Дело № 2-2/42/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Пижанка 30 марта 2018 года
Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Данилиной С.А.,
при секретаре Найдановой И.В.,
с участием представителя администрации Обуховского сельского поселения – главы администрации Редькина Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе в интересах неопределённого круга лиц к администрации Обуховского сельского поселения об обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Обуховского сельского поселения об обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки. В обосновании заявленных требований указано, что 25.12.2017г. специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе был осуществлен выезд в Муниципальное образование Обуховское сельское поселение Пижанского района Кировской области и при осмотре территории, расположенной на участке местности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на <адрес> была обнаружена несанкционированная свалка для сбора твердых коммунальных отходов от населения Обуховского сельского поселение Пижанского района Кировской области. Рассматриваемый земельный участок расположен в границах Обуховского сельского поселение Пижанского района Кировской области. Таким образом, Обуховским сельским поселением Пижанского района Кировской области нарушаются требования санитарного законодательства по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории поселения, возложены на администрацию Обуховского сельского поселения. Свалка, расположенная на территории Муниципального образования Обуховского сельского поселения Пижанского района Кировской области в ГРОРО не внесена, следовательно, является несанкционированной и подлежит ликвидации. Просят обязать администрацию муниципального образования «Обуховское сельское поселение», в соответствии с действующим законодательством, организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на участке местности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на <адрес>; принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Обуховское сельское поселение», а именно, организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов по планово-регулярной системе путем их накопления и временного хранения в специальных мусоросборниках (контейнерах), которые устанавливаются на специально оборудованных контейнерных площадках в необходимом количестве в соответствии с нормами накопления или путем непосредственного сбора твердых коммунальных отходов в мусороуборочную технику на основании заключенного договора.
В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе Путинцев Е.А., действующий на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования уточнил, просил обязать администрацию муниципального образования «Обуховское сельское поселение»организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на участке местности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на <адрес>; принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Обуховское сельское поселение». Уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что Министерством охраны окружающей среды разработана территориальная схема обращения с коммунальными отходами, схема касается всей территории Кировской области. Согласно этой схеме складирование отходов должно осуществляться на полигонах, внесенных в реестр полигонов. Ближайший полигон, в 7,5 км. от п.П.... Данный полигон санкционирован и внесен в реестр полигонов. Свалку, которая имеется на территории Обуховского сельского поселения, необходимо ликвидировать, организовать работу по вывозу отходов на санкционированный полигон. Полигон может быть не обязательно в п.П..., может быть любой другой полигон, внесенный в реестр полигонов.
Представитель ответчика администрации Обуховского сельского поселения – глава администрации Редькин Е.С. исковые требования признал, дополнительно суду пояснил, что работы по ликвидации несанкционированной свалки запланированы на лето 2018года. Что касается организации сбора и вывоза отходов пояснил, что бюджет Обуховского сельского поселения является на 65% дотационным, в бюджете поселения нет средств на организацию сбора бытовых отходов путем установки на специализированных площадках контейнеров. По Пижанскому району вывозом отходов занимается МУП «П...». Директор данного предприятия П.С.Н. согласен заключить договор на организацию вывоза отходов с территории поселения, но в настоящее время по техническим причинам данный договор не может быть заключен. Просил суд установить срок для ликвидации несанкционированной свалки до 01.10.2018г., так как в настоящее время и в весенний период ликвидировать свалку не представляется возможным.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 221 – ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 12, ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель; охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016 № 486-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Кировской области от 29.12.2004г.№ 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона, а также вопросы, указанные, в том числе в п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Статьей 8 Устава МО «Обуховское сельское поселение Пижанского района Кировской области» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Аналогичные положения закреплены в Правилах благоустройства Обуховского сельского поселения, утвержденных решением Обуховской сельской Думы от 29.03.2018г. № 7/35.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории поселения, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории поселения возложена на администрацию соответствующего сельского поселения.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В судебном заседании установлено, что 25.12.2017г. заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе был осуществлен выезд в Обуховское сельское поселение Пижанского района Кировской области и при осмотре территории, расположенной на участке местности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на <адрес> была обнаружена несанкционированная свалка для сбора твердых коммунальных отходов от населения, что подтверждается справкой обследования территории от 25.12.2017г., а также фототаблицей, где запечатлены места несанкционированного размещения отходов (л.д.22,24).
Земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка отходов (мусора), расположен в границах Обуховского сельского поселении Пижанского района Кировской области; наличие и местонахождение свалки на данном участке, ответчиком не оспаривается, однако надлежащих и реальных мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов им не принималось.
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Распоряжением Министерства охраны окружающей среды от 15.12.2016г. № 20 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области (л.д.14-21).
Свалка, расположенная на территории Муниципального образования Обуховского сельского поселение Пижанского района Кировской области на участке местности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на <адрес>, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена, следовательно, является несанкционированной и подлежит ликвидации.
Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о нарушении ответчиком законодательства в области обращения с отходами, а также санитарного законодательства, что оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан поселения.
Учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования Обуховское сельское поселение Пижанского района Кировской области, в связи с чем на ответчике лежит обязанность по ликвидации указанной свалки бытовых отходов и мусора, а также обязанность участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Обуховское сельское поселение», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (Управление Роспотребнадзора по Кировской области) в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Обуховское сельское поселение» в срок до 01.10.2018г. организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке местности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на <адрес>.
Обязать администрацию МО «Обуховское сельское поселение» принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Обуховское сельское поселение».
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области.
Судья С.А. Данилина
Мотивированное решение суда составлено 02.04.2018 года.
Судья С.А. Данилина