ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/80/2015 от 19.06.2015 Нолинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-2/80/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Нема Кировской области 19 июня 2015 года

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Шуткиной Л.В.,

при секретаре Логиновой Е.Г.,

с участием помощника прокурора Немского района Кировской области Чиркова Р.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация Архангельского сельского поселения <адрес>» об обязании обеспечить уплату налогов и сборов физическими лицами через кассу администрации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Немского района Кировской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Архангельского сельского поселения об обязании обеспечить уплату налогов и сборов физическими лицами через кассу администрации, обосновывая исковые требования тем, что в результате проверки установлено нарушение ответчиком законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом, при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Пунктом 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации, взимание платы за прием денежных средств не допускается.

На территории Архангельского сельского поселения отсутствует постоянно действующее отделение какого-либо банка. Мобильный офис Сбербанка России работает в <адрес> лишь по вторникам с 9:00 часов до 17:00 и субботам с 9:00 до 13:00, что не позволяет обеспечить соблюдение прав налогоплательщиков данного поселения на своевременную оплату налогов и сборов, в связи с чем, они вынуждены оплачивать местные налоги и сборы в других населенных пунктах, что влечет дополнительные расходы.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 133-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Вопросы введения платежей в порядке самообложения решаются на местном референдуме.

В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение, принятое на референдуме, является обязательным для всех жителей муниципального образования.

Вместе с тем для реализации принятого на местном референдуме решения о введении самообложения граждан администрацией Архангельского сельского поселения создаются дополнительные обременения, поскольку уплатить такой платеж имеется возможность посредством банка либо организации федеральной почтовой связи, где за внесение указанного обязательного платежа взимается дополнительная комиссия. Данное обременение препятствует гражданам в реализации решения, принятого на референдуме.

Отсутствие возможности уплаты налогов, сборов и местных платежей через кассу администрации Архангельского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц и приводит к наложению дополнительных обременений на налогоплательщиков.

На основании изложенного, просит обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Архангельского сельского поселения <адрес>» обеспечить возможность уплаты налогов и сборов с физических лиц через кассу администрации Архангельского сельского поселения <адрес> на территории муниципального образования в соответствии с требованиями п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Чирков Р.Э. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика, глава администрации Архангельского сельского поселения ФИО5 с исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что в <адрес> функционирует передвижной пункт кассового обслуживания Кировского отделения ОАО «Сбербанк России», который согласно гл. 1 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)» является структурным подразделением банка, организованным на базе автотранспортного средства. Также ежедневно, в рабочие дни с 8.00 до 17.00 часов работает проект «Электронная деревня», находится в здании администрации Архангельского сельского поселения. В случае затруднений в пользовании электронной системой Сбребанк ОнЛайн, сотрудник администрации всегда помогает осуществить платеж, поэтому проблем у населения с оплатой налогов и других платежей не возникает.

Работа стационарного банка приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ года, информации о закрытии банка на территории данного сельского поселения не поступало. Поскольку в <адрес> имеется структурное подразделение ОАО «Сбербанк России», требования п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ применены быть не могут.

В своей деятельности по решению вопросов местного значения администрация Архангельского сельского поселения не использует наличные расчеты, поэтому кассы не имеет. Для функционирования кассы, как минимум необходимо принять на работу специалиста с выплатой заработной платы (<данные изъяты> рублей в год с отчислениями в Фонды), провести мероприятия по технической укрепленности помещения кассы, оборудовать сейфом для хранения денег, аппаратом для проверки подлинности денежных купюр, заказать в типографии изготовление бланков квитанций, что повлечет расходы в размере не менее <данные изъяты> рублей. Бюджетом Архангельского сельского поселения на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов данные расходы не предусмотрены.

В ближайшее время администрацией Архангельского сельского поселения планируется заключить дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Россельхозбанк» об осуществлении информационного взаимодействия, в соответствии с которым физические лица, проживающие в Архангельском сельском поселении <адрес> смогут оплачивать налоговые и другие платежи, в том числе по самообложению, в любом отделении ОАО «Россельхозбанка» <адрес> без взимания комиссии. Также достигнута договоренность с ФГУП «Почта России» о заключении договора о приеме платежей по самообложению от физических лиц в отделениях почтовой связи без комиссионных платежей. В настоящее время документы находятся на согласовании в указанных организациях.

Определениями Нолинского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований привлечены департамент финансов <адрес>, МКУ «Финансовое управление администрации <адрес>.

Представитель третьего лица - департамента финансов <адрес> в судебное заседание не явился. Представитель департамента по доверенности ФИО6 просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. В отзыве указывают, что п. 4 ст. 58 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, при отсутствии банка уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Полагают, что прокуратура Немского района не в полной мере использовала полномочия, предоставленные ей Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" по защите неопределенного круга лиц. В плане понуждения Управления федеральной почтовой связи Кировской области, филиал ФГУП Почта России к исполнению обязанностей по приему налоговых платежей от физических лиц, предусмотренных положением ч. 4 ст. 58 НК РФ о том, что при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через организацию федеральной почтовой связи, которые обязаны принимать налоговые платежи.

На основании изложенного, просят привлечь в качестве соответчика по данному делу Управление федеральной почтовой связи <адрес>, филиал ФГУП Почта России, расположенный по адресу: <адрес>.

<данные изъяты>

В дополнении к отзыву представитель ФИО6 указывает, что департамент финансов <адрес> поддерживает доводы МКУ «Финансовое управление администрации <адрес>».

Представитель третьего лица МКУ «Финансовое управление администрации <адрес>» ФИО7 с исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что поскольку в <адрес> функционирует передвижной пункт кассового обслуживания Кировского отделения ОАО «Сбербанк России», который является внутренним структурным подразделением банка, организованным на базе автотранспортного средства, оснований для возложения на администрацию Архангельского сельского поселения обязанности по приему налогов и сборов от физических лиц, не имеется.

