ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-322/2021 от 23.06.2021 Россошанского районного суда (Воронежская область)

Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2021 года,

мотивированное решение составлено 23 июня 2021 года

УИД: 36RS0034-03-2021-0000399-60

РЕШЕНИЕ Дело №2-3-322/2021

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т Подгоренский 23 июня 2021 года

Россошанский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Ендовицкой А.В., при секретаре Клипиной Е.Ю., с участием помощника прокурора Подгоренского района Воронежской области Пивнева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Подгоренского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об обязании организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Подгоренского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об обязании организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды, по тем основаниям, что прокуратурой района на основании обращения ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, по результатам которой установлено, что на территории с. Басовка Витебского сельского поселения отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, при этом органом местного самоуправления меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды не принимаются; жители с. Басовка для удовлетворения личных нужд используют воду из собственных колодцев. Согласно результатам проведенных исследований Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районам пробы питьевой воды, отобранные 18.02.2021 из источников децентрализованного водоснабжения (колодцев) ФИО1 и ряда других жителей поселения, не соответствуют требованиям СанПиН «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и создают угрозу жизни или здоровью человека. Отсутствие у населения с. Басовка ежедневного доступа к воде надлежащего качества нарушает их конституционное право на охрану здоровья. 25.03.2021 прокуратурой района в адрес главы поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере, однако администрацией поселения указанное представление оставлено без удовлетворения по основаниям отсутствия у заявителя прописки на территории с.Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области, хотя данный довод является не состоятельным, так как ФИО1 проживает в жилище на территории с. Басовка на законных основаниях, при этом имея постоянную регистрацию на территорию другого муниципального района Воронежской области, в связи с чем он, как и остальные граждане постоянно или временно проживающие на территории с. Басовка, имеют право на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Кроме того, выводы администрации о неактуальности подвоза воды в связи с длительностью процедуры утверждения тарифа и возможной стоимостью подвозимой воды на уровне аналогичной цене бутилированной воды в торговых точках не могут быть приняты во внимание, поскольку являются субъективными и правового значения для дела не имеют. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 416 подвоз воды населению относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и тариф на подвоз воды. Помимо того, доводы администрации сельского поселения об отсутствии денежных средств на организацию нецентрализованного холодного водоснабжение на соответствующей территории и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, необходимо считать необоснованными, поскольку бесперебойное (ежедневное) обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства и должно быть одним из главным приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.

В судебном заседании помощник прокурора Подгоренского района Пивнев В.А. поддержал заявление прокурора и дал пояснения согласно описательной части решения суда, просит обязать администрацию Витебского сельского поселения организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, по доверенности ФИО2 обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д.30), а также представила в суд отзыв на иск (л.д.31-33),в котором указано, что просят в иске прокурору отказать по следующим основаниям. П.1 ст.2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» закрепляет за сельскими поселениями Воронежской области отдельные вопросы местного значения, в том числе организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация водоснабжения населения. Согласно ст. 2 Устава Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области жителями Витебского сельского поселения являются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на его территории. В с.Басовка зарегистрировано 7 человек, постоянно проживает 6 человек. В летнее время число проживающих увеличивается до 35 человек. ФИО1 не зарегистрирован по адресу: <...> д.ЗЗ, что подтверждается письмом ОМВД России по Подгоренскому району от 19.04.2021 № 2845, соответственно ФИО1 жителем с. Басовки не является. В селе Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области централизованного водоснабжения нет и никогда не было, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Витебского сельского поселения. В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды. Для организации нецентрализованного водоснабжения путем бурения скважины необходимо примерно 10 млн. руб. Для того, чтобы пробурить скважину нужен проект (примерная стоимость 300 тыс. руб.), а исходя из того, что в результате лабораторных исследований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах вода из частных колодцев по микробиологическим показателям не отвечала требованиям гигиенических нормативов у 4-х жителей с. Басовка (завышенная массовая доля нитратов, мутность), то, скорее всего, необходимо будет устанавливать станцию водоподготовки (примерная сумма 10 млн. руб). В бюджете Витебского сельского поселения общая доходная часть составляет 12 711 660,55 рублей, собственные доходы - 1 736 000,00 рублей. В связи с тем, что бюджет Витебского поселения является дотационным, бюджетных денежных средств недостаточно на решение всех вопросов местного значения. Таким образом организовать нецентрализованную систему водоснабжения за счет средств местного бюджета не представляется возможным. Постоянно проживающие жители с. Басовка по организации водоснабжения (в том числе по подвозу воды) не обращались. Жители пользуются собственными колодцами. Жалоб о качестве воды в колодцах не поступало. П. 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что тариф на подвоз воды подлежит государственному регулированию. Соответственно за осуществление подвоза воды будет взиматься плата согласно утвержденному тарифу.

