Дело № 2-2/88/2016 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2016 года г. Белая Холуница Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Рыбакова Н.Ю.,
при секретаре Михалевой Л.Г.,
с участием истца Носковой А.А., представителя истца по устному ходатайству Носкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носковой А.А. к Кировскому филиалу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» об обязании произвести перерасчет внесенных платежей за электроэнергию, обязании учитывать в расчетах понижающий коэффициент, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Носкова А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Кировскому филиалу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», указав в обоснование, что Носковой А.А., собственницей жилого дома по адресу: <адрес>, был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям». В соответствии с п. 1.1. договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома с электроплитой. В соответствии с актом о выполнении технических условий сетевой организацией была проведена проверка выполнения технических условий. Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. На основании абз. 2 п. 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. Указывает, что за потребленные <данные изъяты> Кватт/час истцом оплачено <данные изъяты> руб., в то время как с применением понижающего коэффициента 0,7 должна заплатить <данные изъяты> руб., что на <данные изъяты> руб. превышает ее обязательства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к руководителю Белохолуницкого офиса продаж и обслуживания клиентов ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» с просьбой произвести перерасчет платежей и в дальнейшем применять в расчетах понижающий коэффициент 0.7. В просьбе было отказано на том основании, что не доказан факт наличия у дома стационарной электроплиты. Было предложено доказать наличие электроплиты в «установленном» порядке, предоставить следующие документы: 1.Заявление, содержащее просьбу о применении тарифа; 2.Технический паспорт, или иной документ оформленный Кировским филиалом ФГУП «Росинвентаризация-Федеральное БТИ» с отметкой о наличии электроплиты; 3.Документ на право собственности; 4.Решение уполномоченного органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения в связи с установкой ЭНУ; 5.Акт приемной комиссии, подтверждающий завершение переустройства. Считает, что «установленный» порядок доказывания наличия электроплиты вступает в противоречие с абз. 2 п. 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614. Поскольку отсутствие централизованного газоснабжения в Белой Холунице это общеизвестный факт, считает, что ответчик обязан выполнить процедуру, определенную законом, а не навязывать свой способ доказывания наличия электроплиты.
Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет внесенных платежей за электроэнергию с учетом понижающего коэффициента 0.7; сумму переплаты в размере <данные изъяты> руб. зачесть в счет будущих платежей по договору электроснабжения; учитывать в расчетах за потребленную электроэнергию понижающий коэффициент 0.7.; взыскать с ответчика штраф в размере <данные изъяты>% от суммы переплаты; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В своих письменных дополнениях к исковому заявлению Носкова А.А. указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1231 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения», и позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением, проживающим в сельских заселенных пунктах, а также городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Действие Постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 было упразднено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N614. Постановлением от 22 июля 2013 г. N614 утверждалось Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), которым устанавливалась социальная норма потребления электроэнергии лишь в отдельных субъектах РФ (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская область, Нижегородская область, Орловская область, Ростовская область). С 01.07.2016 социальная норма потребления электроэнергии будет применяться во всех регионах России (п. 6 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N614). Кроме определения социальной нормы потребления электроэнергии Положением регулируется стоимость электрической энергии, эти нормы Положения действуют для потребителей во всех регионах РФ с момента вступления в силу Постановления №614, то есть независимо от участия региона РФ в пилотном проекте. Считает, что норма, установленная в абз. 2 п. 34 Положения обусловлена именно особенностью положения населения, проживающего в жилых помещениях, оборудованных стационарными электроплитами, являющимися, по существу, единственным доступным способом приготовления пищи, как необходимого условия жизнедеятельности каждого человека. В этой связи отсутствие централизованного газоснабжения дома истицы является основанием к удовлетворению права пользоваться необходимой для жизнедеятельности электроэнергией на специальных условиях, установленных законодательством в сфере ценообразования. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» занимает доминирующие положение, в связи с чем на его деятельность распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе путем осуществления действий, создающих угрозу нарушения интересов других лиц.
