№ 2-3-136/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2018 года р.п. Романовка
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Журбенко С.И.,
при секретаре Синельниковой Е.Н.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика и третьего лица ФИО2,
третьего лица ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда Саратовской области гражданское дело по исковому заявлению администрации Романовского муниципального района Саратовской области к ФИО5 о расторжении договора аренды земельного участка,
установил:
Администрация Романовского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с иском к ФИО5 о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, указывая на то, что постановлением администрации Романовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Между администрацией района в лице главы Романовского района (Арендодатель) и ФИО5 (Арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № аренды земельного участка на срок 10 лет. Согласно пункту 1.1 Договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель - земли сельскохозяйственного назначения по адресу <адрес>, кадастровый №, водные объекты, в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемый к настоящему Договору и являющийся его неотъемлемой частью, общей площадью 152 000 кв.м. Вместе с тем, на указанном земельном участке расположен ручей ФИО6. Ручей является правобережным притоком реки Сухой Карай. Река Сухой Карай впадает с правого берега в реку Большой Карай - правобережный приток реки Хопер. Ручей Осиновкий учтен, в реестре Нижне - Волжского бассейнового водного управления, то есть является федеральной собственностью, а спорные земельные участки фактически находятся под водным объектом, принадлежащим Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, относящиеся к государственной или муниципальной собственности. В силу пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В соответствии с пунктами 1, 4 и 5 статьи 7 федерального закона от 03.06.2006 № 73-Ф3 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации). В частях 3 и 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством совместно с соответствующим земельным участком, в границах которого расположены такие водные объекты. Владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 24 Водного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах сделка в соответствии с требования статей 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительна.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании иск просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, третье лицо ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что водный объект на спорном земельном участке является прудом, то есть мелководным водохранилищем площадью не более 1 кв.м., имеет гидротехническое сооружение – плотину, которая до настоящего времени в собственность муниципального образования не оформлена и собственника не имеет, он намерен на пруду заниматься рыборазведением в соответствии с законом об аквокультуре.
В судебном заседании третье лицо ФИО3 просил иск удовлетворить, указав, что на пруд «ФИО6» им ДД.ММ.ГГГГ заключен договор пользования рыбоводным участком.
Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании просил иск удовлетворить, представил возражения, в которых указал, что на спорном водоеме оформлен рыбоводный участок, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№ передан в пользование ФИО7 для осуществления рыбоводства. Согласно редакции статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», действовавшей на момент издания
приказа Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 29 июня 2017 г. № 501 «Об определении границ рыбоводных участков»,
рыбоводные участки формируются на водных объектах за исключением прудов,
обводнённых карьеров, а также водных объектов, используемых в процессе
функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.
Федеральный закон от 01.07.2017 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)» вступил в
силу 12 июля 2017 г.
Вместе с тем, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п.1 ст. 4
Гражданского кодекса Российской' Федерации), поэтому формирование Министерством границ рыбоводного участка на водотоке (ручей) ФИО6, в Романовском районе Саратовской области было правомочным в рамках действующего на тот период времени Российского законодательства.
Указывает представитель третьего лица, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 64:29:020601:123, расположен водный объект, который учтён в Государственном водном реестре Нижне-Волжского бассейнового водного
управления как ручей ФИО6. Данный ручей является правобережным
притоком реки Сухой Карай, которая в свою очередь впадает с правого берега в реку Большой Карай - правобережный приток реки Хопер. Таким образом, ручей
ФИО6 является частью гидрографической сети реки Хопер и относится к
собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации
право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в
границах этого участка водные объекты, если иное не устанавливается законом.
Правовое регулирование использования водных объектов осуществляется
специальными нормами права, утверждёнными Водным кодексом Российской
Федерации (далее - Водный кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса водные объекты за
исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах
земельного участка, находятся в собственности Российской Федерации.
