ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/284/15 от 15.10.2015 Малмыжского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-2/284/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Кильмезь 15 октября 2015 года

Малмыжский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Г.Н.Шмыковой,

с участием секретаря ФИО11,

прокурора <адрес>ФИО12, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика администрации <адрес>ФИО14 - заведующего сектором правовой и кадровой службы администрации <адрес>, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО3 к администрации <адрес> о признании отказа главы администрации <адрес> о невключении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным и обязании включить в список детей сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов ФИО2 к администрации <адрес> о признании отказа главы администрации <адрес> о невключении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями незаконным и обязании обеспечить жилым помещением.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о принятии мер по защите жилищных прав. Проверкой установлено, что в 2000 году ФИО2 остался без попечения родителей, поскольку его отец ФИО4ДД.ММ.ГГГГ был заключен под стражу, а мать ФИО5 отбывала наказание в местах лишения свободы. В соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 устроен в Кировское ОГОКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>», в котором находился на полном государственном обеспечении. Пунктом 2 указанного распоряжения за ФИО2 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, д. Пикшинерь. Постановлением главы той же администрации от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу. 20.08.2010г. ФИО2был зачислен в КОГАОУ среднего профессионального образования «Савальский политехнический техникум» и в соответствии с приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на полное государственное обеспечение. Согласно приказа директора техникума от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с полного государственного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ на основании сопроводительного письма исправительного учреждения об освобождении ФИО4 из мест лишения свободы. В 2012 году ФИО2 был отчислен из техникума, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, с 2013г. проживает в <адрес> без регистрации. В целях реализации права на предоставление жилого помещения ФИО2 в 2014 году обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ему разъяснено о необходимости обращения с заявлением в администрацию <адрес> по месту его первичного учета. В соответствии с ответом главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с освобождением его отца из мест лишения свободы. Данное решение является незаконным, так как после освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, пренебрегая своими родительскими обязанностями, уклонялся от воспитания сына, не заботился о его здоровье, не создавал условия для его физического, духовного и нравственного развития, не интересовался его жизнью и учёбой, совместно с ребёнком не проживал, имел задолженность по алиментным платежам, обращался с заявлениями в орган опеки и попечительства <адрес> об отказе от своего сына ФИО2 Сам ФИО2 после завершения обучения в техникуме проживал у бабушки и у брата в деревне Малая Кильмезь. Органом опеки и попечительства управления образования администрации <адрес>, на территории которого ФИО2 обучался в техникуме после окончания пребывания в школе-интернате, какие-либо распорядительные документы относительно отмены попечительства над ФИО2, снятия его с полного государственного обеспечения и передачи отцу ФИО4 не издавались, также не принималось решение об отмене попечительства и передаче ФИО2 на воспитание отцу ФИО4 и органом опеки и попечительства <адрес>. ФИО2 являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, выявлен и первично учтен в <адрес>, в связи с чем имеет право на включение его администрацией <адрес> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с положениями статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в связи с обращением к нему последних.

Просит признать отказ главы администрации <адрес> о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным. Обязать администрацию <адрес> включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

<адрес>ФИО12, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержал требования административного искового заявления по основаниям, изложенным в данном заявлении и дал объяснения, аналогичные заявлению. Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал требования административного искового заявления по основаниям, указанным в нём и пояснил, что с 2000 года являлся и по настоящее время относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С полного государственного обеспечения был снят приказом директора Савальского техникума в феврале 2011 года по основаниям освобождения отца из мест лишения свободы. Из техникума был отчислен, так как не было средств на оплату общежития и на проживание. Затем с мая 2012 по май 2013 года проходил военную службу. У специалиста органа опеки и попечительства <адрес>ФИО13 весной 2011 года он спрашивал по поводу предоставления квартиры, она ответила, что пока отец не напишет отказ от родительских прав, квартиру не предоставят. Отец выслал в орган опеки и попечительства <адрес> заказной почтой данный отказ. Представитель органа опеки и попечительства ФИО13 при нём и его брате ФИО6 порвала письмо отца и сказала, что он не правильно его написал. С отцом он после его освобождения совместно не проживал, к себе жить отец его не звал. Отец из мест лишения свободы писал в основном старшим братьям, ему не звонил, подарки не привозил, с ним не встречался. По алиментам имел задолженность, после освобождения деньги давал один раз 2000 рублей. Просит иск удовлетворить, так как он на момент достижения ему 18 лет оставался без попечения родителей, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, проживает в <адрес> на съёмной квартире.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что отказ главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о невключении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями считает законным и обоснованным, так как на момент исполнения ФИО2 18 лет его отец был освобожден из мест лишения свободы, выплачивал на содержание ФИО2 алименты, поэтому законных оснований для предоставления ему жилого помещения не имелось.