Согласно письменному отзыву ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. У истца отсутствует право требования использовать при расчётах за электроэнергию тариф для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами. Применение льготного тарифа связано не с фактом наличия в доме электроплиты, а с фактом оборудования дома электроплитой в установленном порядке. Требования истца основаны на неверном толковании норм Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, подпункта «д(1)» пункта 33 Правил № 354. Положение № 614 не регулирует порядок применения тарифов на электроэнергию, а определяют положения о социальной норме потребления электрической энергии. Кроме того, расчёты с применением социальной нормы осуществляются в субъектах Российской Федерации, не предусмотренных приложением № 2 к Положению (в том числе Кировская область), - с установленной в решении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) даты начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы (п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614). В настоящее время в Кировской области указанная дата не установлена. Положения о социальной норме потребления электрической энергии в настоящее время в Кировской области не применяются. Истец ошибочно не проводит различия между социальной нормой потребления электрической энергии и понижающим коэффициентом при установлении тарифов. Однако это разные понятия и имеют различный смысл и правовое регулирование. К тому же пункт 34 Положения № 614 также содержит указание на то, что жилое помещение должно быть оборудовано в установленном порядке стационарными электроплитами. Также факт отсутствия централизованного газоснабжения не может иметь значения для рассматриваемого дела. Тарифы, установленные пунктом 1 приложения к Решениям правления региональной службы по тарифам Кировской области от 30.12.2014 № 50/8-ээ-2015 и от 29.12.2015 № 51/11-ээ-2016, применяются во всех случаях, за исключением случаев, указанных в пунктах 2-3 приложения. Т.е. для применения полного тарифа важен не факт наличия газовой плиты, а факт отсутствия электроплиты, установленной в определённом законом порядке. Согласно подпункту «д» пункта 4 Правил № 354 газоснабжение - снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах. Т.е. газоснабжение может осуществляться как с помощью сетей газоснабжения, в том числе через резервуары, так и путём поставки баллонов. Отсутствие сетей природного газа не означает отсутствие иных вариантов газоснабжения, в том числе снабжения сжиженным газом. Истцом не соблюден порядок оборудования дома стационарной электроплитой. Оборудование дома стационарной электроплитой сопровождается двумя процессами - согласование увеличения мощности энергопринимающих устройств и согласование переустройства помещения. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» предложило представить Носковой А.А. технический паспорт (в котором должны отражаться сведения об оборудовании дома электроплитой), а для подтверждения переустройства - решение уполномоченного органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства, т.е. документы, выдаваемые в соответствии с ЖК РФ при проведении переустройства. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» письмом № запросило у администрации Белохолуницкого городского поселения информацию о степени благоустройства жилого дома по адресу: <адрес>, а именно об оборудовании его стационарной электроплитой либо о её отсутствии. В ответ администрацией было сообщено (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№), что собственник жилого дома с заявлением о разрешении проведения переустройства (установки электроплиты) и принятием в эксплуатацию после проведения переустройства (установки электроплиты) в администрацию Белохолуницкого городского поселения не обращался. Таким образом, истцом не соблюдён порядок переустройства жилого помещения, в связи с чем дом не считается оборудованным электроплитой.
В дополнениях к отзыву на исковое заявление ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» указало, что сроки применения социальной нормы приведены истцом по неактуальной редакции, утратившей силу. Распоряжением Губернатора Кировской области от 15.03.2016 № 16 определено, что на территории Кировской области социальная норма потребления электрической энергии (мощности) при расчете размера платы для населения и приравненных к населению категорий потребителей не устанавливается и не применяется. При этом Положение, утверждённое постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, также предполагает, что электроплиты должны быть установлены в соответствии с требованиями законодательства. Самовольная установка стационарных электроплит, в том числе нарушение установленного порядка переустройства жилого помещения, не может повлечь правовых последствий. По вопросу отсутствия централизованного газоснабжения ответчиком представлены доводы в отзыве на исковое заявление. Независимо от ответа АО «Газпром газораспределение Киров», указанные обстоятельства не будут иметь значение для дела, т.к. наличие или отсутствие газовой электроплиты не влияет на используемый тариф, влияет факт оборудования дома в установленном порядке стационарной электроплитой. Кроме того, отсутствие договоров с АО «Газпром газораспределение Киров» не означает, что истец не может приобретать баллонный газ как у указанной организации, так и у других организаций. Ссылка истца в дополнениях к исковому заявлению на антимонопольное законодательство не может иметь значения для указанного дела.
