ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/2018 от 12.03.2018 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 2-2/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салават 12 марта 2018 года

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Серова Я.К.,

при секретаре Рыбаковой Е.М.,

с участием помощника прокурора Сагитовой Г.Р., истца Комарова А.Г., его представителя Ямбулатовой Н.М., представителей ответчика Управления по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ – Суханова В.Л., Симонова И.А. и Гек Е.Ф., ответчика ГБУЗ Городская больница г. Салават – Галеева Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комарова Александра Григорьевича к Управлению по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ, ГБУЗ Городская больница г. Салават о восстановлении на работе,

установил:

Комаров А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ (далее по тексту Управление), ГБУЗ Городская больница г. Салават о восстановлении на работе в котором с учетом уточнений просил суд признать приказ № ... от 00.00.0000 о его увольнении незаконным, признать незаконным направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование) с видом работы: «Начальник ПСО», «спасатель 2 класса», выданное Управлением ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават, заключение по результатам периодического медицинского осмотра обследовании от 00.00.0000 не законными, восстановить его в должности начальника поисково-спасательного отряда с 00.00.0000, признать запись за № ... в трудовой книжке (данные изъяты) от 00.00.0000 недействительной, взыскать с Управления за время вынужденного прогула с 00.00.0000 года утраченный заработок в сумме 475 122 руб. 18 коп., компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., с ГБУЗ Городская больница г. Салават компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. Свои исковые требования Комаров А.Г. мотивировал тем, что в период времени с 00.00.0000 года он по направлению Управления прошел периодический медицинский осмотр в ГБУЗ Городская больница г. Салават. Указанный медицинский осмотр был проведен с нарушениями, а именно: он занимал должность начальника поискового спасательного отряда Управления, в то время как на данное освидетельствование он был направлен и как начальник поискового спасательного отряда и как спасатель второго класса; в направлении на медицинское освидетельствование не указан вид экономической деятельности Управления по ОКВЭД; не правильно указана должность занимаемая Комаровым А.Г. и не конкретизированы вид его работы; не указаны вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работ в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих периодическим осмотрам. Несмотря на данные нарушения требований закона ГБУЗ Городская больница г. Салават провела его медицинский осмотр. По результатам данного осмотра было составлено заключение о наличии у него заболеваний, установленных п. 1, 9 и 13 «Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, которые препятствует ему работать в должности начальника поискового спасательного отряда или спасателя 2 класса. На основании данного заключения 00.00.0000 Управлением был издан приказ № ... о его увольнении по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Истец Комаров А.Г. и его представитель Ямбулатова Н.М. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.

Представители ответчика Управления по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ – Суханов В.Л., Симонов И.А. и Гек Е.Ф. в судебном заседании возражали против удовлетворения искового Комарова А.Г., просили суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, по доводам, изложенным в возражениях на него.

Представитель ответчика ГБУЗ Городская больница г. Салават – Галеев Н.М. также возражали против удовлетворения искового заявления Комарова А.Г., поскольку считали его не обоснованным, а медицинское освидетельствование, проведенное ГБУЗ Городская больница г. Салават в отношении Комарова А.Г. законным и обоснованным, без каких-либо нарушений требований действующего законодательства к его проведению.

Помощник прокурора города Салават Сагитова Г.Р. дала заключение, в котором считала исковое заявление Комарова А.Г. в части требований о признании приказа о его увольнении незаконным и восстановлении на работе, а также признании направления на его медицинский осмотр, медицинского заключения, составленного по результатам его обследования не законными и признании записи в его трудовой книжке о его увольнении недействительной не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу имеющегося у Комарова А.Г. заболевания он не может работать в должности начальника поискового спасательного отряда, а его медицинское освидетельствование проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, считавшего исковое заявление Комарова А.Г. не подлежащим удовлетворению, изучив исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

Частью 2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее по тексту Закон) предусмотрено, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании ст. 5 Закона к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Как следует из «Положения об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации городского округа город Салават РБ», утвержденного решением Совета городского округа город Салават РБ № ... от 00.00.0000, Управление осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции городского округа город устанавливаемой Уставом городского округа город Салават РБ на основании и в соответствии с действующим законодательством, под непосредственным руководством и контролем заместителя главы Администрации по вопросам жизнеобеспечения.