Кроме того, бюджет Архангельского сельского поселения <адрес> является дотационным, предельная численность работников администрации Архангельского сельского поселения утверждена постановлением <адрес>, создать новое рабочее место и принять на него работника - кассира, у администрации Архангельского сельского поселения возможности не имеется. Поскольку здание администрации Архангельского сельского поселения не отвечает требованиям о технической укрепленности, более 3000 рублей в кассе хранить недопустимо, потребуется ежедневно сдавать денежные средства из кассы в отделение банка, в данном случае перевозить деньги в дополнительный офис Кировского отделения ОАО «Сбербанк России» <адрес>, что повлечет дополнительные бюджетные расходы. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, представителя третьего лица ФИО7, исследовав материалы дела, суду приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В ходе проведенной прокуратурой Немского района проверки установлено, что мобильный офис Сбербанка России работает в <адрес> по вторникам с 9.00 до 17.00 и субботам с 9.00 до 12.30 часов, что не позволяет обеспечить соблюдение прав налогоплательщиков Архангельского сельского поселения на своевременную уплату налогов и сборов, они вынуждены производить платежи в других населенных пунктах, что влечет дополнительные расходы.

Вместе с тем в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы приема платежей от населения в счет уплаты налогов и сборов к вопросам местного значения поселений не отнесены.

В силу ч. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств;

представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Из буквального толкования данной нормы следует, что обязанность местной администрации принимать от физических лиц наличные деньги для оплаты налогов и сборов, является отдельным государственным полномочием, но только в случае отсутствия банка.

В судебном заседании установлено и не оспаривается прокуратурой Немского района что на территории Архангельского сельского поселения <адрес> работает передвижной пункт кассового обслуживания (ППКО) еженедельно по вторникам с 9.00 до 16.30 (обеденный перерыв с 12.00 до 13.00) и субботам с 9.00 до 12.30 часов.

По информации Кировского отделения ОАО «Сбербанк России» ввиду отсутствия в сельских населенных пунктах охраняющих организаций, готовых взять на себя обязательства по охране банкоматов с учетом существующих требований, в <адрес> в декабре 2014 года работа филиала Кировского отделения ОАО «Сбербанк Росии» приостановлена. Одновременно организованы альтернативные формы обслуживания населения: передвижной пункт кассового обслуживания (ППКО) и проект «Электронная деревня».

Мобильный офис позволяет совершать полный перечень операций, который ранее был доступен для клиентов в стационарном подразделении банка, а именно: прием (выдача) валюты Российской Федерации по ранее заключенному с физическим лицом договору банковского счета, договору банковского вклада в валюте Российской Федерации, включая начисленные (причисленные) проценты; прием (выдача) валюты Российской Федерации для зачисления на счета (со счетов) физических лиц с использованием платежных карт; прием (выдача) валюты Российской Федерации при осуществлении переводи денежных средств на территории Российской Федерации по распоряжению физическою лица без открытия банковского счета, в том числе для оплаты штрафов, налогов, сборок, пошлин, коммунальных и иных платежей; прием валюты Российской Федерации при осуществлении перевода денежных средств из Российской Федерации по поручению физического лица без открытии банковского счета; выдача валюты Российской Федерации по договорам о пенсионном обеспечении и ни договорам на выполнение государственных программ по выплате государственных пособии и компенсаций населению в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача валюты Российской Федерации по переводам в Российскую Федерации, денежных средств без открытия банковского счета; прием валюты Российской Федерации в счет погашения задолженности перед банком по кредиту (займу) и уплаты процентов за пользование им; заключение договора банковского счета, договора банковского вклада, идентификация клиентов - физических лиц, их представителей, выгодоприобретателей, прием документов, необходимых для открытия (закрытия) банковского счета, счета ни вкладу, и распоряжений физического лица в отношении средств на указанных счетах проверка надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности.

С помощью проекта «Электронная деревня» имеется возможность выхода на сайты государственных услуг Кировской области, доступ к удаленным банковским сервисам, посредством услуги Сбербанк ОнЛайн (возможность осуществления безналичных платежей и переводом, открытие вкладов ОнЛайн). Рабочее место организовано по адресу: <адрес>, режим работы: понедельник, среда, четверг, пятница с 08:00 до 15:00(перерыв с 12:00 до 12:30).

Операционно-кассовое обслуживание жителей Архангельского сельского поселения <адрес> осуществляется сотрудником передвижного пункта Кировского отделения № 8612, который имеет возможность осуществлять операции по оплате налогоплательщиками любых налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством.

В связи с организацией регулярного банковского обслуживания жителей Архангельского сельского поселения <адрес> посредством передвижного пункта Кировского отделения № 8612, возобновление работы операционной кассы Кировского отделения не планируется (л.д. 3, 62).

В соответствии с п.п. 1.1 гл. 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 22.07.2013 года № 3028-У «О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)» банк вправе открывать передвижной пункт кассовых операций (ППКО), который является его внутренним структурным подразделением, организованным на базе автотранспортного средства.

Таким образом, установлено, что на территории Архангельского сельского поселения функционируют: внутреннее структурное подразделение на базе автотранспортного средства - передвижной пункт кассового обслуживания (ППКО) и проект «Электронная деревня», посредством использования которых налогоплательщики муниципального образования Архангельское сельское поселение <адрес> не лишены права на своевременную оплату налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, в связи с чем, доводы прокурора суд считает несостоятельными, поэтому полагает правильным в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований прокурору Немского района Кировской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Нолинский районный суд.

Мотивированное решение составлено 19.06.2015 года.

Судья Л.В. Шуткина