ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/76/18 от 03.10.2018 Санчурского районного суда (Кировская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Кикнур Кировская область 03 октября 2018 года

Санчурский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Трушковой О.А.,

при секретаре Соколовой Н.В.,

с участием прокурора Кикнурского района Кировской области Клабукова И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санчурского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Техно-Сервис» об обязании обеспечить проведение расчетов нормативов запасов топлива с утверждением его в установленном законом порядке на отопительный сезон 2018-2019,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Санчурского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Техно-Сервис» об обязании обеспечить проведение расчетов нормативов запасов топлива с утверждением его в установленном законом порядке на отопительный сезон 2018-2019. В обоснование иска указано, что прокуратурой Санчурского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ЖКХ в деятельности ООО «Техно-Сервис». Ответчик в соответствии с договором аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны МО Санчурский район Кировской области от 16.10.2013 года осуществляет пользование и эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с п.4 ч.2 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в числе других полномочий к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся полномочия по установлению порядка определения технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии)», в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Порядок). В соответствии с Порядком норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Неснижаемый нормативный запас топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года и рассчитывается один раз в три года. В нарушение указанных требований законодательства ООО «Техно-Сервис». Не имеет утвержденной документации вышеуказанных нормативов, действий по утверждению расчетов в установленном порядке не предпринимает. На основании изложенного прокурор Санчурского района просит обязать ООО «Техно-Сервис» обеспечить проведение расчетов нормативного запаса топлива с утверждением его в установленном законом порядке на отопительный сезон 2018-2019, возложить на ответчика обязанность по созданию неснижаемого нормативного запаса топлива котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор Кикнурского района Клабуков И.К. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика ООО «Техно-Сервис» ФИО1 в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в частности указала, что основным и резервным видом топлива котельной являются дрова. Необходимый объем дров в зимний период на 45 суток составляет 285 м?. Администрация Санчурского района не имеет возможности выделить и предоставить дополнительный земельный участок для размещения неснижаемого нормативного запаса топлива. В 2016 году организация обращалась за утверждением нормативного запаса топлива, но получило отказ в виду отсутствия справки о наружной температуре воздуха отопительных периодов за последние 5 лет, стоимость которой составляет 22017 рублей. Тяжелое финансовое положение и наличие дебиторской задолженности не позволяет организации осуществить данные затраты, так как средства необходимы для заготовки топлива к началу отопительного периода. С ИП ФИО7 заключен договор поставки топлива, одним из условий которого является обеспечение нормативного запаса топлива в объеме 300 м?, хранящийся на складах поставщика. Наличие на территории по месту нахождения котельной топлива в объемах, превышающих возможности его хранения, может привести к нарушению противопожарных норма и правил, тем самым создать угрозу жизни и здоровью граждан населенного пункта.

Представитель третьего лица министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и.о. министра ФИО2 в судебное заседание не явился, в направленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также указывает, что ООО «Техно-Сервис» с заявлением и необходимым пакетом документов в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области не обращалось.

С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон) указанный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Закона одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.4 Закона в числе других полномочий к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся полномочия по установлению порядка определения технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В силу ч.5 ст.20 Закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии)», в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно п.1 Порядка, он устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с п.2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно п.3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

В соответствии с п.4 Порядка ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Согласно п.6 Порядка ННЗТ рассчитывается один раз в три года.

Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (п.8 порядка).

В соответствии с п.13 расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

В силу пп.3.1.6.38 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 67-П (ред. от 22.05.2018) к полномочиям данного Министерства относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Судом установлено, что по договору аренды от 16.10.2013 года, с актом-приемом передачи имущества от 16.10.2013 года и дополнительным соглашением от 22.12.2016 года, заключенного между управлением по имуществу и земельным ресурсам администрации Санчурского муниципального района Кировской области и ООО «Техно-Сервис», ответчику передано во временное владение и пользование имущество коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны МО Санчурский район Кировской области в составе котельной, расположенной по адресу: <адрес> 1967 года ввода, кадастровый , для оказания коммунальных услуг юридическим и физическим лицам.