Согласно выписки из протокола № 9 заседания территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Башкортостан № ... от 00.00.0000 поисково-спасательный отряд Управления по делам ГО и ЧС Администрации городского округа город Салават РБ был признан соответствующим обязательным требования при аттестации АСС (АСФ) и был аттестован на проведение: поисково-спасательных работ; аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, и газоспасательных работ.

Таким образом, Управление по делам ГО и ЧС Администрации городского округа город Салават РБ (далее по тексту Управление), в лице своего поисково-спасательного отряда, относится к органам (учреждениям) осуществляющим проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации и абзаца второго ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и принятие решения о сокращении штата сотрудников является правом работодателя.

При этом согласно ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись.

В силу положений ст. 212 ТК РФ на работодателя помимо иных обязанностей в сфере обеспечения безопасных условий и охраны труда возлагаются обязанности по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н был утвержден «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)» (далее по тексту Перечень), а также «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее по тексту Порядок).

Согласно п.п. 1, 9 13 Перечня работник, выполняющий работы на высоте, верхолазные работы, работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью обязан один раз в год проходить соответствующие медицинские осмотры.

При этом обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в том числе, в целях предупреждения несчастных случаев на производстве (п. 3 Порядка).

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации) (п. 4 Порядка).

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации (п. 5 Порядка).

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя (п. 6 Порядка).

При этом периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ (п. 19 Порядка).

В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности (п. 20 Порядка).

Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру; наименование вредного производственного фактора или вида работы; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии) (п. 22 Порядка).

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию (п. 23 Порядка).

Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка (п. 24 Порядка).

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее, чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план).

Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации (п. 25 Порядка).

Работодатель не позднее, чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом (п. 26 Порядка).

Для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка (п. 28 Порядка).

Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ (п. 30 Порядка)

По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящего Порядка (п. 31 Порядка).

Как установлено судом, на основании приказа № ... от 00.00.0000 Комаров А.Г. был принят на работу в Управление по делам ГО и ЧС Администрации городского округа город Салават РБ на должность начальника поисково-спасательного отряда и в этот же день с ним был заключен трудовой договор № ...

00.00.0000 и.о. начальника Управления Галиевым Р.Ш. был утвержден контингент и поименный список лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам в Управление по делам ГО и ЧС Администрации городского округа город Салават РБ в ... году, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, в который под № 15 был включен Комаров А.Г.

В указанном списке в качестве вредных и (или) опасных производственных факторов и работ Комарова А.Г. указаны: работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера работы на высоте, верхолазные работы, работы, выполняемые с применением изолирующих средств и индивидуальной защиты, и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью (п.п. 1, 9 и 13 Перечня), а медицинская организация в которой должен был производиться данный осмотр ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават.

00.00.0000 и.о. начальника Управления Галиевым Р.Ш. и главным врачом ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават Хабибулиным Р.А. был утвержден план-график проведения периодического медицинского осмотра сотрудников Управления в 2017 году.

Согласно данного плана-графика периодический медицинский осмотр сотрудников Управления должен был быть проведен в ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават (далее по тексту Учреждение) в период времени с 00.00.0000 года.

00.00.0000 Комаров А.Г. получил направление на периодический медицинский осмотр, в котором помимо иных сведений указаны: место его работы (Управление по делам ГО и ЧС Администрации городского округа город Салават РБ), структурное подразделение в котором он работает (поисково-спасательный отряд), вид работы, в отношении которой он освидетельствует (начальник ПСО, спасатель 2 класса), профессия (работа) (п.п. 1, 9 и 13 Перечня).

00.00.0000 председателем врачебной комиссии Учреждения, был утвержден заключительный акт, согласно которого Комаров А.Г. не прошел периодический осмотр по причине своей неявки к окулисту.

00.00.0000 председателем врачебной комиссии Учреждения был утвержден заключительный акт, из которого следует, что Комаров А.Г. не годен к выполнению обязанностей начальника ПСО и спасателя 2 класса в силу наличия у него заболевания органов зрения, предусмотренного п.п. 1, 9 и 13 Перечня.

