Дело № 2-2/355/2020 копия
УИД 43RS0034-02-2020-000449-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2020 года г. Белая Холуница Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Рыбакова Н.Ю.,
при секретаре Михалевой Л.Г.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Белохолуницкого района Кировской области Ермаковой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Тепло Снабжающая Компания» (далее – ООО «ТСК»), поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанностей разработать и утвердить нормативы технических потерь при передаче тепловой энергии, а также нормативы запасов топлива,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «ТСК» о возложении обязанностей разработать и утвердить нормативы технических потерь при передаче тепловой энергии, а также нормативы запасов топлива. В обоснование иска указано, что Слободской межрайонной прокуратурой проведена поверка соблюдения требований жилищного законодательства при подготовке к отопительному периоду. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Тепло Снабжающая Компания» является теплоснабжающей организацией на территории г. Слободского Кировской области. В нарушении норм действующего законодательства ООО «Тепло Снабжающая Компания» не обращалось в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области за утверждением нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 год. Бездействием ответчика по утверждению вышеуказанных нормативов нарушается права неопределенного круга лиц на надежное и качественное теплоснабжение, экономическую обоснованность тарифов на теплоснабжение.
Слободской межрайонный прокурор просит суд возложить на ООО «ТСК» обязанность разработать и утвердить в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2020, 2021 год, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 год.
В судебном заседании помощник прокурора Белохолуницкого района Кировской области Ермакова А.К. иск поддержала.
Ответчик ООО «ТСК» о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил. В письменном отзыве на иск указал, что ООО «ТСК» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по теплоснабжению котельными на территории г. Слободского Кировской области с 01.01.2018 по настоящее время. У ответчика в штате всегда отсутствовал специалист, имеющий необходимые знание и навыки в части разработки нормативов технологических потерь, запасов нормативов в КОГОБУ институт «Кировкоммунпроект». Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации, вызванной новой короновирусной инфекцией, возросло число потребителей организации не оплачивающих в полном объеме оказываемые ответчиком коммунальные услуги, что существенно отразилось на доходах ответчика, поэтому организация не имела возможности обратиться за услугами по расчету нормативов ранее. По состоянию на 13.11.2020 переговоры по вопросу заключения договора на разработку нормативов проведены. Договор находится на стадии подписания.
Судом было протокольным определением отклонено ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела, поскольку ответчик не представил доказательств уважительности причины неявки своего представителя в судебное заседание.
Заслушав прокурора, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон) установлено, что надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В силу части 1 и части 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2011 теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии со статьей 46.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом для тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ.
В силу пункта 2 статьи 46.1 Закона № 35-ФЗ нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов и резерва топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
В соответствии с п. 6 Порядка ННЗТ рассчитывается один раз в три года, результаты расчетов рекомендуется оформлять по форме согласно приложению № 1 к Порядку.
В соответствии с п. 12 Порядка расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п. 15 Порядка ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с п.1 Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с «Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя») (далее - Порядок -3) нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее - теплосетевая организация). Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.
Согласно п. 3.1.6.36 Постановления Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 67-П «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области» (далее - Положение) Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области утверждает нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более.
В соответствии с п. 3.1.6.37. Положения утверждает нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Согласно п. 3.1.6.38. Положения утверждает нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В судебном заседании установлено, что ООО «ТСК», зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, что следует из выписки из ЕГРЮЛ, а также является теплоснабжающей организацией на территории г. Слободского.
Согласно ответу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 26.08.2020 на запрос Слободского межрайонного прокурора ООО «ТСК» документы для утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, а также документы для утверждения нормативов запасов топлива при производстве тепловой энергии для котельных на 2020 год, не подавали. Предоставления государственных услуг по утверждению нормативов в сфере теплоснабжения носит заявительный характер и зависят от самого хозяйствующего субъекта. В текущем году организации, в том числе ООО «ТСК», с заявлением и необходимым пакетом документов для установления нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, запаса топлива на источниках тепловой энергии на 2021 год не обращались.
Материалы дела содержат сведения об утверждении ООО «ТСК» указанных выше нормативов только на 2019 год (распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ).
Данных о разработке и утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2020, 2021 гг., нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 гг. материалы дела не содержат, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Слободским межрайонным прокурором проведена проверка соблюдения ООО «ТСК» требований жилищного законодательства при подготовке к отопительному периоду.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «ТСК» не разработаны и не утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2020, 2021 гг., а также нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 гг.
До настоящего времени юридическим лицом нарушения требований законодательства, выявленные в ходе проверки, не устранены.
Таким образом, исходя из вышесказанного, отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии нарушает права неопределенного круга лиц на надежное и качественное теплоснабжение, экономическую обоснованность тарифов на теплоснабжение, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений – до 31 января 2021 года, с учетом объема подлежащих выполнению работ.
С ответчика на основании пп.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Слободского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Тепло Снабжающая Компания» обязанность разработать и утвердить в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2020, 2021 годы, нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020, 2021 годы.
Установить срок для исполнения решения суда - до 31 января 2021 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тепло Снабжающая Компания» госпошлину в доход бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области (непосредственно или в г.Белая Холуница) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.Ю. Рыбаков
Копия верна.
Судья Н.Ю. Рыбаков
Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2020 года.