Дело № 2-2/66/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Богородское Кировской области 01 июля 2016 года
Унинский районный суд Кировской области, в составе председательствующего судьи Боброва С.Л., при секретаре Банниковой О.В., с участием заместителя прокурора Унинского района Вотинцевой Т.А., истца К.С.В., представителей ответчиков по доверенности ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.С.В. к муниципальному образованию Унинский муниципальный район Кировской области, в лице главы Унинского района, муниципальному учреждению «Администрация Унинского района», о признании незаконным расторжения контракта, восстановлении на муниципальной службе, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, процентов за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
К.С.В. обратился в суд с иском к муниципальному образованию Унинский муниципальный район Кировской области, в лице главы Унинского района, о признании незаконным расторжения контракта, восстановлении на муниципальной службе, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, процентов за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Унинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам конкурса он был назначен на должность главы администрации Унинского района.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указанным решением Думы, а также на основании ст.32 Устава Унинского района, Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Унинского района, утвержденного решением Унинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, с ним был заключен контракт.
Из пунктов 2.1, 2.2 контракта (по официальной нумерации пунктов 3.1, 3.2 контракта), следует, что контракт в соответствии с Уставом Унинского района заключается на срок 5 лет. Глава администрации обязуется приступить к исполнению полномочий с ДД.ММ.ГГГГ.
В пунктах 8.5, 8.6 контракта закреплено, что он может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством. Также, контракт с главой администрации может быть прекращен досрочно или расторгнут по соглашению сторон, или в судебном порядке в случаях, установленных частями 10, 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление, согласно которому на основании п.2.1 контракта и ст. 84.1 Трудового кодекса РФ, в связи с прекращением его полномочий, он (К.С.В.) должен явиться ДД.ММ.ГГГГ за трудовой книжкой.
ДД.ММ.ГГГГК.С.В. ознакомили с распоряжением главы Унинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прекращении контракта с К.С.В." о его увольнении с должности главы администрации на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, в связи с прекращением контракта по истечении срока его действия.
Считает, что его незаконно освободили от занимаемой должности и уволили с муниципальной службы, по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, являются предметом регулирования Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законом о муниципальной службе (абз.7 ст.11 ТК РФ, ч.2 ст.3 закона №25-ФЗ).
Главе муниципального образования на основании ч.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставлено право только заключать контракт с главой местной администрации. Право на принятие решения о расторжении (прекращении) контракта с главой администрации главе муниципального образования действующим законодательством не предоставлено. Кроме того, согласно ч.5 ст.32 Устава Унинского района (в редакции решения Унинской районной Думы от 28.06.2010 №382) глава администрации района подконтролен и подотчетен Унинской районной Думе Унинского района.
На основании изложенного, полагает, что решение о расторжении (прекращении) контракта с главой местной администрации должен был принимать представительный орган муниципального образования. Однако решение о расторжении с ним контракта принято главой района единолично, без уведомления Унинской районной Думы.
Согласно ст.32 Устава Унинского района (в редакции решения Унинской районной Думы от 28.06.2010 №382), глава администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации района, сроком на 5 лет. При этом, контракт с главой администрации района заключается на срок полномочий районной Думы, принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации района (до дня начала работы районной Думы нового созыва), но не менее чем на два года.
Согласно п.1.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Унинского района, утвержденного решением Унинской районной Думы от 18.03.2011 г. №12, окончание срока полномочий главы администрации обусловлено объявлением Унинской районной Думой своим решением конкурса на замещение должности главы администрации района, не позднее, чем за 30 дней до окончания срока полномочий.
В данном случае, Унинской районной Думой решения об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации не принималось, в связи с чем, до окончания срока полномочий представительного органа, контракт с истцом расторжению (прекращению) не подлежал.
Также К.С.В. отмечает, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает такого основания для расторжения (прекращения) контракта, как истечение его срока.
Кроме того, указывает, что в соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нормы которого соотносятся с нормами Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", о предстоящем расторжении контракта служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Считает, что указанный срок был нарушен ответчиком, поскольку указанное уведомление было вручено ему за 3 дня до дня увольнения.
