Мотивированное решение изготовлено «29» февраля 2016 года Дело № 2-2/44/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Снежногорск 24 февраля 2016 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего по делу судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Лесиной Е.А.,
с участием:
представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности №,
представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей третьего лица в/ч № – ФИО3 и ФИО4, действующих на основании доверенностей №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Государственному областному казенному учреждению «Снежногорский межрайонный центр социальной поддержки населения» об обязании начислить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка,
У С Т А Н О В И Л:
(ФИО)1, обратилась в Полярный районный суд с исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению «Снежногорский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее ГОКУ «СМЦ СПН») об обязании начислить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка. В обоснование иска указав, что в сентябре 2015 года она обратилась в ГОКУ «СМЦ СПН» с заявлением о выплате единовременного пособия по рождению ребенка, в выплате которого ей было отказано. Муж истицы является военнослужащим по контракту, направленным не на воинские должности без приставления военной службы, проходит службу в должности заместителя главного бухгалтера полевого учреждения Банка России № 49209. Таким образом, он не может являться получателем государственных пособий, выплачиваемых гражданам имеющих детей в соответствии с Порядком их выплаты, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года № 1012н, в связи с чем по месту работы супруга пособие по рождению ребенка не выплачивалось. Просит отменить решение ГОКУ «СМЦ СПН» об отказе в предоставлении государственной услуги № 109 от 23.09.2015 года, обязать ГОКУ «СМЦ СПН» выплатить единовременное пособие при рождении ребенка.
Истец в судебное заседание не явилась, ранее обратилась с заявлением, в котором на исковых требованиях настояла в полном объеме, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настоял в полном объеме по доводам указанным в исковом заявлении. Просил отменить решение ГОКУ «СМЦ СПН» №109 от 23.09.2015, обязать ответчика выплатить пособие по рождению ребенка, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате нотариальных услуг.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что согласно п. 29 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н, единовременное пособие при рождении ребёнка выплачивается за счёт средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба по контракту, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; органах по контролю за оборотом наркотических средств и. психотропных веществ, таможенных органах. Таким образом, в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка истице было отказано по причине того, что выплата должна быть произведена по месту службы отца ребёнка. Просила отказать в иске в полном объеме.
Представители третьего лица в судебном заседании поддержали позицию истца. Пояснили, что поскольку (ФИО)3 является военнослужащим по контракту, направленным не на воинские должности без приостановления военной службы по контракту в Центральном Банке РФ, а Центральный Банк не является органом государственной власти, не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, не является получателем средств федерального бюджета, предусмотренных пп. «в» ст. 29 Порядка, то последнему, по месту его службы, не положена выплата единовременного пособия по рождению ребенка, в связи с чем пособие должно было быть выплачено истице по месту жительства в ГОКУ «СМЦ СПН».
Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пп. 7 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее ФЗ «Об основах обязательного социального страхования») пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 12 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Согласно ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в том числе, выплаты в виде единовременного пособия при рождении ребенка.
В силу ч. 1 ст. 11 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012Н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее Порядок), устанавливающий правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В силу п. 5 Порядка лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.
В соответствии с п. 27 указанного Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) одного из родителей. В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.
Исходя из положений п. 28 Порядка для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются, в том числе, заявление о назначении пособия; справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось.
Как установлено материалами дела, (ФИО)1 состоит в зарегистрированном браке с (ФИО)3 (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ, родилась (ФИО)2, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о рождении серии №, выданным отделом ЗАГС Дзержинского района г. Ярославля. В графе «мать», в свидетельстве о рождении указана «(ФИО)1», в графе «отец» - «(ФИО)3» (л.д. 7-8).
В сентябре 2015 года (ФИО)1 обратилась в ГОКУ «СМЦ СПН» с заявлением о выплате единовременного пособия по рождению ребенка.
Решением ГОКУ «СМЦ СПН» от 23.09.2015 года истцу отказано в выплате единовременного пособия при рождении ребенка, по основаниям, предусмотренным п. 27 Порядка (л.д. 10-11).
(ФИО)1 на момент рождения ребенка в трудовых отношениях не состояла, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 13-18).
