ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-34/20 от 29.01.2020 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-3-34/2020

13RS0015-03-2020-000011-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Старое Шайгово

Старошайговского муниципального района

Республики Мордовия 02 октября 2020 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Антоновой А.В.,

при секретарях Шестаковой О.Н., Лушкиной Э.Н.,

с участием:

истца Горбуновой Е.В., ее представителя Емельяновой С.В., представившей ордер № 10 от 29 января 2020 г.

ответчика Тувина Г.А., его представителя по нотариально удостоверенной доверенности 13 АА Тувиной В.Е.,

ответчика – администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Горбуновой Е.В. к Тувину Г.А., администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим, установлении местоположения границ земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительными постановлений администрации района в части утверждения схемы расположения земельных участков,

установил:

Горбунова Е.В. обратилась в суд с иском к Тувину Г.А., администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим, установлении местоположения границ земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительными постановлений администрации района об утверждении схемы расположения земельных участков, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>. Постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 06 августа 2019 г. № 409 истцу утверждена схема расположения земельного участка площадью 3710 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка истца с кадастровым номером площадью 3633,07 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 76,93 кв.м. В государственном кадастровом учете образованного земельного участка площадью 3710 кв.м. регистрационным органом истцу отказано ввиду выявленного пересечения границ со смежными земельными участками с кадастровыми номерами и , принадлежащими ответчику.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. образован на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 путем перераспределения земельного участка ответчика с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 55 кв.м.

В связи с тем, что границы земельного участка истца (с учетом перераспределения) утверждены на схеме расположения земельного участка ранее, чем границы земельных участков ответчика, истец (уточнив и увеличив требования) просит суд:

снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, ул. Советская;

признать отсутствующим право собственности Тувина Г.А. на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>, площадью 20 кв.м., исключить из ЕГРН сведения о его границе от точки 7 <данные изъяты> до точки 8 <данные изъяты> и установить местоположение границы указанного земельного участка в данной части по поворотным точкам 4-5-6-7-8-9-10, координаты которых приведены в Таблице №3 дополнения к заключению экспертов № 48/02-20,

а также признать недействительными:

постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 в части утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории в связи с пересечением его границ с границами земельного участка с кадастровым номером ;

постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 в части утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории в связи с пересечением его границ с границами земельного участка с кадастровым номером , утвержденными постановлением № 409 от 06 августа 2019 г. по точкам A-B-C-B-14-15-16-17-18-19-A, площадью пересечения 20 кв.м.

Истец Горбунова Е.В., ее представитель в судебном заседании заявленные уточненные, увеличенные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Ответчик Тувин Г.А, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Представитель ответчика Тувина В.Е. возражала относительно удовлетворения требований, указав на соблюдение закона при предоставлении ответчику спорных земельных участков и формировании их границ.

Ответчик администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание своего представителя не направил, в письменном заявлении просив суд о его отсутствие, по поводу удовлетворения требований не возразил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

По правилам статьи 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся участников и их представителей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 304 настоящего Кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушении (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.

Как следует из материалов дела, истцу Горбуновой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>, площадью 3633 кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

06 августа 2019 г. постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 409 по заявлению истца утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 3710 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка истца площадью 3633,07 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 76,93 кв.м.

В соответствии с уведомлением Росреестра по Республике Мордовия Горбуновой Е.В. о приостановлении государственного кадастрового учета от 31 декабря 2019 г., государственный кадастровый учет образуемого в результате перераспределения земельного участка приостановлен в том числе в связи с выявленным пересечением границ образуемого земельного участка с границами ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами и .

Постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 по заявлению ответчика Тувина Г.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 4530 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 55 кв.м.

В дальнейшем кадастровым инженером по заказу представителя ответчика подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка ответчика () и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Дата подготовки межевого плана – 09 октября 2019 г.

Кроме того, постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 по заявлению ответчика сформирован земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 195 кв.м. в кадастровом квартале путем образования из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Также по заказу представителя ответчика кадастровым инженером подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Дата подготовки межевого плана – 07 октября 2019 г.

