ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-379/2021 от 01.11.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-3-379/2021

УИД 73RS0024-03-2021-000856-40

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 ноября 2021 года с. Большое Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

при секретарях М.А. Алешкиной,

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к ФИО2 о взыскании социальной выплаты

У С Т А Н О В И Л:

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании социальной выплаты, указав, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Постановление), одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильём категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами (действовала на момент обращения гражданина с заявлением о включении последнего в список участников). В декабре 2017 года Постановление утратило силу. На момент заключения соглашения о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2020 год (далее по тексту- Соглашение) и предоставления социальной выплаты ФИО2 действовало Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее по тексту - Программа). В целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой, между Министерством и Администрацией муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее - Администрация) заключено Соглашение от 24.01.2020 № *** о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2020-2022 годы (далее- Соглашение). Согласно Соглашению Министерство перечисляет субсидии в бюджет муниципального образования «Цильнинский район» в объёмах, согласно приложениям *** к Соглашениям, на основании представленной Администрацией заявки на перечисление субсидий. Администрация в рамках данного Соглашения: использует субсидии и средства бюджета муниципального образования; обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий, перечисленных Министерством; обеспечивает перечисление средств областного бюджета Ульяновской области и местного бюджета МО «Цильнинский район» на счета получателей средств, а также на счета исполнителей работ в соответствии с заключёнными муниципальными контрактами в срок не более 30 календарных дней с момента зачисления на счёт; обеспечивает своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство документов и сведений. В соответствии с пунктом 2 указа Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 №57 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области переименовано в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области. На основании указа Губернатора Ульяновской области от 01.08.2018 № 74 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского хозяйства Ульяновской области переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. 20.01.2013, 08.08.2017, 10.10.2018, 03.12.2019 ФИО2 обратился в Администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области с заявлением о включении его и членов его семьи в программу «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденную постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858, государственным заказчиком является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, при этом обязался осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года №598 утверждена целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. Согласно паспорту целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года №598 государственным заказчиком является Министерство сельского хозяйства РФ. 22.06.2020 года в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой ФИО2 с численным составом семьи 5 человек выдано свидетельство №*** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 882 000 рублей. Согласно статье 29 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), (Приложение № *** к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года») жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный органом исполнительной власти. Согласно пункту 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет не более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства. Пунктом 11 раздела II Типового положения срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти). Таким образом, ответчик ФИО2 обязан был распорядиться денежными средствами, находящимися на блокированном счете, открытом в АО «Россельхозбанк» еще в июне 2021 года. Однако, до настоящего времени денежные средства, полученные ФИО2 в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности не сняты с блокированного счета, открытого в АО «Россельхозбанк». Срок расходования социальной выплаты на основании свидетельства №*** от 22.06.2020 года составляет 1 год с момент выдачи свидетельства. 22.06.2021 Министерством в адрес ФИО2 направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счёт социальной выплаты на улучшение жилищных условий в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве №*** от 22.06.2020 года ФИО2 не представлены, тем самым последним нарушены условия, предусмотренные пунктом 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» и пунктом 30 Типового положения, согласно которому жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленных нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации. При подаче заявления на включение ФИО2 в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий, последний был ознакомлен с условиями предоставления социальной выплаты и сроках предоставления документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств, о чём на оборотной стороне заявления в графе ознакомлен с условиями имеется подпись ФИО2 с расшифровкой. Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает возможность возврата в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Кроме того, Типовым положением предусмотрено, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность. В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 № 97-П, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) обеспечивает возврат субсидий. Просил взыскать со ФИО2 денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 882 000 руб. в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, как главного распорядителя бюджетных средств.

Представитель истца Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, уточнив, что со ФИО2 следует взыскать 882 000 рублей, из которых: 26 460 руб. 00 коп.- средства бюджета Администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, 653 860 руб. 39 коп.- средства областного бюджета Ульяновской области, 201 679 руб. 61 коп. – средства федерального бюджета. По поводу возражений ответчика в своих письменных пояснениях суду указал, что в своем отзыве ответчик ФИО2 ссылается на то, что его семья продолжает оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указывает, что в период с подачи заявления на улучшение жилищных условий на сельской территории Ульяновской области по настоящее время им был приобретен жилой дом при использовании заемных средств- льготная ипотека от АО «Россельхозбанк» (сельская ипотека), площадью 96 кв.м., жилой- не более 70 кв.м., тем самым полагает, что семья по прежнему нуждается в улучшении жилищных условий. При этом на средства социальной выплаты, полученной 22.06.2020 года, ответчик ФИО2 желает приобрести еще один жилой дом на сельской территории Ульяновской области. Однако, 22.06.2021 года срок использования свидетельства о предоставлении социальной выплаты, направленной на улучшение жилищных условий, истек. Воспользоваться указанными денежными средствами ответчик не может. В соответствии с п. 3 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 31.05.2019 года №696 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту- Положение) социальные выплаты не представляются гражданам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, предоставленных на улучшение жилищных условий. В соответствии с перечнем уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного ипотечного кредитования, утвержденным Центральным банком России, АО «Россельхозбанк» относится к системно значимым кредитным организациям, утвержденным Центральным банком России в соответствии с Указанием от 22.07.2015 №3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций». Кроме того, согласно пункту 13 Положения социальная выплата не может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), по которым в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества «ДОМ.РФ». По данной категории дел сложилась судебная практика об удовлетворении исковых требований о взыскании субсидий в связи с неоформлением прав собственности в установленный срок, а также в связи с пропуском срока использования средств социальной выплаты, срока действия свидетельства.

