ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/38/2013 от 22.02.2013 Мурашинского районного суда (Кировская область)

 Дело № 2-2/38/2013

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 п. Опарино Кировской области                                           22 февраля 2013 года

      Мурашинский районный суд Кировской области в составе:

 председательствующего судьи Жемчуговой В. М.,

 при секретаре Каргапольцевой Л. М.,

 с участием помощника прокурора Опаринского района Кировской области Ширваняна В. М.,

 представителей администрации Опаринского района по доверенностям - Сусловой Е. А., Буякова А. С.,

 директора МОКУ СОШ пгт. Опарино – Нейман С. А.,

 директора МУП «Опаринское КХ» – Матвеева С. Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Опаринского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Опаринского района, МОКУ СОШ пгт. Опарино, МУП «Опаринское КХ» об обязании обеспечить надлежащую подачу тепловой энергии,

 УСТАНОВИЛ:

         Прокурор Опаринского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что проведенной прокуратурой Опаринского района 18.01.2013 года проверкой установлено, что МОКУ СОШ пгт. Опарино, муниципальным образованием «Опаринский муниципальный район Опаринского района Кировской области» в лице администрации Опаринского района, муниципальным унитарным предприятием «Опаринское коммунальное хозяйство» нарушаются требования законодательства в сфере организации и осуществления теплоснабжения населения п. Опарино.

         В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30. 03. 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств благополучия населения за счет собственных средств.

         Как следует из ст. 8 указанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

         На основании ч. 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 30. 03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

                МУП «Опаринское КХ» является предприятием, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению в Опаринском городском поселении Опаринского района Кировской области, в том числе по теплоснабжению.

             В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02. 1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

                 На основании п. 3.4.2. Постановления Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N54 “Об утверждении правил безопасности для газоперерабатывающих заводов и производств” конструкция отопительных систем, нагревательных приборов и других элементов, качество теплоносителей, а также периодичность и виды обслуживания должны соответствовать требованиям проектной документации.

             Согласно проектной документации котельной N 1, от которой отапливается здание МОКУ СОШ с УИОП пгт. Опарино температура теплоносителя должна быть от 70-95 0С.

             Данные требования теплоснабжающей организацией не соблюдаются, поскольку согласно выписке из журнала МУП «Опаринское КХ» «Приема и сдачи дежурства» фактическая температура теплоносителя на выходе составляла: 01.01.2013 — 60 0С; 02.01.2013 — 58 0С, 03.01.2013 — 59 0С; 04.01.2013 — 61 0С; 05.01.2013 — 59 0С; 06.01.2013 — 58 0С; 07.01.2013 — 61 0С; 08.01.2013    — 60 0С; 09.01.2013 — 55 0С; 10.01.2013 — 59 0С; 11.01.2013 — 61 0С;12.01.2013 — 600С; 13.01.2013 — 590С; 14.01.2013 — 590С; 15.01.2013 - 560С.

             При проверке температурного режима 10 января 2013 года согласно протоколам измерений микроклимата N 5 от 10.01.2013 года установлено, что параметры микроклимата в МОКУ СОШ пгт. Опарино не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по температуре в 2-х точках замеров (кабинет № 26 (2 этаж) точка № 1 составила 16,8 0С, при допустимой норме в 18-24 0С; кабинет № 46 (4 этаж) точка № 2 температура составила 17, 2 0С при допустимой норме в 18-24 0С; по влажности в 2-х замеров: кабинет № 19 (1 этаж) точка № 1 допустимая норма – 40-60 0С, измеренная -33, 30С; кабинет № 19 (1 этаж) точка № 2 допустимая норма – 40-60 0С, измеренная -34, 30С.

             Согласно ч. 1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

             На основании п. 3.6.9 Устава МОКУ СОШ пгт. Опарино учреждение несет ответственность за обеспечение выполнения федерального законодательства в сфере энергосбережения и повышения эффективности.

              МОКУ СОШ пгт. Опарино не надлежащим образом произвело подготовку здания школы к осенне-зимнему отопительному периоду.

              Согласно Акту «О результатах проверки готовности МОКУ СОШ пгт. Опарино к осенне-зимнему отопительному периоду 2012-2013 годов» существующий утеплитель чердачного перекрытия нарушен, произошло отслоение и разрушение слоев утеплителя; оконные переплеты, коробки, подоконные доски полностью поражены гнилью, створки окон не открываются и выпадают, в связи, с чем окна в здании школы не надлежащим образом утеплены; частично разрушена под подушками окон кирпичная кладка на 3 и 4 этажах, промывка систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино с 2003 года не производилась.

