ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/2022 от 11.02.2022 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

КОПИЯ

Дело № 2-2/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Помигуева В.В.,

при секретаре Резановой Н.Г.,

с участием:

процессуального истца - прокурора прокуратуры Приаргунского района Забайкальского края Еркович Д.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск 11 февраля 2022 г. гражданское дело №2-2/2022 по исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования - Приаргунский муниципальный округ Забайкальского края, Забайкальского края в лице Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ФИО3, индивидуальному предпринимателю ФИО4, индивидуальному предпринимателю ФИО3 об обязывании к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО5 об обязывании к действию.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Приаргунского района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО5 в собственности имеет объект (магазин), расположенный по адресу: <адрес>. В период отопительного сезона теплоснабжение указанных объектов производится посредством автономного отопительного котла ZOTA «Булат», мощностью 35 квт. Котел заводской, согласно инструкции к эксплуатации данный котел может применяться для отопления промышленных объектов без специальных требований к их установке, эксплуатации (Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Как показала проверка, ФИО5 для отопления производственных помещений использует твердое топливо (уголь).

ФИО5 производственный контроль за качеством атмосферного воздуха не осуществляет, предельно-допустимая концентрация (ПДК) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух им не разработана, в связи с чем результаты производственного контроля в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляются.

Кроме того, проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО5 в нарушение требований ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в Приаргунский межрайонный филиал ГБУ «Забайкальский краевой экологический центр» не представил, не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду не представляет.

Указывает, что ФИО5 не соблюдаются требования законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при этом нарушаются права граждан на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района в адрес ФИО5 внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае требования прокурора к ИП ФИО5 о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду непосредственно возникают из факта нарушения основного принципа охраны окружающей природной среды и направлены на защиту законных интересов субъекта Российской Федерации - Забайкальского края, Приаргунского муниципального округа и неопределённого круга лиц, возникающих из экологических отношений.

Просил суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО5 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу: обратиться в Приаргунский межрайонный филиал ГБУ «Забайкальский краевой экологический центр» с заявлением о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно произведённого расчёта.

9 июля 2021 г. определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне процессуального истца привлечено Государственное бюджетное учреждение «Забайкальский краевой экологический центр».

2 сентября 2021 г. протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне процессуального истца привлечена администрация Приаргунского муниципального округа Забайкальского края.

27 октября 2021 г. определением суда ненадлежащий ответчик ФИО5 заменен на надлежащего ответчика ФИО3

21 декабря 2021 г. протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена индивидуальный предприниматель ФИО4

24 января 2022 г. протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена индивидуальный предприниматель ФИО3

В судебном заседании прокурор Еркович Д.Я. уточнил исковые требования в связи с тем, что ФИО3 в настоящее время выдано свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. Просит суд в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обязать ФИО3 представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно произведенного расчета.

Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседании извещены надлежащим образом.

Забайкальское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования надлежаще уведомлено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило. Руководитель ФИО6 просит рассмотреть дело без участия представителя Управления и направить копию решения суда в адрес Управления.

ГБУ «Забайкальский краевой экологический центр» надлежаще уведомлено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило. Заместитель директора ФИО7 просит рассмотреть дело без участия представителя, указав, что ФИО3 обратилась в ГБУ «Забайкальский краевой экологический центр» и ей выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Приаргунского муниципального округа Забайкальского края надлежаще уведомлена о времени и месте судебного заседания. Представитель ФИО8, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО3, представителя Забайкальского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, представителя ГБУ «Забайкальский краевой экологический центр», представителя администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края.

Выслушав прокурора Еркович Д.Я., допросив свидетеля ФИО1, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ), атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно - эпидемиологическому благополучию населения.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на среду, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. №255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения, а также исчисления квартальных авансовых платежей. Согласно п.2 указанных Правил плата исчисляется и взимается, в частности, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Как установлено судом, индивидуальный предприниматель ФИО3 в своей деятельности использует объект предпринимательской деятельности, расположенный по адресу: <адрес>. В период отопительного сезона теплоснабжение указанного объекта производится посредством автономного отопительного котла ZOTA «Булат», мощностью 35 квт. Котел заводской, согласно инструкции к эксплуатации данный котел может применяться для отопления промышленных объектов без специальных требований к их установке, эксплуатации.

Как показала проверка, проведенная прокуратурой района, для отопления производственных помещений, расположенных по адресу: <адрес>, используется твердое топливо (уголь).

При этом производственный контроль за качеством атмосферного воздуха не осуществляется, предельно-допустимая концентрация (ПДК) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработана, в связи с чем результаты производственного контроля в территориальные органы Росприроднадзора не предоставлялись.

Вместе с тем установлено, что 3 февраля 2022 года индивидуальному предпринимателю ФИО3 было выдано свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.

Поскольку ФИО3 использует объект предпринимательской деятельности, расположенный по адресу: <адрес>, и в период отопительного сезона теплоснабжение указанного объекта производит посредством автономного отопительного котла ZOTA «Булат», мощностью 35 квт., следовательно, она является надлежащим ответчиком по данному делу.

При этом ФИО3 и индивидуальный предприниматель ФИО4 не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку ФИО3 не является индивидуальным предпринимателем и не использует указанный объект, а индивидуальный предприниматель ФИО4 непосредственно не осуществляет деятельность по отоплению объекта предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, а следовательно исковые требования к указанным ответчикам не подлежат удовлетворению.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, суд приходит к выводу, что требования прокурора заявленные к индивидуальному предпринимателю ФИО3, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Следует обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Внести плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно произведенного расчета.

Суд полагает, что заявленный прокурором срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения указанных требований является обоснованным и разумным.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку прокурор в силу закона от уплаты государственной пошлины освобожден, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика ФИО3 в доход бюджета Приаргунского муниципального округа Забайкальского края в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края к индивидуальному предпринимателю ФИО3 удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу:

- представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

- внести плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно произведенного расчета.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в размере 300 руб. в доход бюджета Приаргунского муниципального округа Забайкальского края.

В удовлетворении иска к ФИО3, индивидуальному предпринимателю ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Приаргунский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме 14 февраля 2022 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Помигуев В.В.___________

Секретарь суда

______________ФИО2

«_____»_______________20___ г.

<данные изъяты>

Подлинник документа подшит в гражданском деле №2-2/2022 (УИД) Приаргунского районного суда забайкальского края.