Суд, выслушав пом.прокурора Подгоренского района Пивнева В.А., исследовал материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.4 ст.7 Устава Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. На основании ч.4 ст.2 Федерального закона №416 водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона № 416 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.2 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Согласно пп.«в»,«г»,«д» п.3 указанных Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению- круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1. На основании пп. «а» п.4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. В соответствии с п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п.72 Правил холодного водоснабжения, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторирования, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Согласно п.73 Правил холодного водоснабжения, забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п.74 Правил холодного водоснабжения, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением №1. В соответствии со ст.19 ФЗ от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических потребностей. Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации водоснабжения населения различными способами, с соблюдением основных целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения, изложенных в ст.3 ФЗ №416.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района на основании обращения ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, по результатам которой установлено, что на территории с. Басовка Витебского сельского поселения отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, при этом органом местного самоуправления меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды не принимаются; жители с. Басовка для удовлетворения личных нужд используют воду из собственных колодцев. Согласно результатам проведенных исследований Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районам пробы питьевой воды, отобранные 18.02.2021 из источников децентрализованного водоснабжения (колодцев) ФИО1 и ряда других жителей поселения, не соответствуют требованиям СанПиН «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и создают угрозу жизни или здоровью человека. 25.03.2021 прокуратурой района в адрес главы поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере, однако администрацией поселения указанное представление оставлено без удовлетворения. Отсутствие у населения с. Басовка ежедневного доступа к воде надлежащего качества нарушает их конституционное право на охрану здоровья, поэтому при указанных обстоятельствах требования прокурора Подгоренского района подлежат удовлетворению, при этом суд считает, что решение подлежит исполнению в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Довод представителя администрации об отсутствии у заявителя прописки на территории с.Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области, в данном случае является не состоятельным, так как ФИО1 проживает в жилище на территории с. Басовка на законных основаниях, при этом имея постоянную регистрацию на территорию другого муниципального района Воронежской области, в связи с чем он, как и остальные граждане постоянно или временно проживающие на территории с. Басовка, имеют право на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Кроме того, доводы администрации о неактуальности подвоза воды в связи с длительностью процедуры утверждения тарифа и возможной стоимостью подвозимой воды на уровне аналогичной цене бутилированной воды в торговых точках также не могут быть приняты во внимание, поскольку являются субъективными и правового значения для дела не имеют. В соответствии с ч.1 ст.31 ФЗ №416 подвоз воды населению относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и тариф на подвоз воды. Помимо того, доводы администрации сельского поселения об отсутствии денежных средств на организацию нецентрализованного холодного водоснабжение на соответствующей территории и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку бесперебойное (ежедневное) обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства и должно быть одним из главным приоритетов в деятельности органа местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Подгоренского района Воронежской области удовлетворить.

Обязать администрацию Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ендовицкая А.В.

Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2021 года,

мотивированное решение составлено 23 июня 2021 года

УИД: 36RS0034-03-2021-0000399-60

РЕШЕНИЕ Дело №2-3-322/2021

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т Подгоренский 23 июня 2021 года

Россошанский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Ендовицкой А.В., при секретаре Клипиной Е.Ю., с участием помощника прокурора Подгоренского района Воронежской области Пивнева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Подгоренского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об обязании организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Подгоренского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области об обязании организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды, по тем основаниям, что прокуратурой района на основании обращения ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, по результатам которой установлено, что на территории с. Басовка Витебского сельского поселения отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, при этом органом местного самоуправления меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды не принимаются; жители с. Басовка для удовлетворения личных нужд используют воду из собственных колодцев. Согласно результатам проведенных исследований Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районам пробы питьевой воды, отобранные 18.02.2021 из источников децентрализованного водоснабжения (колодцев) ФИО1 и ряда других жителей поселения, не соответствуют требованиям СанПиН «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и создают угрозу жизни или здоровью человека. Отсутствие у населения с. Басовка ежедневного доступа к воде надлежащего качества нарушает их конституционное право на охрану здоровья. 25.03.2021 прокуратурой района в адрес главы поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере, однако администрацией поселения указанное представление оставлено без удовлетворения по основаниям отсутствия у заявителя прописки на территории с.Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области, хотя данный довод является не состоятельным, так как ФИО1 проживает в жилище на территории с. Басовка на законных основаниях, при этом имея постоянную регистрацию на территорию другого муниципального района Воронежской области, в связи с чем он, как и остальные граждане постоянно или временно проживающие на территории с. Басовка, имеют право на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Кроме того, выводы администрации о неактуальности подвоза воды в связи с длительностью процедуры утверждения тарифа и возможной стоимостью подвозимой воды на уровне аналогичной цене бутилированной воды в торговых точках не могут быть приняты во внимание, поскольку являются субъективными и правового значения для дела не имеют. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 416 подвоз воды населению относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и тариф на подвоз воды. Помимо того, доводы администрации сельского поселения об отсутствии денежных средств на организацию нецентрализованного холодного водоснабжение на соответствующей территории и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, необходимо считать необоснованными, поскольку бесперебойное (ежедневное) обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства и должно быть одним из главным приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.