По договору аренды земельного участка от 10.09.2013 года № 68 с актом приема-передачи управлением по имуществу и земельным ресурсам администрации Санчурского муниципального района Кировской области ООО «Техно-Сервис» передан в аренду земельный участок площадью 411 кв. метров с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации котельной.

Основным видом деятельности ООО «Техно-Сервис» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха.

Согласно информации ООО «Техно-Сервис» от 05.09.2018 года, в качестве основного и резервного топлива котельной по адресу: <адрес>, используются дрова.

В адрес директора ООО «Техно-Сервис» прокурором Санчурского района было направлено представление от 15.09.2017 года об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ, в частности указано, что ООО «Техно-Сервис» не имеет утвержденной документации нормативов запасов топлива на котельной, действий по утверждению расчетов в установленном порядке не принимает. В ответе на указанное представление от 13.10.2017 года директор ООО «Техно-Сервис» указывает, в том числе, что утверждение нормативов запасов топлива, удельного расхода топлива и технологических потерь при передаче тепловой энергии, находится на стадии разработки.

Из информации ООО «Техно-Сервис» от 03.08.2018 года и от 24.08.2018 года следует, что сведения по проведению расчетов нормативного запаса топлива отсутствуют, расчеты нормативного запаса топлива на отопительный период 2018-2019 не утверждены. Наличие неснижаемого нормативного запаса топлива в котельной отсутствует, необходимый запас топлива на 45 дней составляет приблизительно 285 м?.

Как следует из договора поставки дров от 01.05.2014 года, заключенного между ИП ФИО7 и ООО «Техно-Сервис», поставщик обязуется поставить, а покупатель оплатить и принять продукцию в виде дров. Из дополнительного соглашения от 21.08.2018 года к данному договору следует, что ИП ФИО7 обязуется обеспечить запас топлива для ООО «Техно-Сервис» в объеме 300 м?, которые будут храниться на складах поставщика. Он гарантирует обеспечивать бесперебойную поставку топлива по месту нахождения котельной покупателя по адресу: <адрес>, в необходимом объеме по мере потребления.

Согласно ответу администрации Санчурского района на имя ООО «Техно-Сервис» от 05.09.2018 года, предоставить дополнительный земельный участок для складирования дров нет возможности в связи с тем, что земельный участок, смежный с земельным участком, на котором расположена котельная по адресу: <адрес>, находится в частной собственности.

Таким образом, учитывая обстоятельства, установленные судом, анализируя в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку действующее законодательство устанавливает обязанность по определению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии путем проведения расчетов данных нормативов в соответствии с установленным Порядком. Отсутствие указанных расчетов не позволяет определить достаточность имеющихся запасов топлива, что влияет на надежность теплоснабжения потребителей в отопительный период 2018-2019, может привести к несанкционированному ограничению или прекращению подачи тепловой энергии потребителям, поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также нормальную деятельность организаций - потребителей тепловой энергии. Расчеты нормативов запасов топлива на котельной, обслуживаемой ООО «Техно-Сервис» не произведены, а также отсутствует неснижаемый нормативный запас топлива котельной, при таких обстоятельствах на ответчика следует возложить обязанность как по проведению расчетов нормативов запасов топлива, так и по обеспечению неснижаемого нормативного запаса топлива котельной. Нормативы запасов топлива на котельной, обслуживаемой ООО «Техно-Сервис», следует утвердить в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Доводы представителя ответчика о трудном финансовом положении организации, об отсутствии дополнительного земельного участка для размещения неснижаемого нормативного запаса топлива на принятое судом решение не влияют.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден силу ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку требования прокурора удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Санчурского района Кировской области удовлетворить.

Возложить на ООО «Техно-Сервис» обязанность обеспечить проведение расчетов нормативного запаса топлива с утверждением его в установленном законом порядке на отопительный сезон 2018-2019.

Возложить на ООО «Техно-Сервис» обязанность по созданию неснижаемого нормативного запаса топлива котельной, расположенной по адресу: <адрес>

Взыскать с ООО «Техно-Сервис» в бюджет Санчурского муниципального района Кировской областигосударственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Санчурский районный суд с момента изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2018 года.

Судья О.А. Трушкова

На момент публикации решение не вступило в законную силу.

Судебный акт для опубликования на официальном сайте.