Выслушав объяснения прокурора <адрес>, административного истца и представителя административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимся без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании п.4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет в образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» установлен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Статьей <адрес> регламентирован порядок формирования списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с ДД.ММ.ГГГГг. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне очереди, в соответствии с действующим законодательством, имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых в областном фонде компенсаций в виде субвенций, рассчитанных в соответствии с методикой, утвержденной настоящим Законом. ФИО2, согласно паспорта, родился ДД.ММ.ГГГГ в дер. <адрес>, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, дер. Малая Кильмезь, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак с ФИО15, 1995 года рождения.

Согласно свидетельства о рождении следует, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>. Родителями указаны: отец ФИО4, мать ФИО5.

Из военного билета ФИО2 следует, что он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением в прокуратуру <адрес>ФИО2 обратился 15.09.2015г., в котором указал, что поскольку ему негде жить, просит принять меры к защите жилищных прав, обязать администрацию <адрес> включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, так как на момент исполнения ему 18 лет его отец родительские обязанности не осуществлял.

Приговором Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признана виновной в совершении нескольких преступлений и ей назначено наказание 19 лет лишения свободы.

Приговором Кильмезского районного суда от 02.03.2001г. ФИО4 признан виновным в совершении двух преступлений и ему назначено наказание 11 лет лишения свободы. Согласно сведениям из справок о судимости государственного информационного центра УМВД России по <адрес>ФИО5 была условно- досрочно освобождена ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 был освобожден по отбытию наказания 03.11.2010г.

Из распоряжения администрации <адрес> от 30.11.2000г. следует, что у малолетних ФИО6, ФИО8, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, проживающих в д. <адрес> мать ФИО5 с ноября 1999 года находится в местах лишения свободы, отец ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ находится под стражей. Учитывая, что малолетние остались без попечения родителей, дети были устроены в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.2 в целях сохранения жилой площади в д. <адрес> за малолетними на период их отсутствия запрещено без согласия органа опеки и попечительства совершать сделки с домом.

Постановлением администрации <адрес> от 28.03.2011г. ФИО7 предоставление жилого помещения, осуществить в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Пункт 2 распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве малолетних ФИО6, ФИО8, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признан утратившим силу.

Постановлением той же администрации от ДД.ММ.ГГГГ п.2 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Из справки КОГО КУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат <адрес> от 04.12.2013г. следует, что ФИО3 воспитывался в данной школе-интернате ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении. Отчислен в связи с окончанием 9 классов.

Согласно выписки из приказа от 20.08.2010г. КАГОАУ СПО «Савальский политехникум» на основании решения приемной комиссии ГАОУ СПО «Савальский политехнический техникум» (протокол параграф 1 от 05.08.10г.) зачислен в число обучающихся в группу И-11 по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления» на базе 9 классов ФИО3.

Приказом ГАОУ СПО «Савальский политехнический техникум» от 02.10.2010г. параграф 1 на полное государственное обеспечение поставлены обучающиеся и студенты с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО3 (группа Т-12).

Приказом ГАОУ СПО «Савальский политехнический техникум» от 08.02.2011г. ФИО3 снят с полного государственного обеспечения на основании справки об освобождении ФИО4 – отца ФИО3.

Из выписки из приказа КАГОАУ СПО «Савальский политехникум» параграф 4 от 06.07.2012г. ФИО2 отчислен из числа студентов техникума в связи с трудоустройством. Согласно приложенной к приказу справки от 02.11.2010г. (<адрес>) для Кильмезской ССП ФИО4 освободился 03.11.2010г. и выбыл по адресу: д. <адрес>. Произведено удержание алиментов по 02.11.2010г.

Письмом КОГОАУ СПО «Савальский политехникум» от 08.09.2015г. подтверждается, что студент группы Т-12 ФИО3 снят с полного государственного обеспечения с 01.02.2011г. Основанием приказа послужило сопроводительное письмо (справка) исправительного учреждения от 02.11.2010г. (<адрес>), что ФИО4 (отец ребенка) освободился из мест лишения свободы 03.11.2010г. и выбыл по адресу: д. <адрес>. Копию данного сопроводительного письма техникум получил из органа опеки и попечительства <адрес>. Каких-либо иных документов, в том числе распорядительных о снятии опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего ФИО2 в техникум из органов опеки и попечительства Кильмезского, Малмыжского и <адрес>ов не поступало.