Единовременное пособие при рождении ребенка супруг истца – (ФИО)3, который является военнослужащим полевого учреждения Банка России, по месту прохождения службы не получал (л.д. 21) и с заявлением к командиру войсковой части за получением такого не обращался.
В соответствии с пп. «в» п. 29 Порядка, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается: лицам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, а также лицам, уволенным в связи с выводом воинских частей с территорий государств - бывших республик Союза Советских Социалистических Республик и других государств на территорию Российской Федерации, передислокацией воинских частей в пределах территории Российской Федерации, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба по контракту, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах.
Как следует из справки представленной Полевым учреждением Центральным Банком Российской Федерации № 49209, (ФИО)3 является военнослужащим по контракту, направленным не на воинские должности без приостановления военной службы по контракту в Центральном Банке РФ. Центральный Банк не является органом государственной власти, не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, не является получателем средств федерального бюджета, предусмотренных пп. «в» ст. 29 Порядка. Выплаты, начисляемые военнослужащим по контракту направленным не на воинские должности без приостановления военной службы в Центральном банке РФ не являются объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды Российской Федерации (л.д. 22).
В силу ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской федерации «1237 от 16.09.1999 года, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности без приостановления им военной службы, если это предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Направление военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы осуществляется с их согласия на основании запросов руководителей соответствующих организаций, по решениям руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с освобождением направляемых военнослужащих от занимаемых воинских должностей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 №636 (в редакции от 28.12.2015) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Центральный Банк Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
На основании пп. 22 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Из представленных документов следует, что 22.02.2011 от имени Российской Федерации Министерством Обороны Российской Федерации в лице начальника Департамента полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации с супругом истицы (...)(ФИО)3 заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (л.д. 87). Согласно Приказа начальника полевого учреждения Банка России № от ДД.ММ.ГГГГ, (ФИО)3 установлен должностной оклад, в том числе: по воинской должности (...), по воинскому званию (...), дополнительная выплата (...), должностной оклад, установленный в соответствии со схемой (...) (л.д. 88-89). Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «Во исполнение приказа Банка России от 31 марта 2014 года №ОД-470 «О введении новых схем должностных окладов, установлении предельной численности и предельного фонда заработной платы главных управлений и других подразделений Банка России» утверждено штатное расписание.
Суд не соглашается с доводами представителя истца, а также доводами третьих лиц о том, что, после назначения (...)(ФИО)3 на должность заместителя главного бухгалтера полевого учреждения центрального Банка Российской Федерации №49209, последний фактически является военнослужащим, назначенным не на воинскую должность без приостановления им военной службы, и тем самым последний не относится к лицам, указанным в п. «в» п. 29 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н, и ему, как супругу неработающего супруга, не должно выплачиваться единовременное пособие, гарантированное государством. Так, из заключенного с (ФИО)3 от ДД.ММ.ГГГГ контракта о прохождении военной службы (п.3) следует, что последнему, Министерством обороны Российской Федерации гарантировано соблюдение прав военнослужащего, заключившего контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы (л.д. 87).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 08.06.2000 № 134-О, что целями, на достижение которых направлен Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», являются установление для проживающих в Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства (преамбула), которая в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обязательна на всей территории РФ для судебных органов государственной власти.
Таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2).
Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации. В силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту прохождения ими службы.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что супруг истца, проходящий военную службу по контракту, направленный не на воинские должности без приостановления военной службы по контракту в Центральном Банке РФ, также может являться получателем социальной услуги – единовременного пособия по рождению ребенка, поскольку последнему Министерством обороны Российской Федерации гарантировано соблюдение его прав, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе право, установленное статьей 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Анализируя приведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что у истицы наступило право на получение социальной услуги, а именно на получение единовременного пособия по рождению ребенка 26.05.2015 года, однако, в связи с тем, что на момент рождения ребенка истица не состояла в трудовых отношениях, а ее супруг является военнослужащим по контракту, данное пособие должно было быть получено последним по месту его службы в войсковой части №.
Поскольку суд отказывает истице в удовлетворении исковых требований, то связи с этим не имеется оснований и для удовлетворения требования о возмещении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований (ФИО)1 к Государственному областному казенному учреждению «Снежногорский межрайонный центр социальной поддержки населения» об обязании начислить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Смирнова