Дело № 2-3-129/2022
64RS0015-03-2022-000216-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 года р.п. Озинки
Ершовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Федорцовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Заграничновой Т.Н.,
с участием представителя истца – прокурора Озинского района Саратовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ помощника прокурора Озинского района Саратовской области Сулина И.А.,
представителя ответчика администрации Озинского муниципального района Саратовской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Озинского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Озинского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать регулярное транспортное обслуживание населения,
установил:
прокурора Озинского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озинского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности, в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу, организовать регулярное транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник». Мотивировал свои требования тем, что по поручению прокурора области была проведена проверка по факту нарушений требований законодательства при обеспечении льготными проездными билетами по вышеуказанному муниципальному маршруту. В ходе проверки установлено, что постановлением главы Озинского муниципального района Саратовской области № 230 от 13 июля 2016 года утвержден муниципальный маршрут № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник», однако по нему перевозка пассажиров в настоящее время не осуществляется, население п. Сланцевый Рудник транспортным обслуживанием не обеспечено. Проводимые администрацией муниципального района конкурсы на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок безрезультативны, вследствие чего согласовать компенсацию недополученных доходов для предоставления льгот с юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту не представляется возможным. Данный факт нарушает права граждан на льготный проезд по единым социальным проездным билетам на муниципальных маршрутах регулярных перевозок (л.д.5-6).
Ответчик с иском не согласился, направил в суд возражения, в которых просил в его удовлетворении отказать в полном объёме. Мотивировал свои возражения тем, что администрацией Озинского муниципального района Саратовской области проведены открытые конкурсы на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулируемых перевозок по нерегулируемым тарифам, в том числе по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник» в 2020 году – протоколы от 18 февраля 2020 года, от 18 мая 2020 года, от 8 сентября 2020 года, от 25 ноября 2020 года; в 2021 году – протоколы от 2 марта 2021 года, от 23 июля 2021 года; в 2022 году – протокол от 18 февраля 2022 года, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок. Постановлением администрации Озинского муниципального района от 10 марта 2022 ода № 77 утверждён план развития регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Озинского муниципального района на 2022-2026 годы. В соответствии с данным планом предполагается изменение вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый, срок проведения закупки работы - 4 квартал 2022 года, дата начала действия муниципального контракта с 1 января 2023 года. Кроме того с ноября 2021 года перевозку пассажиров по маршруту «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник» на заказной основе осуществляет МУП «Озинское». Таким образом ответчиком принимаются все необходимые меры в рамках представленных полномочий для организации транспортного обслуживания населения по маршруту «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник» (л.д.32-35).
Представитель истца по доверенности помощник прокурора Сулин А.И. исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на иск, поддержала и просила в удовлетворении иска отказать в полном объёме, поскольку администрация Озинского муниципального района Саратовской области надлежащим образом исполняет обязанности по организации транспортного обслуживания между поселениями в границах района, а именно: неоднократно проводились конкурсы на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе. В настоящее время в бюджет района не заложена статья расходов на организацию транспортного обслуживания между поселениями в границах района, и отсутствуют заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели в оказании услуг пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам. Ответчиком было приобретено транспортное средство для организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник», которое было передано в безвозмездное пользование Озинскому муниципальному образованию, которым был заключен договор безвозмездного пользования транспортным средством с МУП «Озинское», не имеющего лицензии на осуществление пассажирских перевозок. МУП «Озинское» осуществляет перевозку пассажиров по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник» на заказной основе, которая заключается в осуществлении маршрута только при вызове данного транспортного средства жителями п.Сланцевый Рудник, при условии полного заполнения салона пассажирского автобуса.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебное заседание о времени и месте, которого извещен надлежащим образом, не явился, с ходатайством об отложении дела слушанием не обращался. В предварительном судебном заседании с иском прокурора не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Также пояснил, что пассажирский автобус, приобретенный ответчиком, был передан на баланс муниципального образования, для удешевления себестоимости проездного билета для граждан, в интересах которых и был заключен договор безвозмездного пользования данного автобуса с МУП «Озинское».
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав мнение явившихся в суд участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» установлен льготный проезд в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения для отдельных категорий граждан. При этом в ч. 3 ст. 6 названного Закона предусмотрено, что размер и порядок осуществления расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения, а также перевозки указанных граждан по разовым проездным билетам для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения устанавливаются Правительством области.
В целях реализации права на установление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и в пределах полномочий данного органа определять размер и порядок осуществления расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки пассажиров льготных категорий Правительством Саратовской области принято постановление от 30 декабря 2015 года № 678-П.
В силу п.6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления.
Положения ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Наряду с указанными в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с Уставом Озинского муниципального района Саратовской области создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями в границах района отнесено к полномочиям администрации Озинского муниципального района Саратовской области, как постоянно действующего исполнительно-распорядительного органа (под.6 п.1 ст. 3, ст. 29 Устава, л.д.42-64).
Постановлением администрации Озинского муниципального района Саратовской области от 16 ноября 2016 года № 230 утверждён план развития регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Озинского муниципального района на 2017-2021 года, согласно которому утвержден муниципальный маршрут № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник» по нерегулируемым тарифам, общей протяжённостью маршрута туда и обратно 23 км, ежедневно (л.д.27-31).
Постановлением администрации Озинского муниципального района Саратовской области от 10 марта 2022 года № 77 утверждён план развития регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильным транспортом на территории Озинского муниципального района на 2022-2026 года, согласно которому также утвержден муниципальный маршрут № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник» по нерегулируемым тарифам, общей протяжённостью маршрута туда и обратно 23 км, ежедневно (л.д.36-41).
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (п. 17 ч. 1 указанной статьи).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (п. 18 ч. 1 этой же статьи).
По сведениям главы администрации Озинского муниципального района Саратовской области по состоянию на 1 января 2021 года на территории п.Сланцевый Рудник проживали 1 168 человек (л.д.20).
В 2020 году, в соответствии требованиями ст.ст. 19 и 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией проведено четыре конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, в том числе, и по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник», которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе (л.д.66-93).
В 2021 году, в соответствии требованиями ст.ст. 19 и 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией проведено два конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, в том числе, и по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник», которые также признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе (л.д.94-109).
В 2021 году, в соответствии требованиями ст.ст. 19 и 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией снова проведен один конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, в том числе, и по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник», который признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе (л.д.122-128).
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии заинтересованных хозяйствующих субъектов в оказании услуг пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.
Между тем, альтернативным способом транспортного обслуживания населения является организация пассажирских перевозок с использованием муниципального транспорта.
По данному факту 25 февраля 2022 года прокурором Озинского района Саратовской области в адрес главы администрации внесено представление, однако требования прокурора не исполнены (л.д.17-20).
Доказательств, принятия ответчиком каких-либо действенных мер к изменению ситуации суду не представлено.
Таким образом, фактически на территории Озинского муниципального района не организовано и не осуществляется транспортное обслуживание населения между р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник, как и обеспечение льготных категорий граждан правом проезда на регулярных пассажирских автобусных маршрутах в соответствии с законодательством, на основании проездного документа установленной формы.
Исходя из изложенного, учитывая установленные обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей указанного населенного пункта с р.п.Озинки с учетом фактического расстояния (удаленности) места проживания жителей от административного центра, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия как в доступности посещения ими объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения, так и в льготном проезде, определённой категории граждан, на регулярных пассажирских автобусных маршрутах.
Доводы представителя ответчика о принятии решений о проведении открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по указанному муниципальному маршруту, которые признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок, не подтверждают исполнения возложенной на ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения, и принятия им всех возможных мер, поскольку исполнение возложенной на ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия поданных заявок на участие в аукционе, так как и не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у него финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп. 1 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Однако в судебном заседании из объяснений представителя ответчика следует, что до настоящего времени в бюджет района расходы на организации транспортного обслуживания населения не заложены.
Суд также отклоняет доводы ответчика о наличии заключенного администрацией Озинского муниципального образования Озинского муниципального района Саратовской области с МУП «Озинское» договора № 7 от 15 ноября 2021 года на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник», поскольку из прямого толкования данного договора следует, что его предметом является безвозмездное пользование пассажирским автобусом. Из содержания договора и приложения № 1 к нему, не следует что он заключен с целью осуществления регулярных пассажирских перевозок, в том числе льготных категорий граждан, по маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник». Также в данном договоре нет сведений о наличии у данного хозяйствующего субъекта свидетельства об осуществлении перевозок на пассажирских автобусах, об утвержденных расписании маршрута и стоимости проезда.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку достоверно определить круг лиц, которые фактически проживают в многоквартирных домах п. Сланцевый Рудник и будут проживать в будущее время, не представляется возможным, то прокурором иск обоснованно заявлен в защиту неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным согласиться с доводами истца и установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Озинского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Озинского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать регулярное транспортное обслуживание населения удовлетворить.
Обязать администрацию Озинского муниципального района Саратовской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать регулярное транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту № 401 «р.п.Озинки – п.Сланцевый Рудник».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ершовский районный суд Саратовской области. Мотивированное решение суда изготовлено 29 апреля 2022 года.
Председательствующий Ю.В. Федорцова