По заявлениям представителя ответчика Тувина Г.А. Тувиной В.Е. от 14 октября 2019 г. земельный участок площадью 195 кв.м., образованный из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельный участок площадью 4530 кв.м., образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 55 кв.м., поставлены на государственный кадастровый учет 18 октября 2019 г. и 17 октября 2019 г. с присвоением кадастровых номеров и соответственно.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральных закона № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

По правилам части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона № 219-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).

Как указано в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. При этом по правилам части 15 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Как следует из заключения экспертов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» № 48/02-20 от 14 июля 2020 г., дополнения к нему, в результате проведенной по делу землеустроительной экспертизы установлено, что границы образованных земельных участков с кадастровыми номерами и имеют наложение на границы земельного участка истца с кадастровым номером , указанные с учетом перераспределения согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 13:18:0123001, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 409 от 06 августа 2019 г.

Границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на границы земельного участка (после перераспределения) в точках 21, 20, A, B, 21 на схеме № 2 (приложение 1 к заключению экспертов). Площадь наложения – 2 кв.м.

Границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на границы земельного участка (после перераспределения) в точках A, B, C, D, 14, 15, 16, 17, 18, 19, A на схеме № 2 (приложение 1 к заключению экспертов). Площадь наложения – 20 кв.м.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой ошибкой.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и , воспроизведена ошибка, содержащаяся в межевом плане от 09 октября 2019 г. и от 07 октября 2019 г. соответственно, возникшая следствие ошибок, содержащихся в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 4530 кв.м., утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 195 кв.м., утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486.

По правилам части 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в том числе, если он осуществляется:

- в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона;

- в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Как указано в частях 14 и 15 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.

Как следует из содержащихся в выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости сведениях о характеристиках объекта недвижимости, права собственности, аренды, другое вещное право в отношении земельного участка с кадастровыми номерами не зарегистрированы.

В свою очередь, как уже указывалось, пункт 2 части 16 статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации предопределяет невозможность утверждения схемы расположения земельного участка в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером произведен при наличии предусмотренного законом обстоятельства, препятствующего такому учету, суд считает необходимым удовлетворить требование истца о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка.

Учитывая отсутствие вещного права ответчика в отношении земельного участка с кадастровым номером , между истцом и ответчиком существует спор о соответствии закону факта внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о сформированном из земель, государственная собственность на которые на разграничена, земельного участка, свободного от чьих-либо прав, в связи с чем, снятие указанного земельного участка с кадастрового учета соответствует позиции, изложенной в пункте 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.

Одновременно суд считает необходимым признать недействительным постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как принятое ответчиком с нарушением законодательного предписания.

Вместе с тем, суд отмечает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером осуществлена государственная регистрации права собственности ответчика Тувина Г.А.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определение от 23 октября 2014 г. №2351-О, определение от 29 мая 2014 г. №1158-О).

Статьей 12 ГК Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.

По смыслу части 1 статьи 196 ГПК Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Истцом и его представителем в судебном заседании поддержано исковое требование о признании отсутствующим права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, , площадью 20 кв.м.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

При этом к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 ГК Российской Федерации).

Учитывая вышеприведенное правовое регулирование прекращение права собственности на часть объекта недвижимости без его раздела невозможно.

Исходя из материалов дела суд приходит к выводу, что фактический материально-правовой интерес истца при оспаривании государственной регистрации права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером заключается в уточнении границ указанного земельного участка с учетом фактически сложившегося землепользования и схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 06 августа 2019 г. № 409.

Как уже отмечалось, исходя из проведенной по делу землеустроительной экспертизы, границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на границы земельного участка истца с кадастровым номером по фактическом пользованию и после перераспределения в точка A, B, C, D, 14, 15, 16, 17, 18, 19, A на схеме (приложение 1 к заключению экспертов). Площадь наложения – 20 кв.м.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой ошибкой.