При этом медицинский осмотр Комарова А.Г. проводился соответствующей медицинской комиссией, которая была образована приказом главного врача Учреждения № ... от 00.00.0000, на основании договора № ... от 00.00.0000, заключенного между Управлением и Учреждением, а сам заключительный акт подписан уполномоченными на то лицами.

Также из медицинских документов, следует, что в период времени с 00.00.0000 года Комаров А.Г. прошел всех необходимых медицинских специалистов, в том числе врача психиатра-нарколога.

Указанный акт был получен и.о. начальника Управления Галиевым Р.Ш. 10.07.2017.

00.00.0000 Управлением Комарову А.Г. было вручено уведомление о том, что в силу положений п. 8 ч. 1 ст. 77 ГК РФ трудовой договор, заключенный с ним 00.00.0000 подлежит прекращению с 00.00.0000, в виду наличия у него заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей начальника ПСО и отсутствия в штате Управления свободных вакансий.

В этот же день Управлением бы издан приказ ... об увольнении Комарова А.Г. с должности начальника поисково-спасательного отряда, с которым он был ознакомлен под роспись также в этот день.

При этом в качестве основания увольнения Комарова А.Г. с занимаемой им должности в указанном приказе указаны положения п. 8 ч. 1 ст. 77 ГК РФ и отсутствие на момент его издания у Управления свободных должностей, которые Комаров А.Г. может занимать в силу имеющегося у него заболевания.

В свою очередь в медицинской карточке, заведенной на Комарова А.Г. в ГБУЗ Городской больнице г. Салават в связи с прохождением им указанного медицинского осмотра, имеется запись врача окулиста от 00.00.0000 о том, что Комаров А.Г. противопоказаний к выполнению им работ не имеет.

В этой же медицинской карточке имеется запись врача окулиста от 00.00.0000 о том, что у Комарова А.Г. имеется следующее заболевание: макулодистрафия (последствия разрыва макулы), в силу чего он не может выполнять работы, предусмотренные п.п. 1, 9 и 13 Перечня.

Факт внесения данных записей в ходе своего опроса свидетель Гайнуллина Р.Х. не оспаривала, при этом она пояснила, что 00.00.0000 к ней на прием пришел незнакомый человек с карточкой от терапевта, представился начальником спасательной станции, но это быв не Комаров А.Г. Она проверила у него зрение, зрение у него составляло 0,6 и 0,9. После чего она спросила у него паспорт, данный человек сказал, что паспорт он с собой не взял и после этого он ушел. 00.00.0000 заведующая поликлиникой Акимова спросила у неё, прошел ли Комаров А.Г. медицинский осмотр у неё, на, что она ответила ей, что Комаров А.Г. прошел медицинский осмотр, и она написала в его медицинской карточке, что он годен. 00.00.0000 к ней пришел уже непосредственно сам Комаров А.Г., она проверила у него зрение и по результатам данной проверки правый глаз показа 0,1, то есть видит только первую строчку, левый 0,9. Затем она проверила у него поля зрения на специальном аппарате и обнаружила у него дистрофические очаги. После проверки зрения Комаров А.Г. сказал ей, что он является инвалидом 3 группы.

Данные пояснения свидетеля Гайнуллина Р.Х., подтверждаются её объяснениями от 00.00.0000 и пояснительной запиской Ботиной Г.А. на имя главного врача ГБУ РБ Городская больница г. Салават от 00.00.0000, из которой в том числе, следует, что Комаров А.Г. прошел узких специалистов, но у неё осмотр не прошел.

Кроме того, судом было установлено, что 00.00.0000 Комарову А.Г. была присвоена третья группа инвалидности бессрочно. Основанием для присвоения ему указанной группы инвалидности явилось ранение, полученное им при прохождении военной службы (диагноз: разрыв макулы правого глаза, миопия высокой степени левого глаза, заднеполярная катаракта обоих глаз, зрение 0,03/0,03 с кор. 4,0/8,0, зрение 0,1/013).

При этом как следует из справки об установлении Комарову А.Г. инвалидности, он в силу имеющегося у него заболевания органов зрения может работать техником механиком.

