Дело №2-2/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Покровск 14 января 2021 года
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сыроватской О.И., единолично,
с участием помощника прокурора Хангаласского района РС(Я) Малышева А.А.,
ответчика ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя третьего лица администрации МР «Хангаласский улус» ФИО3,
при секретаре судебного заседания Постниковой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хангаласского района РС(Я) в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нецелевого использования бюджетных средств,
установил:
Зам. прокурора Хангаласского района РС(Я) ФИО4 обратился в Хангаласский районный суд РС(Я) с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах МР «Хангаласский улус» РС(Я) к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нецелевого использования бюджетных средств.
В обоснование своих исковых требований зам. прокурора указал на то, что прокуратурой Хангаласского района РС(Я) в МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» (далее –МКУ «КУМИ») проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства. Проверкой установлено, что 05.05.2017г. между МКУ «КУМИ» и индивидуальным предпринимателем ФИО5 (далее-ИП ФИО5) заключен муниципальный контракт № на оказание комплексных услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакуны) за счет бюджетных средств. Срок контракта с 05.05.2017 по 31.12.2017. Муниципальный контракт заключен и подписан директором МКУ «КУМИ» ФИО1 Предпринимателем оказывались услуги на период действия контракта. На основании актов об оказании услуг произведена оплата из бюджетных средств МКУ «КУМИ» на сумму 999 999 руб. В муниципальной собственности района не числится 11 единиц чистокровной верховой породы (скакуны), т.е. произведена закупка услуг на содержание частной собственности. Директор МКУ «КУМИ» использовал бюджетные средства не на цели социально-экономического развития района, тем самым причинил ущерб РФ в лице МР «Хангаласский улус» на сумму 999 999 руб. По выявленным нарушениям бюджетного законодательства прокуратурой района в отношении директора МКУ «КУМИ» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств». Постановлением мирового судьи от 28.09.2020г. директор МКУ «КУМИ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Постановление вступило в законную силу. Согласно муниципальной целевой программе «Управление муниципальным имуществом, земельным ресурсам и строительством на 2016-2019г.» №375, МКУ «КУМИ» является органом, представляющим интересы исполнительного органа местного самоуправления–администрации МР «Хангаласский улус». Согласно п.3.1 Устава МКУ «КУМИ» предмет деятельности учреждения –осуществление прав и обязанностей муниципального образования по вопросам имущественных и земельных отношений. В соответствии с п.6.3 и п.6.4.3 Устава МКУ «КУМИ» финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета МР «Хангаласский улус», МКУ «КУМИ» обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Просят взыскать с ответчика ФИО1 в пользу МР «Хангаласский улус» ущерб в размере 999 999 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Малышев А.А. заявленные исковые требования полностью поддержал, и ссылаясь на те же доводы, просит иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные исковые требования не признали и просят в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что договор о передаче в безвозмездное пользование чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., заключенный между ОО «Фонд конного спорта Хангаласского улуса» и МКУ КУМИ не был оспорен и не был признан недействительным, срок в настоящее время истек. Муниципальный контракт об оказании услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) был заключен на торгах. Скакуны чистокровной верховой породы фактически являются бесхозяйным имуществом. То, что передача бесхозяйного имущества произошла ненадлежащим образом, не исключает факт их передачи в муниципальное образование. Район заинтересован в развитии конного спорта. В силу ст.15 ФЗ 131 вопросы спорта и т.п., относятся к полномочиям органом местного самоуправления, соответственно направление на эти цели денежных средств является обоснованным. То, что имущество, полученное в безвозмездное пользование (11 скакунов) не было оформлено в бухгалтерском учете МКУ КУМИ не является основанием для привлечения к ответственности в виде возмещения вреда. В действиях МО и в его действиях вины и причинно-следственной связи в причинении ущерба нет, действия основаны на законе. Постановление мирового судьи от 28.09.2020г. не имеет преюдициального значения по данному делу.