Проведенной по делу землеустроительной экспертизой определен вариант прохождения границ земельного участка с кадастровым номером с учетом границ земельного участка истца с кадастровым номером , утвержденных постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 06 августа 2019 г. № 409. Предложенный вариант прохождения границ соответствует требованиям частей 8-11 статьи 22 Федерального закона 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Довод представителя ответчика, сводящийся к возможности множественного утверждения схем расположения земельных участков с пересекающимися границами отклоняется как противоречащий статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Также отклоняется его довод о необходимости обслуживания строения, находящегося на границе земельных участков истца и ответчика, поскольку земельным законодательством Российской Федерации такие обстоятельства к безусловным основаниям для приобретения права на земельные участки не отнесены. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорная часть земельного участка исторически находится в фактическим пользовании истца, при этом строение (гараж), о необходимости обслуживания которого заявляет представитель истца, возведено не меже (фактической границе) между земельными участками истца и ответчика. Требования же об установлении сервитута в целях обслуживания строения (гаража) истец и его представитель, ответчик, его представитель не заявляют.

При таких обстоятельствах, установив факт препятствия реализации законных прав истца на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка с учетом границ, определенных утвержденной схемой расположения земельного участка, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца, сводящегося по существу к изменению границ земельного участка ответчика с кадастровым номером для устранения имеющегося пересечения с образованным земельным участком истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить частично исковые требования Горбуновой Е.В. к Тувину Г.А., администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим, установлении местоположения границ земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительными постановлений администрации района в части утверждения схемы расположения земельных участков.

Признать недействительным постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 195 кв.м., сформированный на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486, путем образования из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Признать постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории недействительным в части определения границ образуемого земельного участка.

Отказать в удовлетворении требования о признании отсутствующим права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>, сформированного на основании постановления администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером согласно следующим координатам характерных точек в системе координат СК-13:

X

Y

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.В. Антонова

Мотивированное решение составлено 02 октября 2020 г.

Дело № 2-3-34/2020

13RS0015-03-2020-000011-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Старое Шайгово

Старошайговского муниципального района

Республики Мордовия 02 октября 2020 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Антоновой А.В.,

при секретарях Шестаковой О.Н., Лушкиной Э.Н.,

с участием:

истца Горбуновой Е.В., ее представителя Емельяновой С.В., представившей ордер № 10 от 29 января 2020 г.

ответчика Тувина Г.А., его представителя по нотариально удостоверенной доверенности 13 АА Тувиной В.Е.,

ответчика – администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Горбуновой Е.В. к Тувину Г.А., администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим, установлении местоположения границ земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительными постановлений администрации района в части утверждения схемы расположения земельных участков,

установил:

Горбунова Е.В. обратилась в суд с иском к Тувину Г.А., администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим, установлении местоположения границ земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительными постановлений администрации района об утверждении схемы расположения земельных участков, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>. Постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 06 августа 2019 г. № 409 истцу утверждена схема расположения земельного участка площадью 3710 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка истца с кадастровым номером площадью 3633,07 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 76,93 кв.м. В государственном кадастровом учете образованного земельного участка площадью 3710 кв.м. регистрационным органом истцу отказано ввиду выявленного пересечения границ со смежными земельными участками с кадастровыми номерами и , принадлежащими ответчику.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. образован на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 путем перераспределения земельного участка ответчика с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 55 кв.м.

В связи с тем, что границы земельного участка истца (с учетом перераспределения) утверждены на схеме расположения земельного участка ранее, чем границы земельных участков ответчика, истец (уточнив и увеличив требования) просит суд:

снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, ул. Советская;

признать отсутствующим право собственности Тувина Г.А. на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>, площадью 20 кв.м., исключить из ЕГРН сведения о его границе от точки 7 <данные изъяты> до точки 8 <данные изъяты> и установить местоположение границы указанного земельного участка в данной части по поворотным точкам 4-5-6-7-8-9-10, координаты которых приведены в Таблице №3 дополнения к заключению экспертов № 48/02-20,

а также признать недействительными:

постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 в части утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории в связи с пересечением его границ с границами земельного участка с кадастровым номером ;

постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 в части утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории в связи с пересечением его границ с границами земельного участка с кадастровым номером , утвержденными постановлением № 409 от 06 августа 2019 г. по точкам A-B-C-B-14-15-16-17-18-19-A, площадью пересечения 20 кв.м.

