Также не согласны с требованиями о взыскании заработной платы за недоработку, поскольку вины работодателя в невыработке истцом рабочего времени не установлено. Просят в иске отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц Министерства обороны РФ и первичная профсоюзная организация ЖКС №3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Изучив материалы дела, заслушав доводы стороны истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно Уставу организации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ является юридическим лицом, имеет филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ (по 12 ГУ МО), в котором расположено структурное подразделение дизельная электростанция № 3 п. Северный Жилищно-коммунальной службы № 3 (архипелаг Новая Земля) - (далее ДЭС № 3 ЖКС № 3 (архипелаг Новая Земля) ФГБУ «ЦЖКУ»).
Согласно ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Абзац 7 части 2 статьи 22 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Положениями ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 3), который регулирует, в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
На основании трудового договора № *** от 1 марта 2018 г. ФИО1 был принят на работу в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на должность ***, *** для работы вахтовым методом.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 09 января 2019 года установлено, что истец ФИО1 выполняет работу по должности *** В дальнейшем с ФИО1 было заключено дополнительное соглашение от 1 февраля 2019 года на постоянное исполнение им обязанностей начальника смены ДЭС № 3 ЖКС № 3 (архипелаг Новая Земля) ФГБУ «ЦЖКУ».
Истцу при трудоустройстве был установлен должностной оклад в размере 6552 руб. в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени (пункт 6.1). С 09 января 2019 года должностной оклад составил 7291 руб. в месяц.
Пунктом 6.2. указанного договора за работу в районах Крайнего Севера истцу установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0 в соответствии со ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными актами РФ.
Пунктом 6.3. трудового договора за работу в районах Крайнего Севера истцу установлена процентная надбавка к заработной плате в размере «50 %, с последующим увеличением до 100 %» в соответствии со ст.11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными актами РФ.
Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Статья 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с требованиями ст. ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок.
Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Из материалов дела следует, что в период работы с марта 2018г. по декабрь 2018г. истцу работодателем ежемесячно выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата, предусмотренная приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № 50, относительно начисления на которую районного коэффициента и процентной надбавки между сторонами возник настоящий спор.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).
Как следует из материалов дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № *** предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в 2017 г. в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение № 1 к приказу от 11 мая 2017 г. № 50) (далее - Положение).
Пунктом 1.3 Положения устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности.
Пунктом 2.1 Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником Учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).
Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно на протяжении длительного периода, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет именно источник формирования выплаты, а именно денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № ***, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в силу правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. № ***, оснований для применения к спорной выплате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Таким образом, требования ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате как связанные с неначислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на материальное стимулирование и компенсацию за задержку данной выплаты, как производное требование, удовлетворению не подлежат.
Истец ФИО1 просит взыскать с ответчика недоплаченную заработную плату по коллективному договору в размере 329375 руб. 67 коп., компенсацию за задержку данных выплат в размере 6681 руб. 74 коп.
30 апреля 2019 года между работниками ЖКС № 3 и работодателем заключен Коллективный договор, зарегистрированный Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области под № *** от 03 июня 2019 года. Согласно условиям данного договора, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда подразделений электроснабжения в 2019 года составляет 10303 рубля; начальнику смены дизельной электростанции установлен 10 тарифный разряд. В соответствии с Приложением № 2 к коллективному договору для 10 квалификационного уровня применяется тарифный коэффициент 3,50.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец считает, именно в таком размере в силу условий Коллективного договора ему подлежала начислению тарифная ставка за май, июнь и июль 2019 года.
В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (ч. 4 ст. 40 ТК РФ).В силу п. 5 ст. 40 ТК РФ для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой ст. 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
В силу абз. 1 ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Таким образом, норма ч. 1 ст. 33 ТК РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Из Коллективного договора усматривается, что он подписан от работодателя начальником ЖКС №3 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) ***
Между тем, согласно материалам дела, учредителем ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, подписавший Коллективный договор со стороны работодателя *** необходимыми полномочиями не обладал. Как следует из п. 21 доверенности № *** от 01 февраля 2019 года, *** наделен полномочиями подписывать документы в отношении работников филиала, предоставляемые в организации, учреждения и внебюджетные фонды, справки о заработной плате работников; участвовать в коллективных переговорах по вопросам подготовки и заключения коллективного договора с Профессиональным союзом гражданского персонала Учреждения в целях обеспечения социально-трудовых прав лиц гражданского персонала Учреждения с правом подписания коллективного договора (с обязательным согласованием с Учреждением в установленном порядке) в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года №583, ответчик исходя из Приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» от 11 мая 2017 года № 49, утвердившего Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ», ФГБУ «ЦЖКУ» является бюджетной организацией и финансируется из средств, выделяемых Министерством обороны Российской Федерации, получает финансирование из федерального бюджета.