Согласно письма Управления образования администрации <адрес> от 09.09.2015г. администрация <адрес> каких-либо распорядительных документов по поводу назначения опекуна (попечителя) несовершеннолетнему ФИО2, 22.12.1993г.р. и снятия такой опеки (попечительства), а также по поводу постановки его на полное гос.обеспечение и снятия с полного гос.обеспечения не издавала. Личное дело на указанного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в администрации <адрес> отсутствует.

Из письма администрации МО «<адрес>» от 21.02.2014г. на имя ФИО2 следует, что по информации, поступившей в управление опеки и попечительства администрации <адрес>, следует, что он был выявлен и впервые учтен в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории <адрес>, в связи с чем необходимо обратиться в управление образования администрации <адрес>.

Согласно обращения ФИО2 обратился в администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с просьбой на получение бесплатного жилья, постановке вне очереди получения жилья, т.к. с декабря 2000 по август 2010 года воспитывался в КОГОКУ школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>, в связи с тем, что родители находились в местах лишения свободы, он находился на полном государственном обеспечении. Собственного жилья по настоящее время не имеет, проживает на съемной квартире в <адрес>, трудоустроен. Постоянного места жительства и регистрации нет.

<адрес> на обращение ФИО2 от 29.04.2014г. дала ответ, согласно которого ФИО4 (отец) вернулся из мест лишения свободы в ноябре 2010 года – до исполнения 18 лет. Оснований относить ФИО2 к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с момента возвращения отца из мест лишения свободы, в соответствии законодательства РФ, не имеется, что также явилось основанием для снятия его с полного государственного обеспечения по месту учёбы. В связи с тем, что он не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей права на получение жилья в соответствии с <адрес> от 04.12.2012г. № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», не имеет.

Из письма отдела судебных приставов по <адрес> от 11.06.2015г. следует, что на исполнении находилось исполнительное производство № 1255/11/04/43, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от 26.04.2001г. о взыскании алиментов с ФИО4. 17.05.2001г. исполнительный лист направлен по месту отбывания наказания должником в ФЗУ ИК-1. 09.03.2011г. данный исполнительный документ поступил из ФЗУ ИК-1 <адрес> в связи с освобождением осужденного. 22.12.2011г. последнему ребенку ФИО9 исполнилось 18 лет. С 22.12.2011г. данное исполнительное производство находилось на исполнении, так как задолженность по алиментам и составляла 58363,66 рублей. С 12.11.2010г. по 11.11.2011г. должник был временно зарегистрирован в д. М.Кильмезь, <адрес>, нигде не работал, на учете в ЦЗН не состоял. С декабря 2011г. должник проживал по адресу: <адрес>, д. Пикшинерь без регистрации. При выезде по месту жительства судебным приставом-исполнителем установлен факт не проживания должника по адресу, точный адрес регистрации и проживания не известен. Согласно ответов регистрирующих органов за должником имущество не зарегистрировано.

Постановлением администрации <адрес> от 18.06.2014г. ФИО7 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>.

Согласно постановления администрации <адрес> от 03.12.2013г. ФИО8, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что на имя ФИО3 сведения отсутствуют.

Директору КОГО АУ СПО «Савальский политехнический техникум» 22.09.2015г. прокуратурой <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, по которому требуется принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, а также причин и условий им способствующих в отношении ФИО2

В ответе на данное представление директор техникума ФИО16 указал, что выявленные нарушения признает полностью, обязуется не допускать. С их стороны усилен контроль за соблюдением прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главе администрации <адрес> 22.09.2015г. прокуратурой того же района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, по которому требуется принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, а также причин и условий им способствующих в отношении ФИО2