Ответчик ФИО2, привлеченная в качестве третьего лица ФИО3, представляющие свои интересы, а также, как законные представители, интересы привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц несовершеннолетних детей: С.Т.Е., С.В.Е., С.С.Е., исковые требования не признали, пояснив, что на очереди, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, первоначально, будучи не замужем, стояла ФИО4 08.10.2012 года ФИО5 написала ходатайство о выделении земли под строительство на имя Главы МО «Цильнинский район», а также заявление на участие в программе «Социальное развитие села до 2012 года» как молодой специалист, в котором одним из пунктов числилось предоставить разрешение на строительство. После вступления в брак *** они также оставались в статусе нуждающихся. С 2012 по 2020 год они ежегодно предоставляли обновленные пакеты документов в связи с изменений названий программ, изменением численности семьи. В 2017 году ФИО2 написал заявление о переводе очереди в программе на себя. В течение всего этого времени они обращались в Администрацию за получением земли, но землю им так и не выделили. В связи с тем, что не было земли, не выделяли и субсидию. Все это время они проживали на жилплощади родителей. После рождения третьего ребенка они стали остро нуждаться в жилье. Вопрос о предоставлении земли, им, как многодетным, не решался. Только 05.06.2018 года они приобрели в собственность земельный участок. Однако, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не дало им разрешения на строительство, объясняя это тем, что на данный участок градостроительный регламент не установлен. Год они обращались в различные инстанции, прежде чем данное разрешение ими было получено. 18.02.2019 года они обратились в Администрацию МО «Цильнинский район» о выделении им субсидии в 2019 году. В очереди на получение субсидии на строительство жилья они стояли под №1. Однако в 2019 году субсидию им так и не выделили. В 2020 году вопрос с жильем встал еще более остро.17.01.2020 года ФИО2 написал заявление на участие в обновленной программе Министерства сельского хозяйства РФ на строительство жилья, как работник сферы АПК, но условия данной программы по строительству жилья стали практически невыполнимы, и они приняли решение написать заявление на переход в рамках этой же программы на покупку жилья. 04.03.2020 года было написано соответствующее заявление. При этом они оказались четвертые в данной очереди, поэтому им сказали, что субсидию в этом году они снова не получат, т.к. денег выделяют мало. В это же время появилась программа Министерства сельского хозяйства РФ «Сельская ипотека», которая активно начала реализовываться через АО «Россельхозбанк», где на тот момент работала ФИО3 В данной программе не было прописано никаких ограничений в получении данной льготной ипотеки, кроме того, что граждане могут ей воспользоваться только единожды. В конце марта 2020 года ФИО3 обратилась в Администрацию за разъяснением возможности участвовать в этой программе, оставаясь участником программы «Комплексное развитие сельских территорий» «Развитие агропромышленного комплекса сельских территорий регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области», на что ей внятно ничего не ответили. Также не было никакой информации о том, получат ли они субсидию в этом году, или нет, поэтому они приняли решение участвовать в «Сельской ипотеке». Преимущество данной программы для них- приобретение дома. Другие банковские программы были направлены только на приобретение квартир. С большим трудом им удалось найти жилой дом площадью не менее 96 кв.м., как это требовалось по условиям данной программы для их семьи. Они заключили договор купли-продажи и 06.06.2021 года получили документы о регистрации права собственности. В начале июня 2020 года информацию о получателях субсидии им так и не предоставили, а 17.06.2020 года им сообщили, что их внесли в списки получателей субсидии. Никакой информации относительно возможности воспользоваться в такой ситуации данными деньгами от специалистов Администрации они так и не получили. Деньги в сумме 882 000 руб. были перечислены на блокированный счет на имя ФИО2, где находятся по настоящее время. Они хотели погасить этими деньгами часть ипотеки, но оказалось, что это сделать невозможно. Тогда они стали срочно подыскивать жилье для его приобретения с помощью этих средств, но им было сказано, что если они даже найдут такое жилье и представят документы, то им будет отказано в распоряжении субсидией. Считают, что их права и интересы и права и интересы их детей грубо нарушены. За все время, пока они стояли на очереди им, как многодетной семье, так и не были предоставлены полагающиеся им льготы и социальная помощь. Приобретенное ими жилье не решило проблемы нуждаемости в нем, поскольку имеющаяся жилая площадь для их семьи маловата Кроме того, жилье приобретено на кредитные средства, которые необходимо вернуть и права их детей остаются незащищенными. Их семья остро нуждается в выделенной им субсидии.