С учетом наличия у Комарова А.Г. данной инвалидности, двух взаимоисключающих выводов об отсутствии (наличии) у Комарова А.Г. заболевания препятствующих осуществления им должностных обязанностей начальника поисково-спасательного отряда Управления, а также того факта, что Комаров А.Г. и его представитель Ямбулатова Н.М. оспаривали сам факт наличия у него подобного заболевания определением суда по делу, была назначена и проведена комплексная судебно-медицинская экспертиза.

Согласно заключения эксперта № ..., выполненного экспертами ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», следует, что из анализа представленной медицинской документации, материалов дела, следует, что у Комарова А.Г., имелось заболевание правого глаза – последствие проникающего ранения правого глазного яблока. Макулодистрафия.

По приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н Комаров А.Г. должен проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, и по п.п. 1, 9 и 13 Перечня – имел остроту зрения правого глаза «0,1» (что вызывает сомнение) и левого глаза «0,9», согласно записей в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № ... ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават.

Имеющаяся острота зрения («0,1» правого глаза и «0,9» левого глаза) даже по данным на 00.00.0000 – является противопоказанием для выполнения работ по п. 1, 9 и 13 Перечня, то есть спасателя 2 класса.

Имеющиеся заболевание органов зрения у Комарова А.Г. не может быть вылечено.

С учетом состояния органа зрения при освидетельствовании в УФНИИ ГБ АН РБ на период 00.00.0000, Комаров А.Г. даже без учета инвалидности 3 степени, не может осуществлять функции начальника поисково-спасательного отряда или спасателя второго класса.

При этом порядок направления на периодические медицинские осмотры на результаты медицинского осмотра Комарова А.Г. не влияет.

Между тем, поскольку указанным экспертным заключением ответ на третий вопрос был дан не в полном объеме, судом по делу была назначена и проведена дополнительная комплексная судебно-медицинская экспертиза.

Согласно заключения эксперта № ..., выполненного экспертами ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», на момент медицинского освидетельствования 00.00.0000 по данным ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават, острота зрения у Комарова А.Г была «0,1» на правый глаз и «0,9» на левый глаз (что вызывает сомнение). Даже в этом случае Комаров А.Г. не мог выполнять работы на высоте (п. 1, 9 и 13 Перечня), так как по требованию этих пунктов осмотра зрения должна быть не менее 0,5 на худшем глазу и не менее 0,8 на лучшем. При этом коррекция оптическими средствами не допускается.

Таким образом, если Комаров А.Г. по своим должностным обязанностям (начальник поисково-спасательного отряда) должен выезжать на объекты, где производятся работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то он по состоянию органов зрения не может выполнять указанную работу.

Указанные экспертные заключения, по мнению суда, соответствуют требованиям федерального законодательства, поскольку они были выполнены экспертами, имеющими необходимое медицинское образование и стаж работы в данной сфере, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Кроме того, ответы на поставленные вопросы изложены полно, каких-либо неясностей и противоречий из них не следует, ходатайств о назначении и проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы сторонами по делу заявлено не было.

С учетом выводов, изложенных в указанных экспертных заключениях, суд приходит к выводу, что у Комарова А.Г. по состоянию на 29.06.2017 имелось заболевание органов зрения, которое в силу положений п.п. 1, 9 и 13 Перечня, препятствует осуществлению им должностных обязанностей начальника поисково-спасательного отряда Управления.

Согласно ст. 73 ТК РБ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья. Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниям прекращения трудового договора в том числе является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч. 3 и 4 ст. 73 настоящего Кодекса).

Перечисленные нормы материального права, исходя из их системного толкования, предусматривают возможность прекращения трудового договора в случае отказа работника от постоянного или временного (на срок более четырех месяцев) перевода на другую работу либо отсутствия у работодателя соответствующей работы, тогда как необходимость такого его перевода должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что предполагает использование работодателем объективных критериев при установлении указанного факта и исключает произвольное применение им данного основания прекращения этого договора.

Таким образом, работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником по указанному основанию лишь только при наличии установленного у последнего соответствующими медицинским заключением заболевания или заболеваний, которые, в соответствии с таким заключением, исключают возможность продолжения с ним трудовых отношений по занимаемой им должности.

В соответствии с п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 №887-0-0 такое основание увольнения, как отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), предусмотрено в целях недопущения выполнения работником работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья, направлено на охрану здоровья работника, а потому не может рассматриваться как нарушающее его права.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23.09.2010 № 1090-О-О, необходимость перевода работника на другую работу, должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что предполагает использование объективных критериев при установлении указанного факта и исключает произвольное применение данного основания прекращения трудового договора.

С учетом того факта, что имеющиеся у Комарова А.Г. заболевание органов зрения вылечено быть не может, а в силу установленной ему инвалидности он не может работать в должности начальника поисково-спасательного отряда, суд приходит к выводу о том, что Управлением 00.00.0000 правомерно был издан приказ № 80к о его увольнении по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Приходя к указанному выводу суд, в том числе учитывает и то обстоятельство, что на момент увольнения Комарова А.Г. в Управлении отсутствовали свободные вакансии, на которые он мог быть переведен для продолжения дальнейшей трудовой деятельности с учетом состояния его здоровья и имеющегося заболевания органов зрения, что подтверждается штатным расписание Управления от 00.00.0000, справкой от 00.00.0000, карточками формы Т2 на сотрудников Управления и ответом Филиала КУ Юго-восточного межрайонного ЦЗН по г. Салават за исх. № ... от 00.00.0000.

При этом учет мнения профсоюзного органа при принятии Управлением решения об увольнении Комарова А.Г. в данном случае не требовался, поскольку из справки за исх. № ... от 00.00.0000, представленной Управлением, следует, что профсоюзный орган в Управлении отсутствует.

Также суд находит и не состоятельным требование Комарова А.Г. о признании незаконным направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование) с видом работы: «Начальник ПСО», «спасатель 2 класса», выданное ему Управлением ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават и заключения от 00.00.0000 составленного ГБУЗ РБ Городская Больница по результатам его периодического медицинского осмотра.

Приходя к указанному выводу суд, учитывает, что в силу «Перечня должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2013 № 693, начальник поисково-спасательного отряда относится к лицам, которые участвующим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу положений раздела «Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях», содержащегося в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказ Минтруда России от 03.12.2013 № 707н, начальник поисково-спасательного отряда помимо иных работ участвует в аварийно-спасательных и неотложных работах по оказанию помощи людям, оказавшимся в экстремальной ситуации.

При этом как следует из карты № ... специальной оценки условий труда на начальника поисково-спасательного отряда Управления, составленной 00.00.0000 лицо, которое занимает данную должность, обязано в силу положений Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н проходит один раз в год периодический медицинский осмотр по п. 9 Перечня, являющегося приложением к данному Приказу.

С указанной оценкой условий труда Комаров А.Г. был ознакомлен лично под роспись, на момент рассмотрения настоящего дела она кем-либо оспорена не была.

При этом как следует из заключения государственной экспертизы условий труда № ... выполненного Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ, которое в свою очередь не вызывает у суда сомнений, наличие результатов специальной оценки условий труда не является обязательным условием для проведения периодического медицинского осмотра начальника поисково-спасательного отряда Управления.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия Управления по направлению Комарова А.Г. в ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават РБ для прохождения периодического медицинского осмотра и выдача ему в связи с этим оспариваемого направления для его прохождения являются законными.

Доводы Комарова А.Г. и его представителя Ямбулатовой Н.М. о том, что оспариваемое направление является не законным, поскольку в нем неверно указан ОКВЭД Управления, не правомерно указано две должности, по которым Комаров А.Г. должен пройти медицинский осмотр (начальник ПСО и спасатель 2 класса) и не указаны вредные и (или опасные вещества и производственные факторы) являются также не состоятельными.

Как следует из заключения эксперта № ... выполненного экспертами ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», порядок направления на периодические медицинские осмотры на результаты медицинского осмотра Комарова А.Г. не влияет.

Помимо этого факт направления Комарова А.Г. на медицинский осмотр и его последующий осмотр по должностям начальника поисково-спасательного отряда и спасателя 2 класса, по мнению суда, никоим образом не привел к нарушению его прав.

Приходя к указанному выводу суд, исходит из того, что в случае наличия у Комарова А.Г. заболевания препятствующего исполнению им должностных обязанностей начальника ПСО и наличия у Управления свободной вакансии спасателя 2 класса оно было бы обязано предложить ему указанную должность для дальнейшего продолжения трудовой деятельности в Управлении, в том числе и с учетом того факта, что на момент увольнения Комаров А.Г. был аттестован как спасатель 2 класса (протокол № ...... от 00.00.0000).

При этом в силу вышеприведенных норм права и карты № ... специальной оценки условий труда, составленной 23.06.2017, лицо занимающее должность спасателя 2 класса обязано проходит один раз в год периодический медицинский осмотр по п.п. 1 и 9 Перечня.

В случае же наличия у данного лица заболеваний, указанных в данных пунктах оно не может быть допущено к выполнению обязанностей спасателя 2 класса.

Таким образом, направление Комарова А.Г. на периодический медицинский осмотр по двум должностям не привело к нарушению его прав, а наоборот способствовало не допущению нарушения требований трудового законодательства, в силу которых лицо должно выполнять только ту работу, которую он может выполнять по состоянию своего здоровья.

Кроме того, несоответствие выданного Комарова А.Г. направления установленной форме не может явиться основанием для удовлетворения его исковых требований, поскольку это не воспрепятствовало ему в прохождении врачебной комиссии и сдаче анализов, о чем свидетельствуют представленные в дело документы.

В свою очередь обоснованность выводов, изложенных в заключительном акте от 00.00.0000, составленном Учреждением по результатам медицинского осмотра Комарова А.Г., была подтверждена экспертными заключениями № ... и № ..., выполненными экспертами ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», которые не вызывают у суда сомнений в своей законности и обоснованности.

Довод Комарова А.Г. и его представителя Ямбулатовой Н.М. о том, что по результатам медицинского осмотра Комарова А.Г. проведенного ГБУЗ Городская больница г. Салават в 2016 году он был признан годным к работе в должности начальника поисково-спасательного отряда, следовательно, он может работать в данной должности и в настоящее время, судом во внимание не принимается, поскольку в силу занимаемой им ранее должности и приведенных выше положений действующего законодательства он должен проходить данные осмотры с периодичностью раз в год.

Таким образом, в данном случае, результаты медицинского осмотра Комарова А.Г., отраженные в заключительном акте от 00.00.0000, по истечении одного года не могут свидетельствовать о том, что у него отсутствуют заболевания препятствующие осуществлению им должностных обязанностей начальника поисково-спасательного отряда.

Исковые требований Комарова А.Г. о признании записи за № ... в трудовой книжке ...1 № ... от 00.00.0000 оформленной на его имя, недействительной суд также считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Согласно п. 5.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 (далее по тексту Инструкция) запись об увольнении (прекращении трудового договора) в трудовой книжке работника производится в следующем порядке: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора); в графе 3 делается запись о причине увольнения (прекращения трудового договора); в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

В пункте 5.2 Инструкции разъяснено, что при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт указанной статьи.

Как следует из трудовой книжки ...00.00.0000 от 00.00.0000 оформленной на Комарова А.Г. и которая с момента увольнения находится у него, в ней имеется запись следующего содержания: графа 1 – 23; графа 2 – 00.00.0000; графа 3 – Уволен в связи с отсутствием у работника, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением, пункт 8 части первой ст. 77 ТК РФ. Специалист отдела Кадров Л.Р. Вагапова (её подпись), работник Комаров А.Г.; графа 4 – записей нет.

При этом запись в графу 2 внесена ручкой цвет, пасты который, отличен от цвета пасты, которой были заполнены другие графы в записи за № ... в указанной трудовой книжке, сама запись печатью Управления не заверена и подпись Комарова А.Г. после данной записи отсутствует.

В соответствии с п. 27 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее по тексту Правила), л в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.

В данном случае запись об увольнении Комарова А.Г. не является неправильной или неточной, так как дата данной записи соответствует дате его увольнения, основания его увольнения, указанные в трудовой книжке, соответствуют основаниям его увольнения, указанным в приказе № ...00.00.0000.