Представитель третьего лица ФИО3 с заявленными исковыми требования не согласилась. В действиях ФИО1 отсутствуют основания для привлечения к деликтной ответственности. В 2017г. были заключены договоры о передаче в безвозмездное пользование чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт. между общественной организацией «Федерации конного спорта Хангаласского улуса и МКУ КУМИ. МКУ КУМИ обязаны содержать переданные лошади. Был проведен аукцион, но он был признан недействительным и 05.05.2017г. муниципальный контракт был заключен с единственным участником-ИП ФИО5 и все скакуны переданы ему. На чистокровных верховых пород (скакунов) отсутствуют документы, т.е. они являются бесхозяйным имуществом. МР заинтересован в развитии конного спорта, проведения спортивных мероприятий. То что имущество, полученное в безвозмездное пользование не было отражено в бухгалтерском учете в МКУ КУМИ не является основанием для привлечения ФИО1 к ответственности в виде возмещения вреда, это нарушение бухгалтерского учета. Деньги были направлены на цели содержания лошадей. В возбуждении уголовного дела было отказано. Постановление мирового судьи от 28.09.2020г. не имеет преюдициального значения по данному делу, просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, изучив материалы уголовного дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной ст.1064 ГК РФ, является правонарушение-противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.
При этом необходима совокупность следующих условий: наличие ущерба, виновное и противоправное поведение причинителя вреда и причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и ущербом.
Как следует из материалов дела, 20.06.2019г. руководителем ЦМСО СУ СКР РФ по РС(Я) возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ по факту злоупотребления должностными лицами администрации МР «Хангаласский улус» при использовании бюджетных района.
Основанием для возбуждения уголовного дела послужило постановление зам. прокурора Хангаласского района РС(Я) ФИО4 от 14.06.2019г. о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании и рапорт об обнаружении признаков преступления старшего оперуполномоченного УФСБ России по РС(Я) ФИО7, из которых следует, что в действиях должностных лиц муниципального казённого учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МР «Хангаласский улус» (МКУ «КУМИ»), усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ.
В рамках проведенного предварительного следствия по данному уголовному делу, органом предварительного следствия установлены следующие обстоятельства.
Согласно п.1.1 МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я), утвержденного в новой редакции распоряжением администрации МР «Хангаласский улус» 12.10.2016г. №784 учреждение создано на основании решения районного совета депутатов МР «Хангаласский улус» №45-5 от 24.02.2012г.
Согласно пункту 3.1. Устава МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС (Я) (далее Устав) предметом деятельности учреждения является осуществление прав и обязанностей муниципального образования по вопросам имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п.3.2, 3.2.1. 3.2.2 Устава целями деятельности учреждения, в том числе являются эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом, осуществление контроля за использованием муниципального имущества.
Согласно п.4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 Устава учреждение от имени МР «Хангаласский улус» РС(Я) осуществляет права собственника в отношении муниципальной собственности, управляет и распоряжается имуществом муниципальной казны, осуществляет контроль за обеспечением и сохранностью имущества муниципальной казны, передает в установленном порядке муниципальное имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, в аренду, залог, безвозмездное пользование, по договорам поручения, подряда, возмездного оказания услуг, ответственного хранения и по иным договорам в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.6.3 и 6.4.3 финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета МР «Хангаласский улус», учреждение обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п.7.2 Устава руководитель учреждения осуществляет текущее руководство учреждением на принципе единоначалия. Срок полномочий руководителя соответствует сроку действия заключаемого с ним трудового договора. К компетенции руководителя относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Учредителя в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, принимаются им самостоятельно на основе единоначалия.
Руководитель совершает в установленном порядке сделки от имени учреждения, распоряжается средствами учреждения в пределах прав, предусмотренных законодательством РФ и РС(Я), иными правовыми актами, настоящим Уставом.
Руководитель осуществляет сделку или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, только с согласия Учредителя.
Распоряжением главы МР «Хангаласский улус» РС(Я) ФИО8 от 20.06.2016г. №01-49к ФИО1 с 01.07.2016г. освобожден от должности главного архитектора и назначен на должность директора МКУ «Дирекция единого заказчика по строительству и имущественному комплексу» МР «Хангаласский улус» с правом первой подписи.
Распоряжением главы МР «Хангаласский улус» ФИО8 от 12.10.2016г. №784-р «Об изменении наименования муниципального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика по строительству и имущественному комплексу» МР «Хангаласский улус» РС(Я) и принятия Устава в новой редакции» с 01.01.2017 МКУ «Дирекция единого заказчика по строительству и имущественному комплексу» переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» МР Хангаласский улус» РС(Я) (далее МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС (Я)).
