Дело № 2-2/98/2022
43RS0025-02-2022-000093-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Нема Кировской области 01 июня 2022 года
Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Василькова Д.С.,
при секретаре Гавриловой Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немского района Кировской области к МО «Немский муниципальный округ Кировской области» в лице администрации Немского муниципального округа Кировской области о возложении определенных обязанностей в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Немского района Кировской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МО «Немский муниципальный округ» в лице администрации Немского муниципального округа Кировской области о возложении определенных обязанностей в сфере законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Исковые требования обосновывает тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст.5, п.1 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», ст.3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президента РФ от 28.11.2014 №Пр-2753, органы местного самоуправления должны разрабатывать и утверждать на муниципальном уровне целевые программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, обеспечивая при этом их реализацию необходимым финансированием из средств соответствующего бюджета.
В нарушение указанных требований законодательства, в муниципальном образовании «Немский муниципальный округ Кировской области» не разработана и не утверждена самостоятельная муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которой было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета муниципального образования.
Имеющаяся в муниципальном образовании подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Немского района на 2020-2025 годы» муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» не является достаточной, не устанавливает финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, а также не содержит сведений о минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
Для устранения выявленных нарушений 27.01.2022 прокуратурой района главе администрации Немского муниципального округа Кировской области внесено представление, но соответствующая муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма не принята.
На основании изложенного просит обязать муниципальное образование «Немский муниципальный округ Кировской области» в лице администрации Немского муниципального округа Кировской области разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
В судебном заседании представитель истца – и.о. прокурора Немского района Дубровин Н.Н. исковые требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации Немского муниципального округа Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К вопросам местного значения муниципального округа в силу п.7.1 ч.1 ст.16 указанного Федерального закона относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.1 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий.
Как определено ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ).
В целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации разработана «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утв. Президентом РФ 28.11.2014 №Пр-2753.
В силу пункта 32 Стратегии к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму на муниципальном уровне относятся: в сфере законодательной деятельности - принятие на муниципальном уровне соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма; в сфере государственной национальной политики - разработка и реализация с участием институтов гражданского общества муниципальных программ по противодействию экстремизму.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса - непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. (абз.2 п. 4 ст. 21 БК РФ).
Частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации (ч.3 ст.179 БК РФ).
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в муниципальном образовании «Немский муниципальный округ» не разработана и не утверждена самостоятельная муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которой было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета муниципального образования. В муниципальном образовании разработана подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Немского района на 2020-2025 годы» муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения», которая не содержит сведений о минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма и не устанавливает финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Указанные нарушения подтверждаются рапортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), согласно которым выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, допущенные администрацией Немского муниципального округа <адрес>.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> главе Немского муниципального округа внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства (л.д.6-7).
Как следует из информации администрации Немского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления, указанные в представлении нарушения законодательства на указанную дату не устранены, принято решение о разработке в срок до ДД.ММ.ГГГГ отдельной муниципальной целевой программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» (л.д.8).
Таким образом, положения Федеральных законов от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» обязывают органы местного самоуправления разрабатывать и утверждать на муниципальном уровне целевые программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, обеспечивая при этом их реализацию необходимым финансированием из средств соответствующего бюджета.
Поскольку в судебном заседании установлено, что предоставленные законом полномочия реализуются администрацией Немского муниципального округа не в полном объеме и учитывая, что основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что может быть достигнуто в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием, а также то, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, суд считает правильным предоставить ответчику разумный срок для исполнения решения – до 01.10.2022 г.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Немского района Кировской области удовлетворить.
Возложить на МО «Немский муниципальный округ Кировской области» в лице администрации Немского муниципального округа Кировской области обязанность в срок до 01.10.2022 года разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Нолинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2022 года.
Судья Д.С.Васильков
Решение03.06.2022