                Просит обязать МОКУ СОШ пгт. Опарино, муниципальное образование «Опаринский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Опаринского района Кировской области незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для поддержания температурного режима, соответствующего СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений», а именно: произвести ремонт чердачного перекрытия, оконных блоков, промывку систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино.

             Обязать МУП «Опаринское коммунальное хозяйство» в указанный срок осуществлять теплоснабжение и подачу тепловой энергии в здание МОКУ СОШ пгт. Опарино в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 В судебном заседании помощник прокурора Опаринского района – Ширванян В. М. требования, указанные уточнил, пояснив, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

 В соответствии с п.5.4.3. Устава МОКУ СОШ пгт. Опарино от 26.09.2011 г. к компетенции Учредителя относится осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

 Как следует из п. 1.9 Устава собственником имущества учреждения является муниципальное образование Опаринский муниципальный район Кировской области Функции и полномочия собственника имущества осуществляет администрация Опаринского района.

 Просит обязать МОКУ СОШ пгт. Опарино в срок до 01.09.2013 года создать условия для поддержания температурного режима, соответствующего СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: произвести ремонт чердачного перекрытия, оконных блоков, промывку систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино.

 Обязать муниципальное образование «Опаринский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Опаринского района Кировской области обеспечить финансирование ремонта чердачного перекрытия, оконных блоков, промывки систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино в срок до 01.09.2013 года.

             Обязать МУП «Опаринское коммунальное хозяйство» в указанный срок осуществлять теплоснабжение и подачу тепловой энергии в здание МОКУ СОШ пгт. Опарино в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в остальном дал аналогичные объяснения.

             Директор МОКУ СОШ пгт. Опарино – Нейман С. А. в судебном заседании пояснил, что все работы, связанные с подготовкой здания школы к осенне-зимнему сезону 2012-2013 гг., на выполнение которых были выделены денежные средства, выполнены силами работников школы, учащихся, родителей в срок. Было произведено утепление окон по всему зданию, заменено 1 окно в спортзале. Недостатки в утеплении школы, которые указаны в акту от 18.01.2013 г. года, связаны с недостаточным финансированием подготовительных работ и состоянием здания школы, которое требует капитального ремонта.

             Капитальный ремонт здания школы включен в областную целевую программу «Развитие образования Кировской области на 2012-2015 гг.». В 2013 – 2014 гг. на эти цели планируется выделить 10 млн. руб. В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация, которая проходит проверку в РЦСС.

             В 2003 году в здании школы полностью заменена система отопления, но промывка системы не производилась из-за отсутствия финансирования со стороны администрации Опаринского района. Считает, что основной причиной низкой температуры в здании школы является несоответствие подачи тепловой энергии и соответствующему графику подачи тепловой энергии.

             Представители администрации Опаринского района по доверенностям – Суслова Е. А., Буяков А. С. в судебном заседании дали аналогичные объяснения, пояснили, что с требованиями прокурора Опаринского района согласны, здание МОКУ СОШ пгт. Опарино подлежит капитальному ремонту, который включен в областную целевую программу «Развитие образования Кировской области на 2012-2015 гг.». При вынесении решения просят учесть срок проведения капитальных работ по ремонту здания школы.

         Директор МУП «Опаринское КХ» – Матвеев С. Н. пояснил, что факты, указанные в заявлении действительно имеют место, предприятие старается соблюдать температурный режим, но нет возможности создать необходимый запас дров. Также в здании школы необходимо менять все оконные блоки.

 Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

            Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

                 В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 Согласно требований ст. 11 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

           В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30. 03. 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств благополучия населения за счет собственных средств.

             На основании ч. 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 30. 03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

                МУП «Опаринское КХ» является предприятием, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению в Опаринском городском поселении Опаринского района Кировской области, в том числе по теплоснабжению.

             В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02. 1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

                 На основании п. 3.4.2. Постановления Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N54 “Об утверждении правил безопасности для газоперерабатывающих заводов и производств” конструкция отопительных систем, нагревательных приборов и других элементов, качество теплоносителей, а также периодичность и виды обслуживания должны соответствовать требованиям проектной документации.

             Согласно проектной документации котельной N 1, от которой отапливается здание МОКУ СОШ с УИОП пгт. Опарино температура теплоносителя должна быть от 70-95 0С.

               В судебном заседании установлено, что вышеуказанные требования теплоснабжающей организацией не соблюдаются, поскольку согласно выписке из журнала МУП «Опаринское КХ» «Приема и сдачи дежурства» фактическая температура теплоносителя на выходе составляла: 01.01.2013 — 60 0С; 02.01.2013 — 58 0С, 03.01.2013 — 59 0С; 04.01.2013 — 61 0С; 05.01.2013 — 59 0С; 06.01.2013 — 58 0С; 07.01.2013 — 61 0С; 08.01.2013    — 60 0С; 09.01.2013 — 55 0С; 10.01.2013 — 59 0С; 11.01.2013 — 61 0С;12.01.2013 — 600С; 13.01.2013 — 590С; 14.01.2013 — 590С; 15.01.2013 - 560С.

             При проверке температурного режима 10 января 2013 года согласно протоколам измерений микроклимата N 5 от 10.01.2013 года установлено, что параметры микроклимата в МОКУ СОШ пгт. Опарино не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по температуре в 2-х точках замеров (кабинет № 26 (2 этаж) точка № 1 составила 16,8 0С, при допустимой норме в 18-24 0С; кабинет № 46 (4 этаж) точка № 2 температура составила 17, 2 0С при допустимой норме в 18-24 0С; по влажности в 2-х замеров: кабинет № 19 (1 этаж) точка № 1 допустимая норма – 40-60 0С, измеренная -33, 30С; кабинет № 19 (1 этаж) точка № 2 допустимая норма – 40-60 0С, измеренная -34, 30С.

             Согласно ч. 1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

              На основании п. 3.6.9 Устава МОКУ СОШ пгт. Опарино учреждение несет ответственность за обеспечение выполнения федерального законодательства в сфере энергосбережения и повышения эффективности.

               Согласно Акту «О результатах проверки готовности МОКУ СОШ пгт. Опарино к осенне-зимнему отопительному периоду 2012-2013 годов» существующий утеплитель чердачного перекрытия нарушен, произошло отслоение и разрушение слоев утеплителя; оконные переплеты, коробки, подоконные доски полностью поражены гнилью, створки окон не открываются и выпадают, в связи, с чем окна в здании школы не надлежащим образом утеплены; частично разрушена под подушками окон кирпичная кладка на 3 и 4 этажах, промывка систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино не производилась с 2003 года.

             В виду того, что МУП «Опаринское КХ», МОКУ СОШ пгт. Опарино не приняло должных мер к осуществлению надлежащего теплоснабжения и подачи тепловой энергии к зданию МОКУ СОШ пгт. Опарино, температура в здании школы не соответствует требованиям СанПиН.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

 В соответствии с п.5.4.3. Устава МОКУ СОШ пгт. Опарино от 26.09.2011 г. к компетенции Учредителя относится осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.

 Как следует из п. 1.9 Устава собственником имущества учреждения является муниципальное образование Опаринский муниципальный район Кировской области Функции и полномочия собственника имущества осуществляет администрация Опаринского района.

             На основании п. 7.3 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник его имущества.

             Капитальный ремонт здания школы включен в областную целевую программу «Развитие образования Кировской области на 2012-2015 гг.». В 2013 – 2014 гг. на эти цели планируется выделить 10 млн. руб.

     Факты нарушения требований федерального законодательства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными материалами дела: протоколами измерений микроклимата от 10 января 2013 года, актом о результатах проверки готовности МОКУ СОШ пгт. Опарино к осенне-зимнему периоду в 2012-2013 гг., ежедневными показателями температурного режима на «выходе», Уставом МОКУ СОШ пгт. Опарино.

 Таким образом, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая мнение сторон, исходя из заявленных требований, в соответствии целевой программой «Развитие образования Кировской области на 2012-2015 гг.» суд устанавливает срок для исполнения решения об обязании МОКУ СОШ пгт. Опарино создать условия для поддержания температурного режима, соответствующего СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: произвести ремонт чердачного перекрытия, оконных блоков до 01 октября 2015 года, промывку систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино до 15 сентября 2013 года, следовательно, суд устанавливает срок для исполнения решения об обязании администрации Опаринского района обеспечить финансирование ремонта чердачного перекрытия, оконных блоков до 01 октября 2015 года, промывку систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино до 15 сентября 2013 года.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Требования прокурора Опаринского района Кировской области удовлетворить.

 Обязать МОКУ СОШ пгт. Опарино создать условия для поддержания температурного режима, соответствующего СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: произвести промывку систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино в срок до 15 сентября 2013 года; ремонт чердачного перекрытия, оконных блоков в срок до 01 октября 2015 года.

 Обязать муниципальное образование «Опаринский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Опаринского района Кировской области обеспечить финансирование: промывки систем теплопотребления в здании МОКУ СОШ пгт. Опарино в срок до 15 сентября 2013 года; ремонта чердачного перекрытия, оконных блоков в срок до 01 октября 2015 года.

             Обязать МУП «Опаринское коммунальное хозяйство» после вступления в законную силу решения суда осуществлять теплоснабжение и подачу тепловой энергии в здание МОКУ СОШ пгт. Опарино в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

 Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Мурашинский районный суд Кировской области в пгт. Опарино.

 Судья: В. М. Жемчугова