Согласно должностной инструкции директора МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» (далее - МКУ «КУМИ и ЗО») ФИО1 от 01.07.2016г. №26, утвержденной главой МР «Хангаласский улус» ФИО8 и приказу директора МКУ «Дирекция единого заказчика по строительству и имущественному комплексу» ФИО1 от 02.07.2016 № 16 «О назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)» в связи с увольнением конкурсного управляющего ФИО9 ответственным за осуществление закупок (контрактным управляющим), включая исполнение каждого контракта в МКУ «Дирекция единого заказчика по строительству и имущественному комплексу» назначен сам ФИО1, директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС (Я) ФИО1, выполнял в муниципальном учреждении организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, т.е. являлся должностным лицом.
Согласно договорам №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 без даты о передаче в безвозмездное пользование лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), заключенных между общественной организацией «Федерация конного спорта Хангаласского улуса РС(Я)» (Ссудодатель), в лице президента Семенова Д.А., действующего на основании Устава и МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС (Я) (Ссудополучатель), в лице директора ФИО1, действующего на основании Устава, с 01.01.2017 по 31.12.2019 Ссудодатель, являющийся собственником лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), передает в безвозмездное пользование, а Ссудополучатель принимает для содержания в качестве скакунов.
Согласно п. 3.1.1, п. 3.1.9 договоров №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 без даты о передаче в безвозмездное пользование лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) Ссудополучатель обязуется принять лошадей и содержать по адресу: с.Немюгюнцы, ИП ФИО5 и оплачивать из собственных средств все расходы по содержанию и ветеринарному обслуживанию животного.
В соответствии с актами приема-передачи лошадей (приложение № 1 к договорам №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 без даты о передаче в безвозмездное пользование лошадей) Ссудодателем переданы Ссудополучателю следующие лошади с кличками: «Рашен Дэй», «Неарх», «Соджаз», «Толедо», «Карасуп», «Бо Виннер», «Габольд», «Виктория», «Дохсун», «Айыллана», «Арчибо», всего в количестве 11 лошадей.
При этом установлено, что общественная организация «Федерация конного спорта Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» не является собственником вышеуказанных лошадей чистокровной верховой породы (скакунов).
07.04.2017г. МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) разместило извещение о проведении электронного аукциона № для проведения закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-закупок стоимостью 1 000 000 (один миллион) руб.. В обоснование планов закупок по форме №1 в Единой информационной системе (ЕИС) указан идентификационный код закупки (ИКЗ) № «услуги вспомогательные, связанные со спортом и отдыхом», наименование муниципальной целевой программы «управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами и строительством» на 2012-2019г.. В обоснование плана графика закупок по форме № указан тот же ИКЗ, наименование объекта закупки: «услуги вспомогательные, связанные со спортом и отдыхом».
05.05.2017г. по результатам электронного аукциона между МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) (Заказчик), в лице директора ФИО1, действующего на основании Устава, с одной стороны и ИП ФИО5 (Исполнитель), действующего на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, с другой стороны, в соответствии с решением единой комиссии по осуществлению закупок (протокол № от 18.04.2017) заключен муниципальный контракт № об оказании комплексных услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов).
Согласно п.1.1 вышеуказанного муниципального контракта Исполнитель по настоящему контракту обязуется Заказчику оказать комплексные услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт. в период с момента подписания контракта по 3112.2017г., согласно Техническому заданию, в Заказчик обязуется оплатить их в соответствии с условиями муниципального контракта.
В соответствии с п. 2.1 и 2.3 муниципального контракта цена контракта составляет 1 000 000 (один миллион) руб., расчет по муниципальному контракту осуществляется в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств за счет средств бюджета Хангаласского района.
