ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-25/202064-0004-03-2020-000010-64 от 04.03.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-3-25/2020 64RS-0004-03-2020-000010-64

Решение

Именем Российской Федерации

12.03.2020 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Духовницкого района» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании произвести назначение меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежно выплаты,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Духовницкого района» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании произвести назначение меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежно выплаты.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он более 10 лет проработала медицинским работником, ей назначена пенсия по выслуге лет в сельской местности. Как медицинский работник сельской местности она имеет право на получение денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных слуг в соответствии с законном Саратовской области от 26.11.2009 года № 175- ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих, работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Однако --- года государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Духовницкого района» отказал в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по тем основаниям, что меры социальной поддержки могут быть назначены при соблюдении следующих условий: стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) должен составлять от 10 и более лет, пенсия при наличии такого стажа должна быть оформлена непосредственно по окончании работы в соответствующей должности, истцу назначена пенсия в период работы в должности медицинской сестры в муниципальном учреждении здравоохранения. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права на получение мер социальной поддержки, в связи с чем обратился в суд.

Истец и представитель ответчика ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Духовницкого района» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме (л.д. 28).

Руководствуясь требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, с учетом возражений ответчика, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 1 Закон Саратовской области от 26.11.2009 года N 175-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, электроснабжение, теплоснабжение (в том числе электроснабжение и газоснабжение при отоплении жилых помещений местными отопительными приборами) в объеме установленных нормативов потребления газа, тепловой и электрической энергии на фактически занимаемой общей площади жилого помещения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, обеспечение топливом в пределах нормативов, установленных для продажи населению, в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются следующим категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа): социальные работники, работающие в областных государственных организациях системы социальной защиты.

Согласно части 3 статьи 1 Закона Саратовской области от 26.11.2009г. № 175-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», подпункта 7 пункта 2 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области, от 01.04.2010г. № 105-П, право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги предоставлено гражданам (в том числе и социальным работникам, работающим в областных государственных организациях системы социальной защиты), перешедшим на пенсию при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 10 лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях, организациях здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии, системы социальной защиты. При этом для назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения коммунальных услуг необходимо соблюдение следующих условий: стаж работы гражданина из числа указанных в части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 26.11.2009г. № 175-ЗСО должен составлять 10 лет и более; пенсия при наличии такого стажа должна быть оформлена непосредственно окончании работы в соответствующей должности.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавших Законе Саратовской области от 26.12.2008 года N 365-3CO "О возмещении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и Законе Саратовской области от 12.09.2005 года N 83-3CO "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", которые утратили силу с введением в действие Закона Саратовской области от 26.11.2009 года N 175-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".

Предшествовавший им Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривал защиту прав граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетов закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

Данным Федеральным законом решались задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина повышения материального благосостояния граждан и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации муниципальные образования должны, согласно преамбуле названного закона по замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан; реализовывать принципы поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

В судебном заседании установлено следующее.

--- года ФИО1 была принята в Духовницкую районную больницу на должность медсестры хирургического отделения, что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д.8-9).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.03.2020 года на л.д. 22-23 следует, что Государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Духовницкого района» Министерства труда и социального развития Саратовской области переименовано в государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Духовницкого района» Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области. Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области реорганизовано в Министерство социального развития Саратовской области в соответствии с постановлениями Правительства области от 15.10.2007 года № 337 - 11 «О реорганизации министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области» от 01.11.2007 года № 387 - Ц «Вопросы министерства социального развития Саратовской области». Государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Духовницкого района» Министерства социального развития Саратовской области переименовано в государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр социального обслуживания населения Духовницкого района» Министерства социального развития Саратовской области в связи с изменением типа существующего учреждения по Распоряжению Правительства Саратовской области от 29.12.2010 года № 461- Цр и приказу Министерства социального развития Саратовской области от 30.12.2010 года № 1403. Государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр социального обслуживания населения Духовницкого района» Министерства социального развития Саратовской области переименовано в государственное автономное учреждение Саратовской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Духовницкого района» Министерства социального развития Саратовской области на основании приказа Министерства социального развития Саратовской области от 22.03.2011 года № 260.

Из копии трудовой книжки ФИО1 следует, что она имеет общий стаж работы в сельской местности, работающих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет (л.д. 8-9).

--- года ФИО1 назначена пенсия, что подтверждается копией пенсионного удостоверения № 016491 (л.д.13).

--- года расторгнут трудовой договор между ФИО1 и ФИО2 районной больницей, что подтверждается копией трудовой книжки ФИО1 (л.д. 8-9).

---- года ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» отказано ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по тем основаниям, что меры социальной поддержки могут быть назначены при соблюдении следующих условий: стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) должен составлять от 10 и более лет, пенсия при наличии такого стажа должна быть оформлена непосредственно по окончании работы в соответствующей должности (л.д. 11-12).

Из материалов дела следует, что истец на протяжении более десяти лет работал в областной государственной организации системы социальной защиты в сельской местности в должности социального работника. Истцу трудовая пенсия по старости была назначена во время его работы в качестве социального работника. Истец уходил на пенсию, работая в должности, дававшей ему право на получение указанных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Требуемый трудовой стаж у истца не прерывался.

Положение, сформулированное в приведенных выше нормативных актах о том, что меры социальной поддержки должны предоставляться социальным работникам, работающим в областных государственных организациях системы социальной защиты, перешедшим на пенсию при условии, что пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в данных учреждениях, расположенных в сельской местности не может толковаться ограничительно. Содержание данного положения указывает лишь на то, что такими мерами поддержки могут пользоваться только проживающие в сельской местности социальные работники, работавшие непосредственно перед назначением пенсии в соответствующих учреждениях, расположенных в сельской местности.

Следовательно, право истца на указанные меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, возникшее у него еще в период его работы в указанной должности до ухода на пенсию, впоследствии не подлежит прекращению, независимо от факта продолжения им работы в той или иной должности.

Таким образом, ответчик необоснованно отказал истицу с --- года в выплате и назначении ему мер социальной поддержки по указанным основаниям, поскольку в данном случае отсутствуют правовые основания для отказа ему в праве па получение данных мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах суд, исходя из вышеуказанных норм права, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Духовницкого района» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Духовницкого района» назначить и производить ФИО1 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты с 05.02.2020 года.

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Мотивированное решение по делу изготовлено 19.03.2020 года.

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов