ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-673/15 от 14.12.2015 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-3-673/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос.Килемары 14 декабря 2015 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Савиновой С.В.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчика Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Килемарском районе Республики Марий Эл» ФИО3,

при секретаре Гончаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Килемарском районе Республики Марий Эл» о признании незаконным решения органа социальной защиты об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», признании права на предоставление данной государственной услуги и возложении обязанности предоставить государственную услугу «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом поступивших уточнений к исковому заявлению) к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Килемарском районе Республики Марий Эл» /далее ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Килемарском районе Республики Марий Эл», ответчик или орган социальной защиты/ о признании незаконным решения органа социальной защиты об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», признании права на предоставление данной государственной услуги и возложении обязанности предоставить государственную услугу «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет». В обоснование исковых требований истец указала, что обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении указанных в исковом заявлении мер социальной поддержки. Решением органа социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении вышеназванных мер социальной поддержки в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над среднедушевым денежным доходом, сложившимся в Республике Марий Эл. Указывая на то, что доходы члена семьи истца индивидуального предпринимателя К... были учтены ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи без учета понесенных им расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, истец обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Истец ФИО1 на судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в поступившем в суд заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.

На судебное заседание также не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (на стороне ответчика), - Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, об уважительности причин не явки на судебное заседание суд не известил.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия истца ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (на стороне ответчика), - Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности от 20 октября 2015 года, исковые требования поддержал, просил удовлетворить, дал объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, сославшись в объяснениях на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2014 года

№03-11-10/36931 «О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы».

Представитель ответчика ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Килемарском районе Республики Марий Эл» ФИО3, действующая на основании доверенности от 23 октября 2015 года, исковые требования не признала, указав, что предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Марий Эл от 07 сентября 2012 года №335 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года №274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», а также Административного регламента Министерства социальной защиты населении и труда Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», утвержденного Приказом Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 17 декабря 2012 года №734. Вышеназванными нормативными документами не предусмотрен расчет среднедушевого дохода семьи путем вычитания из суммы полученных доходов произведенных расходов, поэтому при расчете среднедушевого дохода семьи ФИО1 была учтена заработная плата ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и сумма доходов у ИП К... согласно представленной налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за вышеуказанный период. В объяснениях представитель ответчика ФИО3 также отметила, что согласно п.26 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года №274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» при исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, налогов и обязательных страховых платежей.

В поступившем в суд отзыве на исковое заявление Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл изложено не согласие с исковыми требованиями по доводам, которые были даны в судебном заседании представителем ответчика ФИО3

Выслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела, личное дело ФИО1, суд приходит к следующему.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №296 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», согласно которой предусмотрено предоставление нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 05 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно ст.7 вышеназванного закона доходы каждого члена семьи или одинокого проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

В п.26 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года №274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» закреплено положение, аналогичное указанному в ст.7 Федерального закона от 05 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» о том, что при исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и обязательных платежей.В соответствии с п.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07 сентября 2012 года №335, право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей (усыновителей), одинокий родитель (усыновитель), являющийся гражданином Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которого ниже сложившегося по состоянию на 1 января года, в котором последовало обращение за ежемесячной денежной выплатой, годового среднедушевого денежного дохода населения в Республике Марий Эл (далее - заявитель). Годовой среднедушевой денежный доход населения в Республике Марий Эл определяется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Ежемесячная денежная выплата предоставляется при условии регистрации заявителя, третьего или последующих детей по месту жительства на территории Республики Марий Эл.

Среднедушевой денежный доход населения в Республике Марий Эл на 01 января 2015 года составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 имеет четырех несовершеннолетних детей К..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Для расчета среднедушевого дохода семьи с целью назначения ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет ФИО1 в орган социальной защиты были представлены справка о размере ее заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой размер заработной платы составляет <данные изъяты> рублей. В целях подтверждения доходов супруга ФИО1 К..., являющегося индивидуальным предпринимателем, и налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, была предоставлена налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход, согласно которой доход ИП К... составил <данные изъяты> рублей.

При расчете среднедушевого дохода семьи ФИО1, произведенном в соответствии со ст.15 Федерального закона от 05 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», органом социальной защиты населения было установлено, что среднедушевой доход семьи ФИО1 превышает среднедушевой денежный доход, сложившийся в Республике Марий Эл, в связи с чем, решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. При этом из вмененного дохода ИП К... не были вычтены расходы, понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельностью.

В судебном заседании установлено, что размер расходов ФИО4, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет

<данные изъяты> рублей, что следует из представленных суду и исследованных в судебном заседании письменных документов /л.д. 9-86/.

Из анализа п.1 ст.346.29, ст.346.27 Налогового кодекса Российской Федерации /далее НК РФ/ следует, что вмененный доход не является фактическим доходом индивидуального предпринимателя, - это потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке. Налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог, исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п.2 ст.346.26 НК РФ. Поэтому способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.

Поскольку налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей, не связанных с налогообложением, для подтверждения фактически полученных ими доходов могут приниматься во внимание документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера).

В подтверждение полученных ИП К... доходов была представлена налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход, которая не свидетельствует о фактически полученном доходе ИП К..., что в судебном заседании было подтверждено представителем истца ФИО2 Сведений о размере фактически полученного дохода ИП К... представлено не было. При этом в сумму расходов (<данные изъяты> рублей), которые истец считает необходимым учитывать при расчете среднедушевого дохода семьи включены фактически произведенные ИП К... расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку вмененный доход является фиксированным доходом, не соответствующим фактическому доходу ИП К..., суд считает, что определение дохода ИП, принимаемого при расчете среднедушевого дохода семьи, как разница между вмененным доходом и фактически произведенными расходами, является не правильным.

Учитывая положения ст.7 Федерального закона от 05 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», п.26 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года №274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», которыми органы социальной защиты руководствуются при решении вопроса о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, и согласно которых при расчете среднедушевого дохода семьи доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимая во внимание, что органу социальной защиты и суду не было представлено доказательств, подтверждающих размер фактически полученного ИП К... дохода (были представлены сведения только по вмененному доходу), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

При отказе в удовлетворении исковых требований суд также считает, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2014 года №03-11-10/36931 «О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы» не является нормативным правовым документом, так как не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликовано.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Килемарском районе Республики Марий Эл» о признании незаконным решения органа социальной защиты об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», признании права на предоставление данной государственной услуги и возложении обязанности предоставить государственную услугу «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл (пос.Килемары) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 декабря 2015 года.

Судья Медведевского районного

суда Республики Марий Эл С.В. Савинова