Истец Горбунова Е.В., ее представитель в судебном заседании заявленные уточненные, увеличенные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Ответчик Тувин Г.А, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Представитель ответчика Тувина В.Е. возражала относительно удовлетворения требований, указав на соблюдение закона при предоставлении ответчику спорных земельных участков и формировании их границ.

Ответчик администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание своего представителя не направил, в письменном заявлении просив суд о его отсутствие, по поводу удовлетворения требований не возразил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

По правилам статьи 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся участников и их представителей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 304 настоящего Кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушении (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.

Как следует из материалов дела, истцу Горбуновой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>, площадью 3633 кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

06 августа 2019 г. постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 409 по заявлению истца утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 3710 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка истца площадью 3633,07 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 76,93 кв.м.

В соответствии с уведомлением Росреестра по Республике Мордовия Горбуновой Е.В. о приостановлении государственного кадастрового учета от 31 декабря 2019 г., государственный кадастровый учет образуемого в результате перераспределения земельного участка приостановлен в том числе в связи с выявленным пересечением границ образуемого земельного участка с границами ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами и .

Постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 по заявлению ответчика Тувина Г.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 4530 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 55 кв.м.

В дальнейшем кадастровым инженером по заказу представителя ответчика подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка ответчика () и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Дата подготовки межевого плана – 09 октября 2019 г.

Кроме того, постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 по заявлению ответчика сформирован земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 195 кв.м. в кадастровом квартале путем образования из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Также по заказу представителя ответчика кадастровым инженером подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Дата подготовки межевого плана – 07 октября 2019 г.

По заявлениям представителя ответчика Тувина Г.А. Тувиной В.Е. от 14 октября 2019 г. земельный участок площадью 195 кв.м., образованный из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельный участок площадью 4530 кв.м., образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 4530 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 55 кв.м., поставлены на государственный кадастровый учет 18 октября 2019 г. и 17 октября 2019 г. с присвоением кадастровых номеров и соответственно.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральных закона № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

По правилам части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона № 219-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).

Как указано в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. При этом по правилам части 15 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Как следует из заключения экспертов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» № 48/02-20 от 14 июля 2020 г., дополнения к нему, в результате проведенной по делу землеустроительной экспертизы установлено, что границы образованных земельных участков с кадастровыми номерами и имеют наложение на границы земельного участка истца с кадастровым номером , указанные с учетом перераспределения согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 13:18:0123001, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 409 от 06 августа 2019 г.

Границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на границы земельного участка (после перераспределения) в точках 21, 20, A, B, 21 на схеме № 2 (приложение 1 к заключению экспертов). Площадь наложения – 2 кв.м.

Границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на границы земельного участка (после перераспределения) в точках A, B, C, D, 14, 15, 16, 17, 18, 19, A на схеме № 2 (приложение 1 к заключению экспертов). Площадь наложения – 20 кв.м.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой ошибкой.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и , воспроизведена ошибка, содержащаяся в межевом плане от 09 октября 2019 г. и от 07 октября 2019 г. соответственно, возникшая следствие ошибок, содержащихся в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 4530 кв.м., утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала площадью 195 кв.м., утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486.

По правилам части 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в том числе, если он осуществляется:

- в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона;

- в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Как указано в частях 14 и 15 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.

Как следует из содержащихся в выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости сведениях о характеристиках объекта недвижимости, права собственности, аренды, другое вещное право в отношении земельного участка с кадастровыми номерами не зарегистрированы.