Исходя из частей 2-4 статьи 8 Водного кодекса пруд, расположенный в
границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту
Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу,
юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта
Российской Федерации, муниципального образования, физического лица,
юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пруд может отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и
земельным законодательством. Не допускается отчуждение такого водного объекта
без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен. Данный
земельный участок разделу не подлежит, если в результате такого раздела требуется раздел водного объекта.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Роскадастра
http://roscadastr.com/map/saratovskaya-oblast, водный объект ФИО6 выходит за
границы земельного участка с кадастровым номером 64:29:020601:123 и,
соответственно, не является искусственным водоёмом, со всех сторон
ограниченным береговой линией указанного земельного участка, поэтому действие
части З статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 г. NQ 73-ФЗ «О введении в
действие водного кодекса Российской Федерации» на него не распространяется.
По эти же причинам на указанный земельный участок и ручей ФИО6 не распространяется действие Федерального закона от 01.07.2017 г. N2 143-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)»,
вступившего в силу 12 июля 2017 г.
В силу пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), к землям водного фонда относятся земли: покрытые
поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые
гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что на землях, покрытых
поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно статье 5 Водного кодекса, к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты,
лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоёмы (озёра, пруды,
обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод
(родники, гейзеры); ледники, снежники. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется
Земельным кодексом и водным законодательством.
Как следует из данных, опубликованных на официальном сайте Роскадастра
httр://гоsсаdаstг.соmJmар/sагаtоvskауа-оblаst, спорный земельный участок является
частью ручья ФИО6, находящегося в федеральной собственности.
Фактически на основании Договора аренды ФИО5 представлена в пользование часть водного объекта, который согласно данным
Нижне-Волжского бассейнового водного управления зарегистрирован в
Государственном водном реестре как река, овр. ФИО6 код водного объекта
№.
Вместе с тем, Российская Федерация не наделяла муниципальные образования полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельных участков, включающих в себя земли водного фонда.
Кроме того, согласно Договору аренды разрешённое использование
земельного участка - водные объекты, то есть арендатор использует не земельный
участок, а водный объект. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 9 Водного Кодекса
физические лица, юридические лица приобретают право пользования
поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые
установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным полагает представитель третьего лица, что формирование земельного участка с кадастровым номером 64:29:020601:123 и заключение Договора аренды противоречат статьям 1,5, 8 Водного кодекса и статье 102 Земельного кодекса, даже в том случае, если бы формирование земельного участка и заключение Договора аренды было проведено после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2017 г. NQ 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)».
Ответчик ФИО5, третье лицо - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причина неявки неизвестна.
Выслушав лиц, участвующий в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с нормами статьи 1 Водного кодекса РФ водный объект -природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц п. 14).
На основании статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (части 3 и пункты 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 8 (часть 1) Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в статье 11, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.
Согласно статье 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (часть 1). В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2)
Согласно подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Частями 1, 5 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
Частью 2 статьи 8 Кодекса определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Как следует из частей 3 и 4 статьи 8 Водного кодекса РФ, право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Государственная собственность на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, разграничена в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса РФ», согласно которой:
земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;
земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса РФ» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами в пределах береговой линии.
Исходя из указанной нормы закона, пруд должен представлять собой замкнутый водоем, ограниченный со всех сторон береговой линией.
По смыслу вышеуказанного законодательства, в собственности поселения, муниципального района могут находиться только такие пруды и покрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоемы.
Если пруд расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя, в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса РФ являются федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности.
На основании статьи 31 Водного кодекса РФ сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 Положения № 253 реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российский Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
В силу норм Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 №282, Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации.
Согласно Государственному стандарту Союза ССР 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" водный объект - сосредоточение природных вод из поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима (пункт 6).
Гидрологический режим - совокупность закономерно повторяющихся изменений состояния водного объекта, присущих ему и отличающих его от других водных объектов (пункт 9). Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах (пункт 14).
Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (пункт 15). Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах, и искусственные водоемы - специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности (пункт 18 и примечание к нему). Гидрографическая сеть - совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (пункт 28).
Река - водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло (пункт 21). Озеро - естественный водоем с замедленным водообменном (пункт 176). Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (пункт 175). Пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.м (пункт 176). Пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (пункт 179).
В судебном заседании установлено, подтверждено доказательствами и не оспаривается сторонами, что постановлением администрации Романовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 предоставлен в аренду сроком на 10 лет из государственных земель земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 152000 кв.м, разрешенное использование: водные объекты. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Ограничения в использовании нет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района в лице главы Романовского района (Арендодатель) и ФИО5 (Арендатор) заключен договор № аренды земельного участка на срок 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ договор зарегистрирован в Единым государственным реестре недвижимости за №.
Согласно пункту 1.1 Договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель – земли сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, кадастровый №, водные объекты, в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемый к настоящему Договору и являющийся его неотъемлемой частью, общей площадью 152 000 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО2 заключен договор субаренды спорного земельного участка сроком до ДД.ММ.ГГГГ, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Единым государственным реестре недвижимости за №.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и руководителем Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыбоводству заключен договор от. № на пользование рыбоводным участком, из которого следует, что на спорном водоеме оформлен рыбоводный участок, который передан в пользование ФИО7 для осуществления рыбоводства.
ДД.ММ.ГГГГ истцом за исходящим № было направлено ответчику уведомление о расторжении договора аренды земельного участка, которое согласно почтового уведомления было получено ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, подтверждено сведениями из государственного водного реестра по форме 1,9-гвр «Водные объекты. Изученность», представленными по запросу суда руководителем Нижне-Волжского бассейнового водного управления, на земельном участке с кадастровым №, овр. ФИО6 расположен: тип водного объекта – 21-река, код водного объекта – №, принадлежность к гидрографической единице – ДД.ММ.ГГГГ – Хопер, 2 км по пр. берегу р. Сухой Карай.
Как установлено в судебном заседании, на спорном земельном участке расположен ручей ФИО6, который является правобережным притоком реки Сухой Карай. Река Сухой Карай впадает с правого берега в реку Большой Карай – правобережный приток реки Хопер.
Таким образом, водный объект, расположенный на спорном земельном участке имеет гидравлическую связь с иными водными объектами – рекой Хопер. Данная река находится в собственности Российской Федерации.
Исходя из материалов дела, спорный земельный участок располагается в границах зеркала водного объекта и не имеет береговой линии. Соответственно, в силу закона, указанный участок образованию не подлежал.
Статьей 102 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
При данных обстоятельствах водный объект не может быть квалифицирован как изолированный пруд и в силу закона относится к федеральной собственности.
Действующее законодательство не предусматривает возможности отчуждения (передачи в аренду) земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта.
Частью 1 статьи 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для рыболовства, товарного рыбоводства, охоты, (пункт 10 часть 3 статьи 11 Водного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, договор аренды должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В силу статей 167 и 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку Российская Федерация не наделяла муниципальный орган полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего земли водного фонда, у администрации Романовского муниципального района не имелось полномочий по распоряжению указанным земельным участком путем передачи его в аренду.
Как следует из ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя ответчика и третьего лица ФИО2 о том, что на земельном участке водный объект является прудом и там сделано гидротехническое сооружение, является несостоятельными, так как он основан на неправильном толковании закона и опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным их удовлетворить в полном объёме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление администрации Романовского муниципального района Саратовской области - удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ земельного участка с кадастровым №, заключенным между администрацией Романовского муниципального района Саратовской области и Пальцевым АО.
Расторгнуть договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ земельного участка с кадастровым №, заключенным между администрацией Романовского муниципального района Саратовской области и Пальцевым АО.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости для аннулирования записи о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ земельного участка с кадастровым №, а также записи о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ договора субаренды земельного участка с кадастровым №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения (07 сентября 2018 года).
Судья С.И. Журбенко