На основании изложенного, истец просит признать расторжение с ним контракта от 17 мая 2011 года незаконным и восстановить его на муниципальной службе в должности муниципальной службы – главы администрации Унинского района. Взыскать с Унинского района в его пользу: причитающееся денежное содержание за период вынужденного прогула, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; проценты (денежную компенсацию), исходя из размера невыплаченного денежного содержания, исходя из 1?300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Взыскать <данные изъяты> в счет возмещения причиненного морального вреда.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом, истец К.С.В. заявленные требования уточнил и дополнил. Просил обязать администрацию Унинского района произвести расчет и выплатить в его пользу, за счет бюджета муниципального образования Унинский муниципальный район:
причитающееся ему денежное содержание за период вынужденного прогула, начиная с 18 мая 2016 года до даты фактического восстановления в должности;
проценты, исходя из размера невыплаченного денежного содержания, по 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно.
В остальной части исковые требования поддерживает в ранее заявленном объеме.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение «Администрация Унинского района Кировской области».
Истец К.С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Муниципального образования Унинский муниципальный район Кировской области – глава Унинского района Кировской области ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представил письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований К.С.В., просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель главы Унинского района Кировской области по доверенности - ФИО6 исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, из которых следует, что в соответствии с п.2.1 заключенного с главой администрации района контракта, он заключается сроком на 5 лет. Согласно пункту 8.5 контракта, контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством. Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», частью 1 статьи 19 Закона Кировской области от 08.10.2007 №171-ЗО «О муниципальной службе в Кировской области» определено, что для расторжения трудового договора (контракта) с муниципальными служащими, помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, выступают основания, указанные в названных статьях. В соответствии с частью 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, одним из оснований прекращения трудового договора является его прекращение в связи с истечением срока трудового договора.
В пункте 8.6 контракта закреплены основания досрочного прекращения контракта. Ссылка истца на данную норму безосновательна, так как контракт с главой администрации прекращен не досрочно, а в связи с истечением его срока.
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», контракт с главой администрации района заключается по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В силу ч.1 ст.32 Устава района, глава администрации района назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации района сроком на 5 лет. Контракт с главой администрации района заключается на срок полномочий районной Думы, принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации района (до дня начала работы районной Думы нового созыва), но не менее, чем на 2 года.
В данном случае, контракт с главой администрации района в соответствии со статьями 58 и 59 Трудового кодекса РФ имел срочный характер и был заключен на 5 лет.
Ответчиком не принималось решение о расторжении контракта с главой администрации. Распоряжение главы района от 16 мая 2016 года № «О прекращении контракта с К.С.В.» было издано с целью констатации факта увольнения в связи с истечением срока контракта. Из текста распоряжения следует: «Считать контракт с главой администрации Унинского района К.С.В., прекращенным 16 мая 2016 года». В принятии представительным органом отдельного правового акта о прекращении контракта не было необходимости, поскольку основанием для увольнения являлся пункт 2.1 заключенного контракта. Кроме того, решением районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении на должность главы администрации Унинского района» истец назначен на должность главы администрации на конкретный срок - 5 лет.
Ответчик считает, что позиция истца о том, что до его увольнения необходимо было решением районной Думы назначить конкурс на замещение должности главы администрации, не имеет законных оснований.
Кроме того, ссылка истца на отсутствие в Федеральном законе №131-ФЗ оснований для расторжения (прекращения) контракта с главой администрации является необоснованной, поскольку статьей 37 указанного закона определены лишь случаи досрочного прекращения контракта. Глава администрации района является муниципальным служащим, поэтому, учитывая нормы трудового законодательства, нормы федерального и областного законов о муниципальной службе, истец был уволен в связи с истечением срока контракта.
Также, по мнению ответчика, несостоятельными являются доводы истца о том, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем расторжении контракта его надлежало предупредить в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности. Статьей 7 закона №79-ФЗ и статьей 5 закона №25-ФЗ определены случаи обеспечения взаимосвязи муниципальной и гражданской службы, среди которых нет нормы о единстве сроков уведомления о предстоящем увольнении. В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». В силу ст. 79 Трудового кодекса РФ, о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Данное требование ответчиком исполнено.
При увольнении истцу в полном объеме предоставлен денежный расчет. Поскольку ответчик действовал в соответствии с законодательством, то истцу не были причинены моральные потери (нравственные или физические страдания), в связи с чем, требования о возмещении морального вреда также являются необоснованными.
На основании изложенного, надлежит отказать К.С.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель главы Унинского района Кировской области по доверенности - ФИО7, она же, - представитель ответчика - МУ «Администрация Унинского района Кировской области», она же, - представитель третьего лица - Унинской районной Думы, исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в дополнительных возражениях на иск. Просит в иске отказать.
Заслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагающего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, судом установлено следующее.