В свою очередь, как уже указывалось, пункт 2 части 16 статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации предопределяет невозможность утверждения схемы расположения земельного участка в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером произведен при наличии предусмотренного законом обстоятельства, препятствующего такому учету, суд считает необходимым удовлетворить требование истца о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка.

Учитывая отсутствие вещного права ответчика в отношении земельного участка с кадастровым номером , между истцом и ответчиком существует спор о соответствии закону факта внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о сформированном из земель, государственная собственность на которые на разграничена, земельного участка, свободного от чьих-либо прав, в связи с чем, снятие указанного земельного участка с кадастрового учета соответствует позиции, изложенной в пункте 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.

Одновременно суд считает необходимым признать недействительным постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как принятое ответчиком с нарушением законодательного предписания.

Вместе с тем, суд отмечает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером осуществлена государственная регистрации права собственности ответчика Тувина Г.А.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определение от 23 октября 2014 г. №2351-О, определение от 29 мая 2014 г. №1158-О).

Статьей 12 ГК Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.

По смыслу части 1 статьи 196 ГПК Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Истцом и его представителем в судебном заседании поддержано исковое требование о признании отсутствующим права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, , площадью 20 кв.м.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

При этом к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 ГК Российской Федерации).

Учитывая вышеприведенное правовое регулирование прекращение права собственности на часть объекта недвижимости без его раздела невозможно.

Исходя из материалов дела суд приходит к выводу, что фактический материально-правовой интерес истца при оспаривании государственной регистрации права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером заключается в уточнении границ указанного земельного участка с учетом фактически сложившегося землепользования и схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 06 августа 2019 г. № 409.

Как уже отмечалось, исходя из проведенной по делу землеустроительной экспертизы, границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на границы земельного участка истца с кадастровым номером по фактическом пользованию и после перераспределения в точка A, B, C, D, 14, 15, 16, 17, 18, 19, A на схеме (приложение 1 к заключению экспертов). Площадь наложения – 20 кв.м.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой ошибкой.

Проведенной по делу землеустроительной экспертизой определен вариант прохождения границ земельного участка с кадастровым номером с учетом границ земельного участка истца с кадастровым номером , утвержденных постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 06 августа 2019 г. № 409. Предложенный вариант прохождения границ соответствует требованиям частей 8-11 статьи 22 Федерального закона 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Довод представителя ответчика, сводящийся к возможности множественного утверждения схем расположения земельных участков с пересекающимися границами отклоняется как противоречащий статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Также отклоняется его довод о необходимости обслуживания строения, находящегося на границе земельных участков истца и ответчика, поскольку земельным законодательством Российской Федерации такие обстоятельства к безусловным основаниям для приобретения права на земельные участки не отнесены. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорная часть земельного участка исторически находится в фактическим пользовании истца, при этом строение (гараж), о необходимости обслуживания которого заявляет представитель истца, возведено не меже (фактической границе) между земельными участками истца и ответчика. Требования же об установлении сервитута в целях обслуживания строения (гаража) истец и его представитель, ответчик, его представитель не заявляют.

При таких обстоятельствах, установив факт препятствия реализации законных прав истца на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка с учетом границ, определенных утвержденной схемой расположения земельного участка, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца, сводящегося по существу к изменению границ земельного участка ответчика с кадастровым номером для устранения имеющегося пересечения с образованным земельным участком истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить частично исковые требования Горбуновой Е.В. к Тувину Г.А., администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на часть земельного участка отсутствующим, установлении местоположения границ земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании недействительными постановлений администрации района в части утверждения схемы расположения земельных участков.

Признать недействительным постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486 в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 195 кв.м., сформированный на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 486, путем образования из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Признать постановление администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории недействительным в части определения границ образуемого земельного участка.

Отказать в удовлетворении требования о признании отсутствующим права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, <адрес>, сформированного на основании постановления администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. № 488.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером согласно следующим координатам характерных точек в системе координат СК-13:

X

Y

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.В. Антонова

Мотивированное решение составлено 02 октября 2020 г.

1версия для печатиДело № 2-3-34/2020 ~ М-3-11/2020 (Решение)