ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-188/2022 от 21.06.2022 Калининского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-3-188/2022

64RS0017-03-2022-000312-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» июня 2022 г. р.п.Самойловка

Калининский районный суд (3) в р.п. Самойловка Саратовской области в составе председательствующего судьи Васильевой О.А.,

при секретаре Щербаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества « Авиакомпания « Россия» к Акопян Т.А. о взыскании убытков,

установил:

АО « Авиакомпания « Россия» обратилось в суд с иском к Акопян Т.А. о взыскании убытков, указав, что 22.01.2022 во время подготовки к вылету воздушного судна Боинг-747, регистрационный № EI-XLC, выполнявшего рейс FV5557 по маршруту Москва – Шарм- Эль-Шейх, во время посадки пассажиров, членами кабинного экипажа был выявлен пассажир Акопян Т.А. (согласно посадочному талону занимавшая место 6А), которая нарушала правила поведения пассажиров на борту воздушного судна, а именно: находилась на борту воздушного судна без средств индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушала требования противоэпидемиологического законодательства.

21.04.2020 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации были утверждены «МР 3.1.0173-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Методические рекомендации», согласно п.2.2.1 которых в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях введен масочный режим.

В развитие названных выше мероприятий Минтрансом России 25.05.2020 утверждены Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введенных в условиях COVID-19, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации, которые согласованы руководителем Роспотребнадзора, главным санитарным врачом Российской Федерации 20.05.2020, согласно п.3.1 которых предусмотрено обязательное использование защитных масок и перчаток, обработка рук дезинфицирующими средствами при входе экипажей и пассажиров на борт ВС и в течение рейса, а также установлено, что лица без защитных масок не допускаются на борт воздушного судна.

Указанные действия пассажирки Акопян Т.А. являются нарушением правил поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту ВС АО «Авиакомпании «Россия». О деструктивных действиях пассажирки Акопян Т.А. было доложено КВС, который принял решение об отказе в её перевозке и вызове сотрудников полиции. В связи с нарушением санитарных правил и противоэпидемических требований на борту воздушного судна и в соответствии с правилами авиакомпании в аэропорту «Шереметьево» была передана сотрудникам полиции в линейный отдел полиции в аэропорту Шереметьево.

В результате деструктивных действий Акопян Т.А. произошла задержка вылета вышеуказанного рейса на 52 минут.

Инструкцией по действиям персонала в случае нарушения пассажирами Правил поведения при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» И-ГД-130-17 от 28.11.2017 (далее – Инструкция по работе с деструктивными пассажирами, прилагается) закреплен порядок действий персонала Авиакомпании в случае выявления деструктивных пассажиров. В п. 7.5 Инструкции по работе с деструктивными пассажирами указано, что при выявлении деструктивного пассажира во время стоянки или на этапе руления экипаж действует в соответствии с пунктами 5.3.1 – 5.3.3 указанной Инструкции.

Руководствуясь вышеуказанными положениями старший бортпроводник предпринял действия по прекращению деструктивного поведения указанного пассажира, отказывающегося надеть маску, после чего ему было сделано устное предупреждение (5.3.1 Инструкции). Несмотря на неоднократные замечания сделанные кабинным экипажем, Ответчик проигнорировала требования ношения маски на борту ВС, тем самым нарушила правила поведения на борту.

Поскольку Акопян Т.А. нарушала требования противоэпидемиологического законодательства, командиром воздушного судна было принято решение о вызове полиции и отстранении Акопян Т.А. от полета, о чем был составлен и подписан рапорт о нарушении (пп. 5.3.4, 5.3.5 Инструкции по работе с деструктивными пассажирами).

После снятия пассажирки Акопян Т.А. с борта воздушного судна была окончена посадка пассажиров и рейс был отправлен.

Действия Акопян Т.А. выразившиеся в нарушении требований противоэпидемиологического законодательства, угрожали жизни и здоровью других пассажиров, находящихся на борту.

Совершение Акопян Т.А. деструктивных действий во время посадки на борт ВС, невыполнение законных требований КВС и экипажа являются ненадлежащим исполнением пассажиром своих обязательств по соблюдению федеральных авиационных правил и правил поведения на борту, что повлекло нарушение прав Авиакомпании на беспрепятственное осуществление своей экономической деятельности, а также поставили под угрозу выполнение Авиакомпанией принятых на себя обязательств по перевозке пассажиров рейса ввиду необходимости производства дополнительных процедур по разрешению экстренной ситуации, вызову сотрудников правоохранительных органов и снятию Акопян Т.А. с рейса.

Деятельность перевозчика (лизингополучателя) является предпринимательской, обусловлена разумным ожиданием получения дохода и покрытия соответствующих затрат. Поэтому, факт невозможности использования предмета лизинга (воздушное судно) по вине деструктивного пассажира, является основанием для возложения на него обязанности по возмещению убытков в виде уплаченных лизинговых платежей, поскольку Авиакомпания, задерживая вылет рейса не имеет возможности использовать воздушное судно в коммерческих целях по вине пассажира, неся при этом дополнительные расходы (убытки) по лизинговым платежам.

Убытки по задержке рейса FV5557 по маршруту Москва – Шарм-Эль-Шейх 22.01.2022 на 52 минуты рассчитываются следующим образом.

Воздушное судно Boeing 747 с серийным номером № 27100 (регистрационный номер EI-XLC), выполнявшее рейс 5557 по маршруту Москва – Шарм-Эль-Шейх 22.01.2022, эксплуатируется «Авиакомпания «Россия» на основании договора операционного лизинга.

Лизингодателем по договору является SB Leasing Ireland Limited.