В судебном заседании помощник прокурора Подгоренского района Пивнев В.А. поддержал заявление прокурора и дал пояснения согласно описательной части решения суда, просит обязать администрацию Витебского сельского поселения организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, по доверенности ФИО2 обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д.30), а также представила в суд отзыв на иск (л.д.31-33),в котором указано, что просят в иске прокурору отказать по следующим основаниям. П.1 ст.2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» закрепляет за сельскими поселениями Воронежской области отдельные вопросы местного значения, в том числе организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация водоснабжения населения. Согласно ст. 2 Устава Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области жителями Витебского сельского поселения являются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на его территории. В с.Басовка зарегистрировано 7 человек, постоянно проживает 6 человек. В летнее время число проживающих увеличивается до 35 человек. ФИО1 не зарегистрирован по адресу: <...> д.ЗЗ, что подтверждается письмом ОМВД России по Подгоренскому району от 19.04.2021 № 2845, соответственно ФИО1 жителем с. Басовки не является. В селе Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области централизованного водоснабжения нет и никогда не было, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Витебского сельского поселения. В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды. Для организации нецентрализованного водоснабжения путем бурения скважины необходимо примерно 10 млн. руб. Для того, чтобы пробурить скважину нужен проект (примерная стоимость 300 тыс. руб.), а исходя из того, что в результате лабораторных исследований территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах вода из частных колодцев по микробиологическим показателям не отвечала требованиям гигиенических нормативов у 4-х жителей с. Басовка (завышенная массовая доля нитратов, мутность), то, скорее всего, необходимо будет устанавливать станцию водоподготовки (примерная сумма 10 млн. руб). В бюджете Витебского сельского поселения общая доходная часть составляет 12 711 660,55 рублей, собственные доходы - 1 736 000,00 рублей. В связи с тем, что бюджет Витебского поселения является дотационным, бюджетных денежных средств недостаточно на решение всех вопросов местного значения. Таким образом организовать нецентрализованную систему водоснабжения за счет средств местного бюджета не представляется возможным. Постоянно проживающие жители с. Басовка по организации водоснабжения (в том числе по подвозу воды) не обращались. Жители пользуются собственными колодцами. Жалоб о качестве воды в колодцах не поступало. П. 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что тариф на подвоз воды подлежит государственному регулированию. Соответственно за осуществление подвоза воды будет взиматься плата согласно утвержденному тарифу.

Суд, выслушав пом.прокурора Подгоренского района Пивнева В.А., исследовал материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.4 ст.7 Устава Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. На основании ч.4 ст.2 Федерального закона №416 водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона № 416 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.2 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Согласно пп.«в»,«г»,«д» п.3 указанных Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению- круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1. На основании пп. «а» п.4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. В соответствии с п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п.72 Правил холодного водоснабжения, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторирования, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Согласно п.73 Правил холодного водоснабжения, забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п.74 Правил холодного водоснабжения, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением №1. В соответствии со ст.19 ФЗ от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических потребностей. Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации водоснабжения населения различными способами, с соблюдением основных целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения, изложенных в ст.3 ФЗ №416.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района на основании обращения ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности администрации Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области, по результатам которой установлено, что на территории с. Басовка Витебского сельского поселения отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, при этом органом местного самоуправления меры к организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды не принимаются; жители с. Басовка для удовлетворения личных нужд используют воду из собственных колодцев. Согласно результатам проведенных исследований Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районам пробы питьевой воды, отобранные 18.02.2021 из источников децентрализованного водоснабжения (колодцев) ФИО1 и ряда других жителей поселения, не соответствуют требованиям СанПиН «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и создают угрозу жизни или здоровью человека. 25.03.2021 прокуратурой района в адрес главы поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере, однако администрацией поселения указанное представление оставлено без удовлетворения. Отсутствие у населения с. Басовка ежедневного доступа к воде надлежащего качества нарушает их конституционное право на охрану здоровья, поэтому при указанных обстоятельствах требования прокурора Подгоренского района подлежат удовлетворению, при этом суд считает, что решение подлежит исполнению в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Довод представителя администрации об отсутствии у заявителя прописки на территории с.Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области, в данном случае является не состоятельным, так как ФИО1 проживает в жилище на территории с. Басовка на законных основаниях, при этом имея постоянную регистрацию на территорию другого муниципального района Воронежской области, в связи с чем он, как и остальные граждане постоянно или временно проживающие на территории с. Басовка, имеют право на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Кроме того, доводы администрации о неактуальности подвоза воды в связи с длительностью процедуры утверждения тарифа и возможной стоимостью подвозимой воды на уровне аналогичной цене бутилированной воды в торговых точках также не могут быть приняты во внимание, поскольку являются субъективными и правового значения для дела не имеют. В соответствии с ч.1 ст.31 ФЗ №416 подвоз воды населению относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и тариф на подвоз воды. Помимо того, доводы администрации сельского поселения об отсутствии денежных средств на организацию нецентрализованного холодного водоснабжение на соответствующей территории и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку бесперебойное (ежедневное) обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства и должно быть одним из главным приоритетов в деятельности органа местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Подгоренского района Воронежской области удовлетворить.

Обязать администрацию Витебского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области организовать водоснабжение жителей с.Басовка с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ендовицкая А.В.

1версия для печатиДело № 2-3-322/2021 ~ М-3-235/2021 (Решение)