В судебном заседании истец Носкова А.А. и ее представитель по устному ходатайству Носков А.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Ответчик ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела без своего участия.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.
В силу ст. 16 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному обслуживанию, а также основы ценообразования и порядок оплаты указанных услуг.
В пункте 71 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" указано, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделана запись регистрации №, согласно которой Носкова А.А. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: ФИО2<адрес>.
Согласно договору № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между ОАО «Коммунэнерго» и Носковой А.А., сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств дома с электроплитой по адресу: <адрес>.
ОАО «Коммунэнерго» и Носковой А.А. подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон №.
ОАО «Коммунэнерго» и Носковой А.А. подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон №.
ОАО «Коммунэнерго» и Носковой А.А. подписан акт об осуществлении технологического присоединения №.
ОАО «Коммунэнерго» и Носковой А.А. подписан акт о выполнении технических условий №.
Носковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ направлялась руководителю Белохолуницкого офиса продаж и обслуживания клиентов ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» претензия с просьбой произвести перерасчет внесенных платежей за электроэнергию с учетом понижающего коэффициента 0.7.
Согласно ответу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ Носковой А.А. разъясняется установленный порядок установки электрический плит.
Письмом администрации Белохолуницкого городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ по запросу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» сообщается, что индивидуальный жилой <адрес> находится в частной собственности. Собственник жилого дома с заявлением о разрешении проведения переустройства (установки электроплиты) и принятием в эксплуатацию после проведения переустройства в администрацию не обращался, документы по переустройству дома отсутствуют.
Согласно копии технического паспорта дома в нем отсутствуют сведения об оборудовании дома газовой или электрической плитой.
Согласно ответу АО «Газораспределение Киров» филиал в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Носкова А.А. не является абонентом АО «Газораспределение Киров».
Порядок оборудования стационарными плитами установлен Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", в соответствии с которым до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию и согласовать ее, в том числе, с органом государственного энергетического надзора.
Данные условия истцом были соблюдены.
В то же время, по мнению суда, подключение электроплиты является переустройством жилого помещения в силу следующего.
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Документов, подтверждающих соблюдение порядка, установленного ст. 26 ЖК РФ, для переустройства жилого помещения, истец не представил.
Таким образом, истец не представил доказательств, что установка стационарной электрической плиты в его доме произведена в соответствии с действующими нормативными актами.
Установка стационарной электрической плиты не в установленном порядке не может иметь правовых последствий в виде применения понижающего коэффициента 0,7 при расчетах за электроэнергию.
Доводы истца, что понятие переоборудование жилого помещения включает в себя только замену газовой плиты на электрическую, основано на неверном толковании норм права, поскольку и первоначальная установка электрической плиты как действие, влекущее внесение изменений в технический паспорт жилого помещения, является переоборудованием жилого помещения.
Также доводы истца, что согласно абз. 2 п. 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года N614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» основанием для применения социальной нормы является лишь фактическое наличие стационарных электроплит в жилых домах без необходимости наличия документов о переустройстве, необоснованны, поскольку в абз. 1 п. 34 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года N614 также указано, что для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Тем более, что в настоящее время Распоряжением Губернатора Кировской области от 15.03.2016 № 16 определено, что на территории Кировской области социальная норма потребления электрической энергии при расчета платы для населения не устанавливается и не применяется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Носковой А.А. об обязании произвести перерасчет внесенных платежей за электроэнергию, обязании учитывать в расчетах понижающий коэффициент, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Носковой А.А. в удовлетворении иска к Кировскому филиалу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» об обязании произвести перерасчет внесенных платежей за электроэнергию, обязании учитывать в расчетах понижающий коэффициент, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области (непосредственно или в г.Белая Холуница) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.Ю. Рыбаков
Копия верна.
Судья Н.Ю. Рыбаков
Решение в окончательной форме вынесено 13 апреля 2016 года.