Стоимость арендной ставки за период 31.12.2021 – 30.01.2022 составила 300 000 долларов США (без учета НДС), что в переводе на Российские рубли на дату оплаты составляет 22 048 770 рублей. (Согласно курсу ЦБ на 29.12.2021 курс доллара = 73,4959 рубля).

Расчет убытков производится следующим образом:

1. Месячная арендная ставка делится на количество дней аренды (22 048 770 рублей 84 копеек/ 31 день = 771 250 рублей 65 копеек).

2. Полученную сумму делим на количество часов в одних сутках (771 250 рублей 65 копейки / 24 часа = 29 635 рублей 44 копейки).

3. Полученную сумму разделим на количество минут в одном часе (29 635 рублей 44 копейки / 60 минут = 493 рубля 92 копейки).

4. Таким образом, стоимость 1 минуты арендной ставки воздушного судна Boeing 747 с серийным номером MSN 27100 (EI-XLC) за 22.01.2022 составила 493 рубля 92 копейки.

5. Умножаем стоимость 1 минуты арендной ставки воздушного судна на 52 минуты задержки (493,92 рублей * 52 минут = 25 684 рубля 05 копеек).

Таким образом, убытки авиакомпании по лизинговым платежам составили: 25 684 рубля 05 копеек.

Кроме вышеизложенных убытков Авиакомпания понесла расходы на работу ВСУ (вспомогательная силовая установка) в размере: 22 455 рублей 24 копейки, 4642 рубля 56 копеек расходы по оплате труда экипажа.

Таким образом общая сумма убытков составляет 52 781 рубль 85 копеек (25684,05 + 22455,24 +4642,56).

В связи с изложенным просит суд взыскать с Акопян Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу АО «Авиакомпания «Россия» в качестве возмещения убытков 52 781 рубль 85 копеек, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 1783 рубля.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца – АО «Авиокомпания « Россия» Лёва Ю.Г., просившего об этом в соответствующем заявлении.

Ответчик Акопян Т.А. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.В соответствии со ст. 15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

21.04.2020 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации были утверждены «МР 3.1.0173-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Методические рекомендации», согласно п.2.2.1 которых в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях введен масочный режим.

Согласно указанных мероприятий Минтрансом России 25.05.2020 утверждены Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введенных в условиях COVID-19, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации, которые согласованы руководителем Роспотребнадзора, главным санитарным врачом Российской Федерации 20.05.2020, согласно п.3.1 которых предусмотрено обязательное использование защитных масок и перчаток, обработка рук дезинфицирующими средствами при входе экипажей и пассажиров на борт ВС и в течение рейса, а также установлено, что лица без защитных масок не допускаются на борт воздушного судна.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна вправе в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.

Согласно подп. 1,2,6 п.1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, в том числе в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 ВзК РФ.

Согласно п. 230 ФАП-82, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в том числе в следующих случаях: в случае отказа пассажира воздушного судна выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (подп. 2 п. 230 ФАП-82), в случае нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 ВзК РФ (подп. 6 п. 230 ФАП-82).

В соответствии с п. 4 ФАП-82 перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии с п.5.3 Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия», утв. Приказом №348 от 23.08.2016 (далее – «Правила поведения пассажиров»), которые размещены на официальном сайте Авиакомпании (см. http://rossiya-airlines.com/flight-with-us/on-board/rules_in_flight2/; распечатка прилагается) пассажирам запрещается: создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, жизни, здоровью, чести и личному достоинству других пассажиров и авиаперсонала, а также допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и физическое насилие; находиться в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа.

В связи с тем, что нарушение Правил поведения пассажиров не только угрожает безопасности, снижает комфорт пассажиров, но и приводит к дополнительным нагрузкам для летного и наземного персонала Авиакомпании, Авиакомпания придерживается следующей политики в отношении нарушающих данные Правила пассажиров:

не оставлять без последствий ни одного нарушения Правил поведения с применением соответствующих санкций;

предоставлять летному и наземному персоналу Авиакомпании полномочия, необходимые как для предотвращения нарушений Правил поведения, так и для их пресечения;

оказывать всевозможное содействие правоохранительным органам в привлечении нарушителей порядка к ответственности и применении к ним соответствующих санкций.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела ответчик Акопян Т.А. 22.01.2022 во время подготовки к вылету воздушного судна Боинг-747, регистрационный № EI-XLC, выполнявшего рейс FV5557 по маршруту Москва – Шарм- Эль-Шейх, во время посадки пассажиров, нарушала правила поведения пассажиров на борту воздушного судна, а именно: находилась на борту воздушного судна без средств индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушала требования противоэпидемиологического законодательства.

В связи с указанными действиями ответчика был задержан на 52 минуты рейс FV5557 по маршруту Москва – Шарм-Эль-Шейх 22.01.2022.

Суд соглашается с расчетом убытков предложенной стороной истца в размере 52 781 руб.85 коп., которые подлежат взысканию с ответчика Акопян Т.А., поскольку действия ответчика находятся в причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствия.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

С учетом данных требований закона с ответчика Акопян Т.А. в пользу истца АО « Авиакомпания « Россия» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1783 рубля, факт оплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением № 9879 от 07.04.2022 (л.д. 11).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования АО « Авиакомпания « Россия» к Акопян Т.А. о взыскании убытков удовлетворить.

Взыскать с Акопян Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу АО «Авиакомпания «Россия» в качестве возмещения убытков 52 781 ( пятьдесят две тысячи семьсот восемьдесят один) рубль 85 копеек, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 1783 ( одну тысячу семьсот восемьдесят три) рубля

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд (3) в р.п. Самойловка Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья: О.А. Васильева