Пунктом 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» также определено, что учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а п. 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Однако, из материалов дела следует, что Коллективный договор со стороны работодателя заключен без участия Министерства обороны Российской Федерации (учредителя учреждения). Также материалы дела не содержат сведений о согласовании ФИО3 Коллективного договора непосредственно с ФГБУ «ЦЖКУ».
Как следует из материалов дела, истец работал в должности начальника смены дизельной электростанции, трудовым договором с учетом дополнительного соглашения ему установлен оклад, из которого и производилась оплата труда. Таким образом, истцу установлен должностной оклад, а не месячная тарифная ставка, поэтому положения Коллективного договора, в части регулирования оплаты труда работников, которым устанавливается заработная плата, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки, в данном случае не применимы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате с учетом Коллективного договора не имеется, поскольку нормы Коллективного договора, подписанного начальником ЖКС №3 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) ***., не подлежит применению, данный Коллективный договор считается незаключенным ввиду его подписания со стороны работодателя неуполномоченным лицом и с нарушением норм трудового законодательства.
Оснований полагать, что у ответчика перед истцом имеется задолженность по заработной плате в рамках заключенного между сторонами трудового договора и дополнительных соглашений к нему также не имеется, поскольку в установленном законом порядке ФГБУ «ЦЖКУ» не устанавливало истцу ставку и коэффициент, заявленные им в иске.
Согласно п. 1.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года) (ред. от 07 декабря 2018 года) (далее – Соглашение), Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций установленных в соответствии с п. 1.4 Соглашения, на которые распространяются условия Соглашения, вне зависимости от форм собственности организаций. Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Пункт 1.4 определяет, что организации жилищно-коммунального хозяйства – юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Соглашению. На данные организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Соглашением.
В соответствии с п. 1.8 Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях принимаются с учетом положений Соглашения. Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия Коллективного договора Соглашение имеет прямое действие в организациях, на которые оно распространено и присоединившийся к нему в установленном порядке (в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27 февраля 2018 года).
Материалы дела не содержат сведений о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» присоединилось к вышеуказанному Соглашению в порядке, установленном им.
Кроме того, в силу п. 1.4 Соглашения к нему могут присоединиться только юридические лица, в то время как ФГБУ «ЦЖКУ» является бюджетной организацией и финансируется из средств Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, оплата труда в нем регулируется в соответствии с утвержденными локальными и ведомственными нормативно-правовыми актами и не может произвольно изменяться.
В силу Устава ФГБУ «ЦЖКУ» учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Право на утверждение, изменение штата Учреждения предоставлено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ утверждено штатное расписание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в том числе и филиала (по 12 ГУ МО).
Трудовым договором с учетом дополнительных соглашений истцу установлен должностной оклад в размере 7291 рубль в месяц, выплата заработной платы осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» (п. 4.1 трудового договора), о чем свидетельствуют его подписи в трудовом договоре и дополнительном соглашении.
Следовательно, оснований для применения тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением не имеется.
Истец ФИО1 просит взыскать с ответчика заработную плату за недоработку им рабочего времени по окончании отчетного периода за 2018 год, размер которой в соответствии со ст. 155 ТК РФ составил 142218 руб. 72 коп.
Согласно части 1 статьи 297 ТК РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
В соответствии со статьей 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным Кодексом, то есть 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ).
В силу статьи 301 ТК РФ рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.
Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Часы переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте, не кратные целому рабочему дню, могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха.
Данные нормы трудового законодательства также предусмотрены Положением о вахтовом методе организации работ в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденным приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 г. №52.
Таким образом, работа вахтовым методом имеет свои особенности применительно к норме рабочего времени работников, и в периоды времени, не равные учетному периоду, может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, установленную производственным календарем, при этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период соответствует нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством.
На основании части 1 статьи 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
Условиями заключенного между сторонами трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода – 12 месяцев (один год).
