Дело № 2-2/216
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Фаленки 27 декабря 2011 года
Зуевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Головкова В.Л., с участием помощника прокурора Фаленского района Кировской области Макарова В.И., при секретаре Кратюк Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фаленского района Кировской области в интересах ФИО1 к МО Фаленский муниципальный район Кировской области и к Департаменту финансов Кировской области о понуждении к внеочередному предоставлению жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Фаленского района Кировской области Комаров А.А. обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1, в котором просит обязать МО Фаленский район в лице администрации Фаленского муниципального района предоставить ФИО1 жилое помещение найма на территории п. Фаленки, Департамент финансов Кировской области выделить денежные средства на приобретение данного жилья.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 <данные изъяты> года рождения имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается распоряжением главы администрации Фаленского района от 16.06.2005 года
№ 172. Постановлением администрации Фаленского городского поселения от 09.03.2011 года № 38 ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно п. 1 Постановления главы администрации Фаленского района Кировской области от 18.10.2005 года № 50 «О нормативах предоставления жилых помещений в муниципальном образовании «Фаленский район» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв. метров общей площади на одного человека. Сведения о нуждаемости ФИО1 в жилом помещении были направлены администрацией Фаленского района в орган, уполномоченный на ведение реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений – департамент образования Кировской области, в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 18.12.2006 года № 77/297. Таким образом, непосредственное обеспечение ФИО1 жилым помещением возложено на органы местного самоуправления района – администрацию Фаленского района в соответствии с учетной нормой, за счет средств областного бюджета. При этом, право ФИО1 на получение жилого помещения, возникшее 09.03.2011 года при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до сих пор не реализовано администрацией Фаленского района в связи с отсутствием средств областного бюджета. Просит обязать МО Фаленский район в лице администрации Фаленского муниципального района предоставить из средств областного бюджета ФИО1 жилое помещение на территории п. Фаленки Фаленского района Кировской области с соблюдением требований законодательства об учетной норме жилого помещения, Департамент финансов Кировской области – выделить денежные средства на приобретение указанного жилья.
Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещен.
В судебном заседании помощник прокурора Макаров В.И. исковые требования уточнил в части понуждения Департамента финансов Кировской области выделить денежные средства администрации Фаленского района для приобретения жилья ФИО1 до 01.03.2012 года, администрации Фаленского района Кировской области предоставить ФИО1 жилое помещение до 01.08.2012 года на территории Фаленского района.
Ответчик Департамент финансов Кировской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, направил в суд письменное возражение на заявление прокурора, в котором указывает, что с исковыми требованиями прокурора не согласен по следующим причинам.
В соответствии со статьей 4 Закона Кировской области от 28.09.2006 года № 40-30 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа». На орган исполнительной власти области, осуществляющий управление сфере образования, а именно Департамент образования Кировской области возложена обязанность формировать и вести регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений. На Департамент финансов, как на уполномоченный орган исполнительной власти области, обеспечивающий проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории области возложено право получать в установленном порядке от органов местного самоуправления информацию и отчеты о расходовании средств, выделенных на осуществление государственных полномочий и осуществлять контроль за целевым использованием предоставленных финансовых средств. В целях реализации Закона Кировской области от 28.09.2006 № 40-30 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято Постановление Правительства Кировской области от 18.12.2006 № 77/297 «Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений». На основании изложенного выше, следует вывод, что Департамент финансов в соответствии с полномочиями, указными в Законе Кировской области от 28.09.2006 № 40-30 не осуществляет формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, а только осуществляет выделение целевых финансовых средств на предоставление данных мер социальной поддержки и осуществлять контроль за целевым использованием предоставленных финансовых средств. Считает, что в качестве ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, целесообразнее привлечь Департамент образования Кировской области.
В дальнейшем помощник прокурора Макаров В.И. исковые требования уточнил, исключил из ответчиков по данному делу Департамент финансов Кировской области, отказался от исковых требований к нему.
Представитель ответчика администрации Фаленского муниципального района М. с исковыми требованиями согласилась и суду пояснила, что на основании Постановления Правительства Кировской области от 18.12.2006 № 77/297 утвержден формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений. В соответствии с указанным Порядком формируется список в который включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет и не имеющие закрепленного жилого помещения и принятые в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Списки предоставляются в Департамент образования Кировской области до 01 апреля. Далее, Департаментом формируется регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, и в срок до 01 июня направляется в уполномоченный орган исполнительной власти области, обеспечивающий проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории области, то есть Департамент финансов Кировской области. Департамент финансов на основании регистра закладывает в областной бюджет денежные средства на очередной финансовый год для выделения субсидий. На основании заявления ФИО1 о признании его и его членов семьи малоимущими, в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях от марта 2011 года, постановлением Администрации Фаленского городского поселения ФИО1 был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включен в соответствующий список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году. В июле 2011 года в Департамент финансов Кировской области ответчиком направлялось ходатайство о замене в регистре гражданина ФИО2, который закончит обучение и вернется в Фаленский район в 2012 году, на ФИО1, чтобы ФИО1 получил меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения в 2011 году, но пришел ответ, в котором указано, что обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Регистром. Областной бюджет на следующий год формируется в ноябре предыдущего года. ФИО1 был включен в Список до 01.04.2011 года, соответственно субвенция на приобретение жилья должна быть выделена в 2012 году. Финансирование приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет субвенций. Ответчиком выполнены все необходимые действия.
Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика М.,исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларацией прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы Государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанными в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требования Жилищного Кодекса РФ, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Кировской области от 28.09.2006 № 40-30 (ред. от 27.12.2007) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон области) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 2 Закона области, органы местного самоуправления области обязаны вести учет и обеспечивать целевое расходование средств областного бюджета, выделенных для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления и расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области № 34/492 от 22.12.2009 г., субвенция предоставляется бюджетам муниципальных районов (городских округов) на основании регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, в соответствии с кассовым планом, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
Согласно п. 1 Постановления главы администрации Фаленского района Кировской области от 18.10.2005 года № 50 «О нормативах предоставления жилых помещений в муниципальном образовании «Фаленский район» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв. метров общей площади на одного человека.
В судебном заседании установлено, что ФИО1<данные изъяты> года рождения имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается распоряжением главы администрации Фаленского района от 16.06.2005 года № 172. Постановлением администрации Фаленского городского поселения от 09.03.2011 года № 38 ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Сведения о нуждаемости ФИО1 в жилом помещении были направлены администрацией Фаленского района в орган, уполномоченный на ведение реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений – департамент образования Кировской области, в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 18.12.2006 года № 77/297.
Таким образом, непосредственное обеспечение ФИО1 жилым помещением возложено на органы местного самоуправления района – администрацию Фаленского района в соответствии с учетной нормой, за счет средств областного бюджета.
При этом право ФИО1 на получение жилого помещения, возникшее 09.03.2011 года при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до сих пор не реализовано администрацией Фаленского района в связи с тем, что на основании заявления ФИО1 о признании его и его членов семьи малоимущими, в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях от марта 2011 года, постановлением Администрации Фаленского городского поселения ФИО1 был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включен в соответствующий список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году. Областной бюджет на следующий год формируется в ноябре предыдущего года. ФИО1 был включен в Список до 01.04.2011 года, соответственно субвенция на приобретение жилья должна быть выделена в 2012 году. Финансирование приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет субвенций.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом материалами дела.
Таким образом, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и полежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Фаленского района Кировской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование Фаленский муниципальный район Кировской области предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм на территории Фаленского района Кировской области в срок до 01 августа 2012 года за счет средств бюджета Кировской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке с течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 29 декабря 2011 года.
Председательствующий В.Л. Головков