Представители третьих лиц МУ «Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области, Финансовое управление Администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа), одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильём категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой, между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и Администрацией муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее - Администрация) заключено Соглашение от 24.01.2020 № *** о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2020-2022 годы (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 2 Указа Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 № 57 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области переименовано в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области от 01.08.2018 № 74 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского хозяйства Ульяновской области переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

Постановлением администрации муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 05.03.2008 №*** Кузьмина (в браке- ФИО7) А.В. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

22.01.2013 года ФИО3 обратилась в Администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» путем строительства индивидуального жилого дома.

08.08.2017 года ФИО3 обратилась с заявлением о передаче очереди на улучшение жилищных условий своему супругу ФИО2

В последующем ФИО2 изменил желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома на приобретение жилого помещения, о чем 04.03.2020 года написал соответствующее заявление в Администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

22.06.2020 года ФИО2 с численным составом семьи 5 человек, в том числе помимо самого ФИО2 членов семьи: ФИО3 (жены), С.Т.Е. (дочь), С.В.Е. (сын), С.С.Е. (сын), выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях в Ульяновской области №***, по которому он получил социальную выплату в размере 882 000 рублей на приобретение жилого помещения.

Денежные средства перечислены ФИО2 на основании платежного поручения №*** от 26.06.2020 года в сумме 882 000 руб. 00 коп.

В соответствии с Пунктом 12 гл. II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - Приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 № 717 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, связанных с получением социальной выплаты) (далее по тексту Типовое положение), установлено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Согласно Пункта 29 гл. II Типового положения, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

Согласно п.2.3. Постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014г № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, связанных с получением социальной выплаты), в срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности: при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, - не более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства; при получении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Срок действия Свидетельства № *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ФИО2 до 22.06.2021 года.

Денежные средства продолжают находиться на блокированном счете ФИО2, открытом в АО «Россельхозбанк».

Срок расходования социальной выплаты, предоставленной на основании свидетельства №*** от 22.06.2020 года, истек.

22.06.2021 Министерством в адрес ФИО2 направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счёт социальной выплаты на улучшение жилищных условий в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве №*** от 22.06.2020 года ФИО2 не представлены, тем самым последним нарушены условия, предусмотренные пунктом 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» и пунктом 30 Типового положения, согласно которому жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленных нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации.

При подаче заявления на включение ФИО2 в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий, последний был ознакомлен с условиями предоставления социальной выплаты и сроках предоставления документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств, о чём на оборотной стороне заявления в графе ознакомлен с условиями имеется подпись ФИО2 с расшифровкой.

Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает возможность возврата в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Кроме того, Типовым положением предусмотрено, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 № 97-П, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) обеспечивает возврат субсидий.

Помимо этого, необходимо учесть следующие обстоятельства.

Как было установлено в судебном заседании, 19.05.2020 года ФИО3 и ФИО2 приобрели в общую совместную собственность жилой дом по адресу: *** с использованием заемных средств, предоставленных АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в рамках «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных расходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 года № ***, о чем указано в Кредитном договоре №*** (индивидуальные условия кредитования) от 18.05.2020 года.

В соответствии с п. 3 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 31.05.2019 года №696 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту- Положение) социальные выплаты не представляются гражданам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, предоставленных на улучшение жилищных условий.

В соответствии с перечнем уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного ипотечного кредитования, утвержденным Центральным банком России, АО «Россельхозбанк» относится к системно значимым кредитным организациям, утвержденным Центральным банком России в соответствии с Указанием от 22.07.2015 №3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций».

Кроме того, согласно пункту 13 Положения социальная выплата не может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), по которым в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества «ДОМ.РФ».

На момент заключения соглашения о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2020 год (далее по тексту- Соглашение) и предоставления социальной выплаты ФИО2 действовало Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее по тексту - Программа).

Одним из условий, при которых возникает право на получение социальной выплаты, согласно п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Совета депутатов МО «Цильнинский район» Ульяновской области от 27.09.2017 года № *** учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Общая площадь жилого дома, приобретенного ФИО2 и ФИО3 по договору купли-продажи 19.05.2020 года, составляет 96,9 кв.м.

На основании протокола заседания жилищной комиссии при Администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 06.11.2020 года №*** Семья ФИО3 снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью составила 19,38 кв.м. (96,9 кв.м./5), что больше нормы предоставления помещений по договорам социального найма в МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области (15 кв.м.).

Указанное решение жилищной комиссии ни ФИО2, ни ФИО3 не оспорено.

С учетом всех приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.

Согласно ст.88 ГПК РФ уплата по гражданскому делу государственной пошлины отнесена к категории судебных расходов.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, принимая во внимание имущественное положение ответчика, имеющего на иждивении троих несовершеннолетних детей, суд полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию госпошлины до 500 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать со ФИО2 в пользу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в сумме 882 000 руб., из которых:

- в бюджет Российской Федерации- 201 679 руб. 61 коп.;

- в бюджет Ульяновской области- 653 860 руб. 39 коп.;

- в бюджет Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области- 26 460 руб. 00 коп.

Взыскать со ФИО2 госпошлину в доход местного бюджета в сумме 500 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА

Решение принято в окончательной форме 10 ноября 2021 года