Таким образом, директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) ФИО1, являясь должностным лицом муниципального органа, находясь в г.Покровске Хангаласского района РС(Я) в период с 19.12.2016г. по 05.05.2017г., в точно неустановленные следствием время и месте, действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий в виде существенного нарушения экономических интересов МР «Хангаласский улус» РС (Я), достоверно зная, что в собственности общественной организации «Федерация конного спорта Хангаласского улуса РС(Я)» не имеется лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., с целью незаконной финансовой поддержки ИП ФИО6, содержащего лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), используя свои служебные полномочия, установленные Уставом и его должностной инструкцией вопреки интересам службы, подписал заведомо незаконные договоры №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 без даты о передаче общественной организацией «Федерация конного спорта Хангаласского улуса РС(Я)» в безвозмездное пользование МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт..
Далее, реализовывая свой умысел, ФИО1 находясь в г.Покровске Хангаласского района РС(Я) 05.05.2017г., в точно неустановленные следствием время и месте, действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий в виде существенного нарушения экономических интересов МР «Хангаласский улус» РС(Я), достоверно зная, что 11 лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в Перечне основных средств МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) на 01.07.2017г. и 01.01.2018г. отсутствуют и не являются муниципальной собственностью, что услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) не относятся к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я), с целью незаконной финансовой поддержки ИП ФИО5, содержащего лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), используя свои служебные полномочия, установленные Уставом и его должностной инструкцией вопреки интересам службы, подписал заведомо незаконный муниципальный контракт № об оказании комплексных услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов).
На основании условий, предусмотренных вышеуказанным контрактом, ФИО1, 05.06.2017г., в точно неустановленные следствием время и месте, действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий в виде существенного нарушения экономических интересов МР «Хангаласский улус» РС(Я), достоверно зная, что 11 лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в Перечне основных средств МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) на 01.07.2017г. и 01.01.2018г. отсутствуют и не являются муниципальной собственностью, что услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) не относятся к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я), с целью незаконной финансовой поддержки ИП ФИО5, содержащего лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), используя свои служебные полномочия, установленные Уставом и его должностной инструкцией вопреки интересам службы, подписал акт № об оказании услуг ИП ФИО5 по содержанию и уходу лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт. на общую денежную сумму в размере 333 333 (триста тридцать три тысячи триста тридцать три) руб., без учета НДС.
Согласно счет-фактуре № 1 от 05.06.2017 ФИО5, Управлением финансов МР «Хангаласский улус» РС(Я) переведена денежная сумма в размере 333 333 (триста тридцать три тысячи триста тридцать три) руб., без учета НДС за оказание комплексных услуг по уходу и содержанию чистокровных скаковых лошадей в количестве 11 голов.
На основании условий, предусмотренных вышеуказанным контрактом, ФИО1, 01.09.2017г., в точно неустановленные следствием время и месте, действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий в виде существенного нарушения экономических интересов МР «Хангаласский улус» РС(Я), достоверно зная, что 11 лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в Перечне основных средств МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) на 01.07.2017г. и 01.01.2018г. отсутствуют и не являются муниципальной собственностью, что услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) не относятся к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я), с целью незаконной финансовой поддержки ИП ФИО5, содержащего лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), используя свои служебные полномочия, установленные Уставом и его должностной инструкцией вопреки интересам службы, подписал акт № об оказании услуг ИП ФИО5 по содержанию и уходу лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт. на общую денежную сумму в размере 333 333 (триста тридцать три тысячи триста тридцать три) руб., без учета НДС.
Согласно счет-фактуре №2 от 01.09.2017г. ФИО5, Управлением финансов МР «Хангаласский улус» РС(Я) переведена денежная сумма в размере 333 333 (триста тридцать три тысячи триста тридцать три) руб., без учета НДС за оказание комплексных услуг по уходу и содержанию чистокровных скаковых лошадей в количестве 11 голов.
На основании условий, предусмотренных вышеуказанным контрактом, ФИО1, 25.12.2017г., в точно неустановленные следствием время и месте, действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий в виде существенного нарушения экономических интересов МР «Хангаласский улус» РС(Я), достоверно зная, что 11 лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в Перечне основных средств МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) на 01.07.2017г. и 01.01.2018г. отсутствуют и не являются муниципальной собственностью, что услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) не относятся к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я), с целью незаконной финансовой поддержки ИП ФИО5, содержащего лошадей чистокровной верховой породы (скакунов), используя свои служебные полномочия, установленные Уставом и его должностной инструкцией вопреки интересам службы, подписал акт № об оказании услуг ИП ФИО5 по содержанию и уходу лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт. на общую денежную сумму в размере 333 333 (триста тридцать три тысячи триста тридцать три) руб., без учета НДС.