Факт не заполнения графы ... записи № ... и не проставление печати на данной записи в силу приведенных положений п. 27 Правил может быть устранен Комаровым А.Г. путем обращения в Управление с соответствующим заявлением.

Доказательств того, что Комаров А.Г. обращался в Управление с подобным заявлением, а Управление отказало ему в удовлетворении данного заявления ни им, ни его представителем суду представлено не было, в материалах дела они отсутствуют.

Как отсутствуют в материалах дела и доказательства того, что в результате не полного заполнения в трудовой книжке Комарова А.Г. записи за № ... он не мог трудоустроиться и понес в связи с этим финансовые потери виде не полученного заработка.

Кроме того, в рассматриваемом случае суд пришел к выводу о том, что увольнение Комарова А.Г. с должности начальника поисково-спасательного отряда Управления является законным, следовательно, запись о его увольнении, внесенная в его трудовую книжку является законной.

Суд считает необходимым отметить, что нарушение сроков организации периодического медицинского осмотра Комарова А.Г. (не соблюдения сроков направления поименных списков работников Управления, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, в медицинскую организацию, не ознакомление Комарова А.Г. с план-графиком прохождения медицинского осмотра и т.д.), а также не прохождение им медицинского осмотра у стоматолога, не могут повлиять на принятое судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований Комарова А.Г.

Как уже было указанно в заключение эксперта № ..., выполненного экспертами ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан», порядок направления на периодические медицинские осмотры на результаты медицинского осмотра Комарова А.Г. не влияет, а основанием для его увольнения явился факт наличия у него заболевания органов зрения.

Сам факт неполного медицинского смотра Комарова А.Г. всеми медицинскими специалистами (стоматологом), не влияет на обоснованность и законность выводов врачебной комиссии о наличии у него хронического заболевания органов зрения, препятствующего осуществлению им должностных обязанностей начальника поисково-спасательного отряда Управления, поскольку факт наличия у него данного заболевания нашел свое подтверждение по результатам проведенной в отношении него комплексной судебно-медицинской экспертизы.

Также суд не может согласиться с доводами Комарова А.Г. и его представителя Ямбулатовой Н.М. о том, что Управление в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» должно было создать ему отдельное рабочее место как лицу, имеющему инвалидность, а при его увольнении предложить перейди на работу в Администрацию городского округа город Салават РБ или других муниципальных предприятиях, а также не приняло мер по его переобучению.

Действительно согласно положений ст.ст. 20 и 23 данного Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов и организации обучения инвалидов новым профессиям.

При этом порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида.

В свою очередь из положений «Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Республики Башкортостан», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 13.03.2017 № 17, следует, что организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для инвалидов осуществляется органами центрами занятости населения.

При этом работодатель должен создать и зарезервировать рабочие места, в зависимости от численности своих работников, для вновь принимаемых инвалидов, а не работающих.

Таким образом, действующее законодательство не обязывает работодателя при увольнении лица, имеющего инвалидность имеющего противопоказания для выполнения трудовых обязанностей по занимаемой должности, создавать специальное рабочее место для устройства данного лица на работу.

Кроме того, как пояснил сам Комаров А.Г. программа реабилитации ему не выдавалась, документы по назначению ему инвалидности, согласно ответа ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России за исх. № ... от 00.00.0000, не сохранились, следовательно, в рассматриваемом случае невозможно однозначно определить требовалось ли создание необходимых условий труда для Комарова А.Г. по месту его последней работы или нет.

Помимо этого Управление по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ является самостоятельным юридическим лицом, трудовые отношения между Комаровым А.Г. и Управлением оформлялись приказом Управления № 49/ГО от 00.00.0000 и трудовым договором от 00.00.0000, которые со стороны Управления были подписаны его руководителем, каких-либо трудовых отношений между Комаровым А.Г. и Администрацией городского округа город Салават РБ в период времени с 00.00.0000 и по день его увольнения из управления не имелось.