Приказом начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 2 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) от 9 января 2018 г. № *** организована работа вахтовым методом в жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 2 (архипелаг Новая Земля), учитывая отдаленность места нахождения объектов и специфику доставки работников к месту проведения работ и обратно с учетом метеоусловий, для всех должностей работников объектов электро-сетевого хозяйства, работником которого является и истец, а также утвержден график работы на вахте на 2018 г. Индивидуальных графиков работы на вахте и индивидуальных графиков сменности для работников, в том числе истца, не составлялось, работодателем по запросу суда таковые не представлены.
Согласно вышеназванному графику вахтовой работы продолжительность вахты в 2018 г. установлена 70 суток. При этом в период вахты включается время выполнения работы на объектах и время междусменного отдыха, без учета времени на дорогу от сборного пункта до места выполнения работ на объектах архипелага Новая Земля и обратно. Продолжительность учетного периода – один год.
Данным приказом утверждены даты начала и окончания вахт в 2018 г.: с 1 января 2018 г. по 11 марта 2018 г., с 12 марта 2018 г. по 20 мая 2018 г., с 21 мая 2018 г. по 29 июля 2018 г., с 30 июля 2018 г. по 7 октября 2018 г., с 8 октября 2018 г. по 16 декабря 2018 г., с 17 декабря 2018 г. по 24 февраля 2019 г.
Для вахтового персонала определен сменный режим работы (1 и 2 смена), включая работу в выходные и праздничные дни, продолжительность рабочей смены – 11 часов, недельный график работы, 1 выходной через 6 рабочих дней.
Согласно производственному календарю на 2018 г. норма рабочего времени в период с 1 марта 2018 г. (начало работы истца) по 31 декабря 2018 г. составляет 1683 часа.
Вместе с тем, как следует из расчетных листков и табелей учета рабочего времени, ФИО1 в 2018 г. отработана вахта в период с марта по май 2018 г., с августа по октябрь 2018 г. и с декабря 2018 г. по февраль 2019 г. В июне-июле 2018 г. и в ноябре 2018 г. истец находился на межвахтовом отдыхе.
В период с марта по май 2018 г. ФИО1 отработано 733 часа, в период с августа по октябрь 2018 г. – 699 часов, в период с декабря 2018 г. по февраль 2019 г. – 680 часов.
Нормативная продолжительность вахты установлена работодателем для всех должностей объектов соответствующего отдела исходя из 70 суток, составляющих время работы на объекте и междусменного отдыха на вахте. При этом рабочее время и время отдыха работников, в том числе и истца, в пределах учетного периода регламентированы графиком работы на вахте, включая график сменности, и согласуется с табелями учета рабочего времени истца за период с 1 марта 2018 г. по февраль 2019 г., расчетными листками за период с марта 2018 г. по февраль 2019 г.
При работе вахтовым методом и применении суммированного учета рабочего времени, оценка правильности оплаты труда и определения выработки нормы рабочего времени производится только в рамках учетного периода, который согласно условиям трудового договора, заключенного между сторонами, составляет один год.
Следовательно, доводы истца о наличии недоработки на 31 декабря 2018 г. являются необоснованными, поскольку истцом неверно определяется окончание вахтового цикла для определения производственной нормы и фактически отработанного времени, ограничивая его 31 декабря 2018 г., не учитывая, что вахтовый период за 2018 г. у истца закончился 24 февраля 2019 г., где им также выработаны часы рабочего времени, включаемые в производственную норму рабочего времени за учетный период.
При таких обстоятельствах, требования истца об оплате часов при невыработке норм труда на 31 декабря 2018 г. при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом в один год и окончанием вахтового периода 24 февраля 2019 г. являются необоснованными, в связи с чем оснований для удовлетворении исковых требований ФИО1 о компенсации за недоработку по вине работодателя и процентов за просрочку её выплаты не имеется.
Учитывая, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании заработной платы в связи с неначислением районного коэффициента и северной надбавки на дополнительное материальное стимулирование, на выплату заработной платы по Коллективному договору и Отраслевому тарифному соглашению, а также на компенсацию за недоработку нормы часов не имеется, в связи с чем оснований для компенсации за задержку данных выплат и компенсации морального вреда, как производных требований, не имеется.
Таким образом, в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать полностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате в связи с неначислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на дополнительное материальное стимулирование, заработной платы с учетом Коллективного договора, подписанного начальником ЖКС №3 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) ФИО3, и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, заработной платы за недоработку рабочего времени по окончании отчетного периода за 2018 год, компенсации за задержку данных выплат и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд.
Председательствующий М.М. Охотина
Мотивированная часть решения
изготовлена 29 сентября 2020 года.