Согласно счет-фактуре № от 25.12.2017г. ФИО5, Управлением финансов МР «Хангаласский улус» РС(Я) переведена денежная сумма в размере 333 333 (триста тридцать три тысячи триста тридцать три) руб., без учета НДС за оказание комплексных услуг по уходу и содержанию чистокровных скаковых лошадей в количестве 11 голов.
Тем самым, директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) ФИО1, осуществляя свои должностные полномочия, заключив заведомо незаконные договоры №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 без даты о передаче общественной организацией «Федерация конного спорта Хангаласского улуса РС(Я)» в безвозмездное пользование МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., муниципальный контракт № об оказании комплексных услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., подписав заведомо незаконные акты № от 05.06.2017г., 01.09.2017г., 25.11.2017г. об оказании услуг ИП ФИО5 по содержанию и уходу лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых ФИО1, как директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) был наделен соответствующими должностными полномочиями, чем существенно нарушил права и законные интересы организации – администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) и охраняемые интересы общества и государства, с причинением значительного материального ущерба в размере 999 999 руб..
При этом ФИО1 осознавал, что указанные договоры, муниципальный контракт и акты являются заведомо незаконными, т.к. 11 лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в Перечне основных средств МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) на 01.07.2017г. и 01.01.2018г. отсутствуют и не являются муниципальной собственностью, что услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) не относятся к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) и исполнение условий муниципального контракта повлечет причинение значительного материального ущерба бюджету МР «Хангаласский улус» РС(Я).
Тем самым, указанные выше умышленные действия ФИО1 повлекли существенное нарушение прав и законных интересов организации и охраняемых законом интересов общества и государства, выраженных: в причинении бюджету организации – администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) значительного материального ущерба в размере 999 999 руб.; в неэффективном использовании бюджетных средств, поскольку согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, т.е. в результате умышленных преступных действий ФИО1 нарушен целевой принцип расходования бюджетных средств, так как закупка произведена со статьи «учет и мониторинг муниципальной собственности» вместо статьи «услуги вспомогательные, связанные со спортом и отдыхом», которая не относится к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я), а указанные денежные средства могли и должны были быть использованы на общественно-значимые цели.
Данные обстоятельства, подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, а также постановлением зам. руководителя Центрального МСО СУ СКР России по РС(Я) ФИО10 от 20.02.2020г.
По результатам расследования уголовного дела, постановлением зам. руководителя Центрального МСО СУ СКР России по РС(Я) ФИО10 от 20.02.2020г. уголовное дело № прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть за отсутствием состава преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.1 ст.2851, ч.1 ст.286 УК РФ в действиях директора МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) ФИО1
Данное постановление ФИО1 не обжаловано и вступило в законную силу.
Не согласится с такими выводами органа предварительного следствия, у суда оснований не имеется, поскольку умышленные действия ответчика ФИО1 выразившиеся в заключении заведомо незаконных договоров о передаче в безвозмездное пользование МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., муниципального контракта об оказании комплексных услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., и подписании им заведомо незаконных актов об оказании услуг по содержанию и уходу лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., связанные с осуществлением им своих должностных прав и обязанностей, не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых ФИО1, как директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) был наделен соответствующими должностными полномочиями, и непосредственно нарушили права и законные интересы администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) и охраняемые интересы общества и государства, и причинили значительный материальный ущерб в размере 999 999 руб., подтверждаются собранными в ходе предварительного следствия доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Согласно ст.34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании ст.38 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Согласно ст.289 Бюджетного Кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно ст.306.4 Бюджетного Кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу п.3 ст.184.1 Бюджетного Кодекса РФ законом (решением) о бюджете утверждаются: распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу;
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
02.09.2020г. по результатам проведенной прокуратурой Хангаласского района РС(Я) проверки расходования бюджетных средств в МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» заместителем прокурора Хангаласского района РС(Я) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица –директора МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) ФИО1
Постановлением мирового судьи Васильевой Н.С., и.о. мирового судьи судебного участка №34 Хангаласского района РС(Я) от 28.09.2020г. должностное лицо-директор МКУ «КУМИ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Как видно из описательно-мотивировочной части данного постановления в отношении должностного лица-директора МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) ФИО1, в нем указаны признанные судом доказанными факты, в том числе наступившие для МР «Хангаласский улус» РС(Я) последствия совершенного им административного правонарушения в виде причинения значительного материального ущерба в размере 999 999 руб.