Доводы Комарова А.Г. и его представителя Ямбулатовой Н.М. о том, что у Управления имелась возможность перевести Комарова А.Г. на другую должность, поскольку в сентябре 00.00.0000 года Управлением на должность контрактного управляющего был принят Канюков Р.М., также подлежат отклонению.

Действительно, из штатного расписания Управления по состоянию на 00.00.0000, следует, что в нем имеется должность «конкурсный управляющий» - 1 единица.

00.00.0000 на данную должность приказом Управления № 116/к был принят Канюков Р.М.

В свою очередь из штатного расписания Управления от 00.00.0000 и действовавшего на момент увольнения Комарова А.Г., следует, что в нем отсутствовала должность контрактного управляющего, а его обязанности приказом Управления № 2/1 от 00.00.0000 были возложены на специалиста по оперативной работе 1 категории Зубаирову А.И.

Доказательств того, что на момент увольнения Комарова А.Г. в штате Управления имелась вакантная должность контрактного управляющего ни Комаровым А.Г., ни его представителем Ямбулатовой Н.М. в нарушение положений ч. 1ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было, в материалах дела они отсутствуют.

Также суд не может согласиться с доводами Комарова А.Г. и его представителя Ямбулатовой Н.М. о том, что он как начальник поисково-спасательного отряда не обязан участвовать в поисково-спасательных мероприятиях и мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из трудового договора № ... от 00.00.0000, заключенного между Управлением и Комаровым А.Г., следует, что Комаров А.Г. обязан строго соблюдать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аварийно-спасательных формирований (п. 2.3), а также принимать меры по устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (аварии, простои и так далее) (п. 2.8).

Согласно должностной инструкции начальника поисково-спасательного отряда Управления, с которой Комаров А.Г. был ознакомлен под роспись 00.00.0000, он в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан (п. 1.4.1), а также обязан руководить деятельностью поисково-спасательного отряда (п. 2.1.1) и имеет право руководить работами по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 3.1.3).

При этом как было указано выше согласно «Перечня должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2013 № 693, начальник поисково-спасательного отряда относится к лицам, которые участвующим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В свою очередь данный перечень был утвержден во исполнение положений ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», то есть закона, которым Управление по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ и его должностные лица должны руководствоваться в свое непосредственной деятельности.

Кроме того, из положений раздела «Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях», содержащегося в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказ Минтруда России от 03.12.2013 № 707н, начальник поисково-спасательного отряда помимо иных работ участвует в аварийно-спасательных и неотложных работах по оказанию помощи людям, оказавшимся в экстремальной ситуации.

Таким образом, исходя из приведенных положений трудового договора и должностной инструкции Комарова А.Г. в их совокупности и взаимосвязи приведенных положений нормативно правовых актов, суд приходит к выводу, что Комаров А.Г. в силу занятия им в период с 00.00.0000 и по 00.00.0000 должности начальника поисково-спасательного отряда должен был принимать непосредственное участие в поисково-спасательных мероприятиях и мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом того, что суд пришел об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Комарова А.Г. о признании приказа № ... от 00.00.0000 о его увольнении незаконным, признании незаконным направления на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование) с видом работы: «Начальник ПСО», «спасатель 2 класса», выданного Управлением, и заключения по результатам периодического медицинского осмотра обследовании от 00.00.0000, его восстановлении в должности начальника поисково-спасательного отряда с 00.00.0000 и признании записи за № ... в трудовой книжке ......00.00.00002017 недействительной, то и правовых основании для удовлетворения его исковых требований о взыскании с Управления в его пользу утраченного заработка за время вынужденного прогула с 00.00.0000 года в сумме 475 122 руб. 18 коп., компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. и с ГБУЗ РБ Городская больница г. Салават компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление Комарова Александра Григорьевича к Управлению по делам ГО и ЧС Администрации ГО г. Салават РБ, ГБУЗ Городская больница г. Салават о восстановлении на работе – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салаватский городской суд РБ.

Председательствующий п/п Я.К. Серов

Верно: судья Я.К. Серов

Решение не вступило в законную силу секретарь суда______

Решение вступило в законную силу______________ секретарь суда______

Судья_______________ Я.К. Серов

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-2/2018 Салаватского городского суда РБ.