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 показал, что он воспитанием сына ФИО2 не занимался,ДД.ММ.ГГГГ его заключили под стражу, в том же году всех четверых детей отправили в <адрес>, в школу - интернат. В местах лишения свободы он находился 10 лет, освободился ДД.ММ.ГГГГ года. Знал, что ФИО2 учился в Савальском техникуме, после освобождения с сыном ФИО2 увиделся только через год в мае 2011 года, встретился в <адрес>, до этого не знал, где он живёт. Проживал после освобождения из мест лишения свободы в <адрес>, в пгт. Кильмезь приезжал поменять паспорт. Имел задолженность сыну ФИО2 по алиментам 25тысяч рублей, часть из которых не выплачена до настоящего времени. Сыну ФИО9 после получения детских пособий за всё время после освобождения дал 2000 рублей. С <адрес> он в органы опеки и попечительства <адрес> отправлял письмо на отказ от родительских прав в отношении сына ФИО9. Заниматься воспитанием сына после освобождения из мест лишения свободы он не имел возможности, не имел для этого жилой площади, сам проживал на съемных квартирах, жить к себе сына не приглашал.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показал, что когда его брату ФИО2 не было ещё 18 лет он с братом ФИО2 ходил в орган опеки и попечительства <адрес> к ФИО13 по поводу предоставления жилья брату. Он со слов брата знал, что отец ФИО4 в органы опеки и попечительства из <адрес> заказным письмом направил отказ от родительских прав в отношении сына ФИО9. ФИО13 им сказала, что письмо отца написано неправильно, при них порвала его. ФИО2 своего жилья не имеет. Отец после освобождения из мест лишения свободы с сыном ФИО9 совместно не проживал, брату денег пока он учился в Савальском техникуме не давал, поэтому он был из него отчислен. Своего жилья у отца не было.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что работает специалистом органа опеки и попечительства администрации <адрес>, в 2000 году ФИО2 остался без попечения родителей, так как его родители отбывали наказание в местах лишения свободы. Все четверо его детей были направлены в Сосновскую школу интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проживали на полном государственном обеспечении. Первичное место выявления детей - <адрес>, дальше их опекунами являлась администрация данной школы – интернат. С ФИО2 она впервые после устройства его в Сосновскую школу интернат встретилась в марте-апреле 2011 года, когда он пришёл в орган опеки и попечительства. ФИО2 она разъяснила, что статус ребенка, оставшегося без попечения родителей он потерял, так как его отец освободился из мест лишения свободы. Через некоторое время ФИО2 из органов опеки и попечительства <адрес> привез ей личное дело. Она объяснила, чтобы лишить родительских прав отца необходим пакет документов. ФИО4 в орган опеки и попечительства направлял письмо, подпись отца не была заверена, письмо было абсолютно ни о чём. В 2011 году она, встретив ФИО4 в пгт.Кильмезь, просила его прийти и написать заявление собственноручно, но не появился. Главе администрации <адрес> в апреле 2014 года от ФИО2 поступило заявление, в котором он просил включить его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению бесплатным жилым помещением. Законных оснований для включения ФИО2 в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не было, в предоставлении жилого помещения ФИО17 было отказано обоснованно, так как на момент исполнения ему 18 лет его отец был освобожден из мест лишения свободы.

Таким образом, судом установлено, что административный истец, с 2000 года являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его родители находились в местах лишения свободы. ФИО2 по распоряжению главы администрации <адрес> был устроен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором находился на полном государственном обеспечении, данным распоряжением за ФИО2 закреплялось жилое помещение в д. <адрес>. 20.08.2010г. ФИО2 после окончания пребывания в школе-интернате зачислен в Савальский политехнический техникум на полное государственное обеспечение. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приказом директора техникума снят с полного государственного обеспечения, в связи с освобождением ДД.ММ.ГГГГ его отца ФИО4 из мест лишения свободы. ФИО2 на момент исполнения ему 18 лет ДД.ММ.ГГГГ являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, и в настоящее время является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на факт освобождения ФИО4 из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до достижения ФИО2 18 лет по основаниям уклонения отца ФИО4 от родительских обязанностей, а именно ФИО4, пренебрегая своими родительскими обязанностями, уклонялся от воспитания сына, не заботился о его здоровье, не создавал условия для его физического, духовного и нравственного развития, не интересовался его жизнью и учёбой, совместно с ребёнком не проживал, имел задолженность по алиментным платежам, обращался с заявлениями в орган опеки и попечительства <адрес> об отказе от своего сына ФИО2 Сам ФИО2 после завершения обучения в техникуме проживал у бабушки и у брата в деревне Малая Кильмезь. Органом опеки и попечительства управления образования администрации <адрес>, на территории которого ФИО2 обучался в техникуме после окончания пребывания в школе-интернате, какие-либо распорядительные документы относительно отмены попечительства над ФИО2, снятия его с полного государственного обеспечения и передачи отцу ФИО4 не издавались, а поэтому отказ главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о невключении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является незаконным, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокуратуры <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО3 - удовлетворить.

Признать отказ главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о невключении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным.

Обязать администрацию <адрес> включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Г.Н. Шмыкова.