Так, указанным постановлением суда установлено, что директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» ФИО1, осуществляя свои должностные полномочия, заключив заведомо незаконные договоры №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 без даты о передаче общественной организацией «Федерация конного спорта Хангаласского улуса РС(Я)» в безвозмездное пользование МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) лошадей чистокровной верховой породы «Скакунов) в количестве 11 шт., муниципальный контракт № об оказании комплексных услуг по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., подписав заведомо незаконные акты №1 от 05.06.2017г., от 01.09.2017г., от 25.11.2017г. об оказании услуг ИП ФИО5 по содержанию и уходу лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в количестве 11 шт., которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако, не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых ФИО1, как директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) был наделен соответствующими должностными полномочиями, чем существенно нарушил права и законные интересы организации –администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) и охраняемые интересы общества и государства, с причинением значительного материального ущерба в размере 999 999 руб.
При этом, ФИО1 осознавал, что указанные договоры и муниципальный контракт и акты являются заведомо незаконными, т.к. 11 лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) в Перечне основанных средств МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) на 01.07.2017г. и 01.01.2018г. отсутствуют и не являются муниципальной собственностью, что услуги по содержанию лошадей чистокровной верховой породы (скакунов) не относятся к уставной деятельности МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) и исполнение условий муниципального контракта повлечет причинение значительного материального ущерба бюджету МР «Хангаласский улус» РС(Я). Таким образом, директор МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» ФИО1, использовал бюджетные денежные средства не на цели социально-экономического развития МР в соответствии с требованиями бюджетной росписи.
Данное постановление ФИО1 не обжаловано и вступило в законную силу 13.10.2020г., в связи с чем в силу ч.4 ст.61 ГПК РФ данные обстоятельства имеют преюдициальное значение по гражданскому делу, в силу чего обязательны для суда и не подлежат оспариванию сторонами.
Таким образом, учитывая выше установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что субъектом ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда, по общему правилу, является лицо, причинившее вред, суд признает, что непосредственными причинителями вреда бюджету администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) является ответчик ФИО1, в результате его умышленных действий, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств в ходе осуществления им своих должностных прав и обязанностей, нарушен целевой принцип расходования бюджетных средств, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации и охраняемых законом интересов общества и государства, выраженных в причинении бюджету администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) значительного материального ущерба в размере 999 999 руб..
Тем самым судом установлено, что причинение ущерба бюджету администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) имело место в результате виновных противоправных действий должностного лица директора МКУ «КУМИ» МР «Хангаласский улус» РС(Я)–ответчика ФИО1, который находится в прямой причинной связи с причинением ущерба бюджету МР.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответственность по возмещению ущерба, причиненного бюджету МР в результате нецелевого использования бюджетных средств, должна быть возложена на ответчика, по вине которого бюджету МР причиненный значительный материальный ущерб.
Таким образом, заявленные исковые требования прокурора о возмещении материального ущерба, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
На основании п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. -5200 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 руб.
Исходя из того, что прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, заявленные исковые требования были удовлетворены судом в полном объеме, то с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, т.е. в размере 13 200 руб..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Хангаласского района РС(Я) в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нецелевого использования бюджетных средств –удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) в счет возмещения материального ущерба 999 999 (Девятьсот девяноста девять тысяч девятьсот девяноста девять) рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 13 200 рублей.
Реквизиты уплаты государственной пошлины: УФК по РС(Я) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Республике Саха (Якутия), ИНН <***>, КПП 143501001, счет №. Банк получателя ГРКЦ НБ Республика Саха (Якутия) Банка России г.Якутск, БИК:049805001, КБК 18210803010011000110, ОКАТО 98420000000.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Сыроватская О.И.
Решение изготовлено в окончательной форме 15.01.2021г.