ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-55/2022 от 11.05.2022 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-3-55/2022

УИД: 73RS0024-03-2022-000358-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 мая 2022 года с. Большое Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием старшего помощника Ульяновского

природоохранного прокурора Е.А. Разорвиной,

при секретаре М.А. Алешкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Муниципальному казенному предприятию «Цильна» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о возложении разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение, представить их для установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников, для постановки на кадастровый учет

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области (далее сокращенно- МУ «Администрация МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области), Муниципальному казенному предприятию «Цильна» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее сокращенно- МКП «Цильна») о возложении разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение, представить их для установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников, для постановки на кадастровый учет, указав, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и осуществлении мониторинга окружающей среды, а также водного законодательства при осуществлении водоснабжения на территории муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области. В ходе проверки выявлены нарушения санитарного законодательства, выразившееся в ненадлежащей организации санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В реестре муниципальной собственности МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области находятся скважины №№ 2561, 3046, 3047, 3195, 3196, 3197, 2409, 2624, 2069. Постановлением Администрации МО «Цильнинское городское поселение» от 26.12.2018 №175 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления названные объекты водоснабжения были закреплены на праве оперативного управления за МКП «Цильна». Из данных скважин осуществляется добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в р.п. Цильна. В нарушение требований федерального законодательства на действующие источники водоснабжения- скважины №№ 2561, 3195, 3196, 3197, 2409 проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключение не получено. В связи с чем уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены. Несоблюдение возложенных законом обязанностей по организации и соблюдению мероприятий режима зон санитарной охраны нарушает интересы Российской Федерации, как собственника недр, включая содержащиеся в них природные ресурсы, на рациональное использование и охрану месторождения подземных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих степень пригодности и безопасности; нарушает интересы неопределенного круга лиц- населения Ульяновской области в связи с угрозой снижения качества и безопасности питьевой воды.. Несоблюдение требований об организации зон санитарной охраны первого пояса водозабора создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым. Просит обязать МКП «Цильна», Администрацию МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения- скважин №№2561, 3195, 3196, 3197, 2409, расположенных в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, и получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение; обязать МКП «Цильна», Администрацию МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения- скважин №№2561, 3195, 3196, 3197, 2409, расположенных в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для установления зон санитарной охраны источников водоснабжения; обязать МКП «Цильна», Администрацию МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения- скважин №№2561, 3195, 3196, 3197, 2409, расположенных в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, для постановки на кадастровый учет; указанные мероприятия выполнить в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник Ульяновского природоохранного прокурора Разорвина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, приведя в обоснование доводы, аналогичные содержащимся в иске.

Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика МКП «Цильна», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что постановлением № 175 от 26.12.2018 года Администрации МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области скважины №2561, 3046, 3047, 3195, 3196, 3197 в р.п. Цильна, скважина № 2409 в с. Телешовка и скважины № 2624, 2069 с. Арбузовка закреплены на праве оперативного управления за МКП «Цильна». Постановлением по делу № 5-3-617/2021 от 28.10.2021 Ульяновского районного суда Ульяновской области было исключено из числа вмененных МКП «Цильна» нарушение п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения». Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников лежит на органе местного самоуправления, так как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что на основании Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554), постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года N 10 введены в действие Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Вышеуказанные санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02). ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02). Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02). Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственного-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02). Полагают исковые требования природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что в соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Министерством устанавливаются зоны санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории Ульяновской области, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положением о Министерстве, утвержденном постановлением правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» и Порядком утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории Ульяновской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденных приказом Минприроды от 18.06.2014 №49. Согласно пункту 2.2 Порядка, для утверждения проекта зоны санитарной охраны физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками водозаборов, обеспечивают разработку проекта зоны санитарной охраны, после чего подают в Министерство заявление о принятии проекта зоны санитарной охраны на рассмотрение и утверждение. Полагают исковые требования природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что скважины №№2561, 3195, 3196, 3197, расположенные в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, и скважина №2409, расположенная в с. Телешовка Цильнинского района Ульяновской области, являются муниципальной собственностью МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области.

Согласно постановлению Администрации МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 26.12.2018 года № 175 указанное имущество закреплено за МКП «Цильна» на праве оперативного управления.

Согласно п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.2 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П, Министерство в сфере водопользования и охраны водных объектов:

утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;

устанавливает границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Установлено, что в нарушение требований федерального законодательства на действующие источники водоснабжения- скважины №№ 2561, 3195, 3196, 3197, 2409 проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключение не получено. В связи с чем уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены.

Несоблюдение возложенных законом обязанностей по организации и соблюдению мероприятий режима зон санитарной охраны нарушает интересы Российской Федерации, как собственника недр, включая содержащиеся в них природные ресурсы, на рациональное использование и охрану месторождения подземных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих степень пригодности и безопасности; нарушает интересы неопределенного круга лиц- населения Ульяновской области в связи с угрозой снижения качества и безопасности питьевой воды.. Несоблюдение требований об организации зон санитарной охраны первого пояса водозабора создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с российским законодательством, то есть данный перечень является открытым.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч. 12 ст. 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», органы государственной власти направляют в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных решений.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Таким образом, заявленные Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о том, кто является по делу надлежащим ответчиком, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 ст. 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Таким образом, из указанных норм следует, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения лежит на органе местного самоуправления, так как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Обоснованность такого вывода подтверждается постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица- МКП «Цильна» МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области (дело № 5-3-617/2021), которым из числа вмененных МКП «Цильна» МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области исключено нарушение п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - не разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения каптированного родника в с. Кашинка, скважин №3195 в р.п. Цильна, № 2561 в р.п. Цильна, №3197 в р.п. Цильна, №3196 в р.п. Цильна, №2409 в с. Телешовка.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является МУ «Администрация МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области. В иске к МКП «Цильна» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципальное образование «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения- скважин №№2561, 3195, 3196, 3197, расположенных в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, и скважины №2409, расположенной в с. Телешовка Цильнинского района Ульяновской области, и получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение;

- представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения- скважин №№2561, 3195, 3196, 3197, расположенных в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, и скважины №2409, расположенной в с. Телешовка Цильнинского района Ульяновской области, в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для установления зон санитарной охраны источников водоснабжения;

- представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения- скважин №№2561, 3195, 3196, 3197, расположенных в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, и скважины №2409, расположенной в с. Телешовка Цильнинского района Ульяновской области, для постановки на кадастровый учет.

В иске Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному казенному предприятию «Цильна» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ Э.Р. КАСЫМОВА

Решение принято в окончательной форме 18 мая 2022 года