На основании решения Унинской районной Думы Кировской области от 16.05.2011 г. №, К.С.В. назначен главой администрации Унинского района Кировской области сроком на 5 лет. (л.д.7)
В соответствии с решением Унинской районной Думы Кировской области от 16.05.2011 г. №, представитель нанимателя – глава Унинского района, 17 мая 2011 года заключил контракт с главой администрации Унинского района К.С.В. сроком действия на 5 лет (далее – Контракт). Из п.1.4 Контракта следует, что глава администрации является муниципальным служащим, на него распространяется законодательство о муниципальной службе, с особенностями, установленными федеральными и областными законами. (л.д.8-13)
На основании распоряжения главы администрации Унинского района Кировской области от 16.05.2016 № «О прекращении контракта с К.С.В.» контракт с главой администрации К.С.В. прекращен 16 мая 2016 года в связи с истечением срока, на основании п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.32 Устава Унинского района, пункта 2.1 контракта от 17.05.2011 г. (л.д.15)
В соответствии с ч.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В силу ч.ч.2 и 3 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации»" нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Согласно ст.22 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, иными федеральными законами.
С учетом указанных положений законодательства, суд приходит к выводу, что глава Унинского района, как представитель нанимателя (работодателя) - муниципального образования Унинский муниципальный район Кировской области, вправе принимать решение как о заключении, так и о расторжении (прекращении) контракта с главой администрации. Следовательно, доводы истца в данной части являются ошибочными и не основаны на законе.
Оценивая мнение истца в той части, что контракт, заключенный с ним, не подлежал расторжению до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования, назначившего его на должность, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2014 №68-ЗО, положения ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснил следующим образом: «Федеральный законодатель в части 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий главы местной администрации, определяемый в уставе муниципального образования (высшей правовой форме выражения муниципальной власти местного населения). Если же в уставе муниципального образования срок полномочий главы местной администрации муниципального образования не определен, закон предписывает заключить такой контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва); в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, контракт заключается на срок не менее чем на два года (абзац второй части 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")».
В силу ст.32 Устава муниципального образования Унинский муниципальный район Кировской области, принятого решением Унинского районного Собрания депутатов Кировской области от 28.06.2005 N 201 (в редакции от 28.06.2010), глава администрации района назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации района, сроком на 5 лет.
В связи с вышеизложенным, поскольку Уставом Унинского муниципального района установлен конкретный срок полномочий главы местной администрации – 5 лет, положения федерального закона о местном самоуправлении, в части установления срока контракта с главой местной администрации на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), не подлежат применению в данном конкретном случае.
Соответственно, ДД.ММ.ГГГГ контракт, заключенный с К.С.В. на 5 лет, подлежал прекращению в связи с истечением срока его действия.
Согласно п.8.5 Контракта, настоящий контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством.
В силу пункта 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, основаниями прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
В соответствии со ст.79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что принятие работодателем решения о прекращении контракта с главой администрации Унинского района К.С.В., в связи с истечением его срока, на основании пункта 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, является законным.
Доводы истца о том, что в ч.11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствует такое основание расторжения контракта, как истечение его срока, являются несостоятельными, поскольку в указанной норме перечислены основания досрочного расторжения контракта. В рассматриваемом случае, контракт прекращен по независящим от сторон основаниям, в связи с истечением срока его действия.
Мнение истца о том, что ответчик должен был уведомить его о предстоящем увольнении не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности, в соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ), также является ошибочным.
В статье 7 Федерального закона №79-ФЗ и статье 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации в конкретных случаях. Указанные статьи Федеральных законов не содержат положений о единстве порядка расторжения (прекращения) контракта.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Как установлено в судебном заседании К.С.В., с уведомлением о прекращении срока его полномочий в должности главы администрации, был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 3 дня до предстоящего увольнения. Соответственно, срок, до истечения которого представитель нанимателя (работодатель) должен предупредить работника о предстоящем увольнении, главой Унинского района соблюден.
Каких-либо иных существенных нарушений требований трудового законодательства, допущенных работодателем при прекращении контракта с главой администрации Унинского района К.С.В., судом не установлено.
При увольнении с истцом произведен полный материальный расчет в установленные законом сроки.
С учетом изложенного, заявленные К.С.В. требования подлежат отклонению.
В силу положений п.1 ст.333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать К.С.В. в удовлетворении исковых требований, заявленных к муниципальному образованию Унинский муниципальный район Кировской области, в лице главы Унинского района, муниципальному учреждению Администрация Унинского района Кировской области.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи жалобы через Унинский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья С.Л.Бобров