Дело № 2-3-129/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Мещовск 05 апреля 2021 года
Сухиничский районный суд Калужской области
под председательством судьи Калашниковой В.Б.,
при секретаре Архиповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МР «Мещовский район» Калужской области об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
08.02.2021 года ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации ГП «Город Мещовск» Калужской области об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования следующим.
Истец проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Принадлежащая ей квартира находится на втором этаже, является угловой. В настоящее время дом находится в стадии разрушения, ремонт кровли в 2012г. был произведен не качественно, что подтверждается проведенным обследованием. В настоящее время крыша протекает, что приводит к разрушению ее квартиры. Капитальный ремонт дома запланирован на 2038-2040 годы. В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Просит обязать администрацию ГП «Город Мещовск» Калужской области провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. С учетом ликвидации администрации ГП «Город Мещовск» заявленные требования поддерживает к администрации МР «Мещовский район» Калужской области, привлеченной к участию в деле и наделенной правомочиями по решению вопросов отнесенных ранее к компетенции ГП «Город Мещовск». Дополнительно пояснила, что ее многократные обращения к ответчику, в прокуратуру района, государственную жилищную инспекцию по данному вопросу результата не дали. Вопрос о проведении ремонта на общем собрании жильцов дома не ставился.
Представитель ответчика администрации МР «Мещовский район» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что заявленные требования не основаны на законе. Суду пояснил, что в связи с ликвидацией ГП «Город Мещовск» в соответствии с внесенными изменениями в Устав МР «Мещовский район», утв. Решением Районного Собрания МР «Мещовский район» Калужской области от 25.08.2020г. № 422 на основании ст. 33.1 Устава администрация района исполняет в полном объеме полномочия администрации ГП «Город Мещовск». По сути заявленного иска указал, что квартиры в указанном доме приватизированы. Собственниками квартир в доме избрана форма управлении домом -самоуправление. Сведения о подрядчике, который производил ремонт крыши дома в 2012г. отсутствуют. В любом случае истек срок предъявления претензий по качеству произведенных работ. Решение вопроса о проведении ремонта ранее срока запланированного по программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов возможно путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников квартир дома в соответствии с установленным порядком. О порядке решения данного вопроса истцу неоднократно разъяснялось. Обязанность администрации района по проведению ремонта дома в настоящее время не предусмотрена законом.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснила, что она избрана старшей по дому № на <адрес> в <адрес>. Ей известно о проблеме с крышей дома. На общем собрании жильцов дома вопрос о проведении капитального ремонта крыши не ставился. Порядок принятия решений о проведении ремонта дома ей известен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом; при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, уплачивают взносы на капитальный ремонт ( ст. 154 ЖК РФ). Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт крыш, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии со ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременно проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и которыми, в т.ч. устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч.1 ст. 168 ЖК РФ предельные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта РФ, местных бюджетов.
В соответствии с ч.2 данной статьи Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу.
Законом Калужской области от 01.07.2013г. №460-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области» (в редакции от 27.06.2019г.) установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст.3), в соответствии с которым региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, утверждается Правительством Калужской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п.1 ст.1 Закона и плановый год проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ, определенным в п.1 ст.1 Закона (п.3).
Данным законом предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определятся в региональной программа капитального ремонта исходя из следующих критериев: необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном дома, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария) степень физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; срок эксплуатации многоквартирного дома, дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома (п.4 ст.3).
При этом, в силу ч.3 ст. 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства Калужской области от 30.12.2013г. № 753 ( в редакции от 14.01.2021г.) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области на 2014-2043годы в который период проведения капитального ремонта многоквартирного <адрес> в <адрес> установлен в 2038-2040 гг.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме согласно ч.5 ст. 189 ЖК РФ должны быть определены или утверждены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, а также источники финансирования капитального ремонта.
В судебном заседании материалами дела и объяснениями сторон установлено следующее.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построен в 1984 году, наружные и внутренние капитальные стены крупнопанельные, чердачные и межэтажные перекрытия железобетонные, крыша совмещенная, что подтверждается копией технического паспорта.
Из правоустанавливающих документов усматривается, что <адрес> в <адрес> принадлежит истцу на основании договора приватизации, заключенного 05.06.2007г. с <данные изъяты>».
Сведения о передаче жилого <адрес> в <адрес> в собственность ГП «Город Мещовск» отсутствуют.
На момент передачи жилого помещения, принадлежащего истцу в собственность данный жилой дом аварийным, непригодным для проживания либо требующим проведение капитального ремонта не признавался, сведений, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта дома на момент приватизации жилого дома не имеется.
Согласно копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, от 02.06.2016 года, указанный дом передан на самоуправление собственникам квартир дома.
Как следует из показаний истца, представленных истцом доказательств: экспертному заключению ООО «Фактор НК» от 28.01.2020г., фотографий, видеозаписи в квартире истца протекает крыша, что приводит к повреждению имущества, находящегося в квартире. Образование плесени в связи с этим представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в ней лиц.
Как следует из объяснений истца, показаний свидетеля, не опровергается ответчиком в 2012г. был произведен ремонт крыши дома. Однако установить подрядную организацию, производившую ремонт крыши, не представилось возможным ввиду истечения срока хранения документов (договоров).
Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от 28.01.2020г. ремонт кровли был произведен некачественно, с нарушением строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока. Гарантийный срок на выполнение работ по капитальному ремонту, как правило, составляет не более 5 лет. В связи с истечением указанного срока и срока хранения финансовой документации определить подрядчика, а также предъявить претензии по поводу некачественного проведения ремонта не представляется возможным.
Вопрос о проведении капитального ремонта дома на общем собрании собственников квартир многоквартирного жилого дома не рассматривался, истцом, несмотря на неоднократные разъяснения порядка разрешения данного вопроса, не инициировался.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм действующего законодательства, учитывая отсутствие сведений, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта дома момент приватизации квартир в жилом доме; избрание собственниками квартир многоквартирного жилого дома способа управления домом – самоуправление; не принятие истцом мер по постановке вопроса о проведении капитального ремонта дома на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома; истечение срока предъявления претензий к организации, проводившей ремонт крыши дома и отсутствие сведений о ней, основания для возложения обязанности по капитальному ремонту дома на ответчика отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации МР «Мещовский район» Калужской области об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сухиничский районный суд.
Председательствующий В.Б.Калашникова
Решение в окончательной форме принято 08 апреля 2021 года
Председательствующий В.Б.Калашникова