ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/271/2014 от 26.08.2014 Мурашинского районного суда (Кировская область)

 Дело № 2-2/271/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 п. Опарино Кировской области                                              26 августа 2014 года

      Мурашинский районный суд Кировской области в составе:

 председательствующего судьи Гмызиной Е. В.,

 при секретаре Тепляковой Г. В.,

 с участием и. о. прокурора Опаринского района Кировской области

 ФИО1,

 представителя департамента лесного хозяйства Кировской области по доверенности ФИО2,

 представителя ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по доверенности – ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах и приостановлении деятельности по заготовке древесины,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Мурашинского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что прокуратурой Мурашинского района в деятельности ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах.

 Проверкой установлено, что ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» использует лесной участок площадью <данные изъяты> га местоположением: <адрес>, <адрес> по договору аренды лесного участка в целях заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ №. ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» не готово к пожароопасному сезону 2014 года.

 В нарушение требований федерального законодательства пункт сосредоточения пожарного инвентаря у ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по указанному договору аренды не содержит средств пожаротушения. Пункт сосредоточения пожарного инвентаря (ПСПИ) расположен не в месте использования лесов, а на базе предприятия в пгт. Опарино, что не обеспечит оперативное доставление средств пожаротушения к месту возникновения лесного пожара.

 Бездействие ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по подготовке к пожароопасному сезону делает невозможным в случае необходимости принятие оперативных мер по недопущению распространения лесного пожара, а также по его дальнейшему тушению.

 Постановлением Правительства Кировской области № 260/285 от 28.04.2014 установлено начало пожароопасного сезона 2014 года в лесах на территории Кировской области с 30.04.2014.

 Деятельность ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с нарушениями требований лесного законодательства создает угрозу возникновения лесного пожара и как следствие причинения вреда лесному фонду, в связи с чем, требуется её приостановление до устранения выявленных нарушений.

 Просит обязать ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: создать и укомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря в соответствии с требованиями приказа Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 года № 549 «Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».

 Также просит приостановить деятельность ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.

 В судебном заседании заместитель прокурора Опаринского района – Шрванян В. М. требования, указанные в заявлении прокурора Мурашинского района поддержал, дал аналогичные объяснения.

           Представитель департамента лесного хозяйства Кировской области по доверенности - ФИО2 в судебном заседании поддержал требования прокурора Мурашинского района. Суду пояснил, что между департаментом лесного хозяйства Кировской области и ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» заключён договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. В 2013 году, в соответствии со ст. 88 ист. 89 ЛК РФ, на арендуемом участке выполнены лесоустроительные работы, на основании которых разработан проект освоения лесов, разработчиком которого является <данные изъяты>». Данный проект прошёл государственную экспертизу и получил положительное заключение. На основании подпункта ж) пункта 11, раздела III, договора аренды лесного участка арендатор обязан: осуществлять на лесном участке меры противопожарного обустройства лесов, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации, в соответствии с проектом освоения лесов и приложением N 6 к настоящему договору аренды. Из приложения N 6 договора аренды лесного участка и раздела 5.2.3 Проекта освоения лесов следует: ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» обязано в срок до начала противопожарного сезона 2014 года создать и в последующие годы содержать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в <адрес>, согласно с требованиями Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 «Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов». Данные обязательства ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» небыли выполнены. Пункт сосредоточения пожарного инвентаря расположен не в месте использования лесов, не обеспечит оперативное доставление средств пожаротушения к месту возникновения лесного пожара. Деятельность ответчика по заготовке древесины с нарушениями требований лесного законодательства создает угрозу возникновения лесного пожара и как следствие причинения вреда лесному фонду. Требования о приостановлении лесозаготовительной деятельности до устранения вышеуказанных нарушений также являются обоснованными, законными и необходимыми в период пожароопасного сезона.

 Представитель ответчика - ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования прокурора Мурашинского района не признала, суду пояснила, что в соответствии с Проектом освоения лесов, разработанного к Договору аренды лесного фонда, полученному в долгосрочную аренду ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» в полном объеме сформировала пункт сосредоточения пожарного инвентаря (далее ПСПИ), включая создание пожарной дружины из числа работников предприятия. Дополнительно заключен договор аренды <данные изъяты> с ОАО «Березовский ЛПX», которые позволяют мобильно перемещать как необходимую технику, так и пожарную дружину по всей территории арендуемого лесфонда. Арендуемые ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» участки лесфонда расположены не в самом <адрес>, а на удалении до 60 км от него. Расположение пункта сосредоточения пожарного инвентаря в <адрес> считают не эффективным. Поэтому для более эффективного противопожарного обеспечения часть противопожарной техники расположена в <адрес> - в месте нахождения ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» и по месту проживания сотрудников.

 Проверка ПСПИ должна проводится с представителем арендатора, по предварительному уведомлению арендатора. ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» только один раз получило требование о проведении проверки ПСПИ - на ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов - выходной день. ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставил в Мурашинский лесной отдел не только письмо с требованием переноса проверки с ДД.ММ.ГГГГ на любой другой день, но и всю необходимую документацию по формированию пожарной дружины и ПСПИ в ООО «Вятская инвестиционная лесная компания». Считают, что Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ - не законный, так как назначенное время проверки выбрано максимально цинично, и не давало возможности принять в ней участие представителям ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» показать наличие инвентаря, ПСГIИ, пожарной дружины). Просит признать акт проверки незаконным.

 Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

 Согласно ч. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

 Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

 В соответствии с ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 На основании п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

 Согласно п. 9 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов должен содержать в том числе:

 обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта;

 сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, подпунктом "в" пункта 13 которых установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

 Из пункта 15(2) Правил следует, что в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.

 Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 N 549.

 Эти Нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов.

 Пунктом 3 раздела II Норм предусмотрен перечень противопожарного инвентаря, который должен размещаться на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины.

 Указанным перечнем установлено, что при объеме заготовки древесины в год менее 100 000 куб. метров юридическое лицо должно быть обеспечено, в частности, лесопатрульной пожарной машиной (в комплекте) - 1 шт., бульдозером на тракторах свыше 100 л.с. - 1 шт., трактором с плугом или иным почвообрабатывающим орудием - 1 шт., автомобилем бортовым повышенной проходимости или вездеходом (для перевозки людей) - 1 шт., радиостанции носимые, возимые УКВ или КВ диапазона (при наличии организованной радиосвязи с пожарной службой и лесничеством) - 2 шт., напорными пожарными рукавами – 300 шт., воздуходувками - 1 шт., зажигательными аппараты – 5 шт., ранцевыми огнетушителями – 10 шт., ручным инструментом, бензопилами – 2 шт. и др.

 При этом из перечисленных средств лесопатрульные пожарные машины и радиостанции должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а бульдозеры на тракторах, тракторы с плугом, автомобиль повышенной проходимости или вездеход закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов. На всех средствах транспорта (автомобили, тракторы), работающих в лесах, должны быть: лопата, топор, емкость для воды объемом 10-12 литров.

 Вышеуказанные требования к перечню противопожарных средств являются обязательными, исключений не предусматривают и являются минимально необходимыми.

 Судом установлено, что ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» использует лесной участок площадью <данные изъяты> га, расположенного в <адрес> лесничества по договору аренды лесного участка в целях заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ №.

 На основании подпункта ж) пункта 11, раздела III, договора аренды лесного участка арендатор обязан: осуществлять на лесном участке меры противопожарного обустройства лесов, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации, в соответствии с проектом освоения лесов и приложением N 6 к настоящему договору аренды.

 Из приложения N 6 договора аренды лесного участка следует, что ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» обязано в срок до начала противопожарного сезона 2014 года создать и в последующие годы содержать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря ( л.д. № ).

 Согласно Проекту освоения лесов на лесном участке Мурашинского лесничества Кировской области, переданном в аренду ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по договору аренды лесного участка в целях заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт сосредоточения пожарного инвентаря должен находиться в <адрес> ( л.д. № ).

 В нарушение требований федерального законодательства пункт сосредоточения пожарного инвентаря ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» по договору аренды не создан и не содержит средств пожаротушения, что подтверждается копией акта проверки готовности к пожарному сезону 2014 г. от ДД.ММ.ГГГГ г. ( л.д. № ). О проведении проверки ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ г., акт проверки получили ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении ( л.д. № ). Оснований для признания акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ г. не имеется.

 Пункт сосредоточения пожарного инвентаря расположен не в месте использования лесов, а на базе предприятия в пгт. <адрес>, что не отрицал представитель ответчика в судебном заседании.

 Нахождение ПСПИ на территории <адрес> не соответствует Проекту освоения лесов, который прошёл государственную экспертизу и получил положительное заключение, и не может обеспечить оперативное доставление средств пожаротушения к месту возникновения лесного пожара, так территория лесного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № находится в <адрес> в большей части у <адрес>, что видно из схемы расположения и границы лесного участка ( приложение № к договору аренды ) ( л.д. № ).

 В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

      Осуществление ООО «Вятская инвестиционная лесная компания» деятельности по заготовке древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с нарушениями требований лесного законодательства, в частности отсутствие пункта сосредоточения пожарного инвентаря в месте использования лесов, особенно в пожароопасный период, заведомо создает угрозу возникновения лесного пожара и как следствие причинения вреда лесному фонду, что является основанием к ее запрету.

 Таким образом, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

 На основании ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб. в соответствии со ст. 333-19 ч. 1 п. 3 НК РФ. Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ госпошлина подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Опаринский муниципальный район Кировской области».

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

 РЕШИЛ:

 Требования прокурора Мурашинского района Кировской области удовлетворить.

 Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вятская инвестиционная лесная компания» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: создать и укомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря в соответствии с требованиями приказа Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 г. № 549 « Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов».

 Запретить деятельность общество с ограниченной ответственностью «Вятская инвестиционная лесная компания» по заготовке древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Вятская инвестиционная лесная компания» госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Опаринский муниципальный район Кировской области» в сумме <данные изъяты> рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть с 28. 08. 2014 г. с подачей апелляционной жалобы через Мурашинский районный суд Кировской области пгт. Опарино.

 Судья: Е. В. Гмызина