Дело № 2-3-75/2023
УИД82RS0001-03-2023-000078-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. ТиличикиОлюторскогорайона Камчатского края 19октября 2023 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего – судьи Олюторского районного суда Камчатского края Феоктистовой Ю.А.,
при помощнике судьи, ведущим протокол судебного заседания, Косыгиной Т.М.,
с участием старшего помощника прокурора Олюторского района Камчатского края Наумова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края в интересах Карагинского муниципального района, неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района, Антонову Вячеславу Викторовичу о признании недействительными пунктов договора аренды земельного участка, приложения к нему, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Карагинского района Камчатского края обратился в суд с иском в интересах Карагинского муниципального района, неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района (далее по тексту – администрация), Антонову В.В. о признании недействительными пунктов 6.2.6, 8.6, 8.8 договора аренды земельного участка от 8ноября 2022 года № 120, заключенного между администрацией и Антоновым В.В., пунктов 4, 5 приложения № 1 к указанному договору аренды земельного участка в части отсутствия указания на ограничение использования предоставленного в аренду земельного участка и (или) расположения на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возложении обязанности внести изменения в данные пункты приложения № 1 к договору аренды земельного участка в части указания на наличие ограничений использования предоставленного в аренду земельного участка и (или) расположения на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленных пунктами 12.3 – 12. 7 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора».
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией требований законодательства при предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлено, что 8ноября 2022 года между ответчиками заключен договор аренды земельного участка № 120, по условиям которого Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное пользование на условиях аренды земельный участок, кадастровый№, площадью1288кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение:Российская Федерация, <адрес>, срок аренды установлен на 20 лет, вместе с тем, отдельные пункты договора аренды не соответствуют положениям действующего законодательства.
Так, пункт 6.2.6 договора аренды, согласно которому Арендатор обязуется не сдавать арендуемый участок в субаренду без письменного разрешения Арендодателя, пункты 8.6, 8.8 договора аренды, устанавливающие возможность расторжения договора аренды по решению суда в случае нарушения другой стороной других условий договора, не соответствуют положениям пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ, предусматривающего, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Кроме того, приказом Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П установлены ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности; в силу пунктов 7.3, 9.4, 10.4, 11.4 приказа в кадастровом квартале 82:02:000008 расположены третья – седьмая подзоныприаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора; перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществлении экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора для земельных участков, расположенных в пределах третьей – седьмой подзоны установлены пунктами 12.3 – 12.7 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П.
Однако, несмотря на указанные обстоятельства пункты 4, 5 приложения № 1 к договору аренды земельного участка, заключенного между ответчиками, содержат сведения об отсутствии сервитутов, обременяющих права на арендованном земельном участке и об отсутствии площади земельного участка, отнесенной к зоне иного назначения, ограничивающим права на него, содержание установленных ограничений не приведено в тексте договора.
Указывает, что указанные условия договора аренды, помимо прав Арендатора, нарушают публичные интересы, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц – неопределенного круга лиц – потенциальных субарендаторов, что свидетельствует о ничтожности оспариваемых условий договора, кроме того передача в пользование земельного участка с нарушением положений действующего законодательства свидетельствует о неэффективном использовании администрацией муниципального имущества, являющегося экономической основой местного самоуправления, свидетельствует о недостаточной реализации органом местного самоуправления возложенных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района и влечет снижение авиационной безопасности аэродрома гражданской авиации Оссора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Олюторского района Камчатского края Наумов А.М., действующий на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указал, что в исковом заявлении допущена техническая ошибка, неверно указана дата издания приказа Росавиации, верная дата – 23 февраля 2023 года. Просил установить администрации срок для исполнения требований прокурора в части внесения изменений в пункты 4 и 5 приложения № 1 к договору аренды земельного участка – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрация Карагинского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; письменным заявлением признали исковые требования в полном объеме, указали, что последствия признания иска понятны.
Антонов В.В. участия в судебном заседании не принимал, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя администрации и ответчика Антонова В.В., извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в абзаце втором пункта 74 его постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Согласно пункту 75 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 Гражданского кодекса РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 Гражданского кодекса РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В силу статьи 180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Положениями статьи 619 Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя, а также определено, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Таким образом, в связи с особым объектом регулирования, нормы земельного законодательства являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в пункте 18 его постановления от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства», рассматривая споры, вытекающие из договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет, заключенного после введения в действие Земельного кодекса РФ, следует исходить из того, что соответствующие права и обязанности по этому договору могут быть переданы арендатором третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Однако арендодатель и арендатор не вправе предусматривать в договоре аренды условия, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу только после получения на это согласия от арендодателя.
Согласно пункту 23 указанного постановления в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса РФ и статьями 450 и 619 Гражданского кодекса РФ, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Таким образом, в отношении договоров аренды публичных земельных участков, заключенных на срок более пяти лет, предусмотрен специальный порядок их досрочного расторжения только в судебном порядке и при наличии существенности допущенных арендатором нарушений, поэтому односторонний отказ арендодателя от исполнения таких договоров во внесудебном порядке невозможен.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что 8ноября 2022 года между администрацией и Антоновым В.В. заключен договор аренды земельного участка № 120 на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ (без аукциона), по условиям которого Арендодатель предоставил Арендатору во временное пользование земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый№, местоположение:Российская Федерация, <адрес>, площадью 1288кв.м, находящийся в муниципальной собственности, для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (л.д. 16-20).
В соответствии с пунктом 3.2 договора срок аренды земельного участка установлен на 20 лет, с 8ноября 2022 года по 7ноября 2042 года.
Согласно пункту 6.2.6 договора Арендатор обязуется, в числе прочего, не сдавать арендуемый земельный участок в целом в субаренду без письменного разрешения Арендодателя; о сдаче части земельного участка Арендатор обязан уведомить Арендодателя письменно.
Пунктом 8.6 договора аренды предусмотрено, что договор аренды может быть расторгнут по решению суда в случае нарушения другой стороной иных условий настоящего договора.
В силу пункта 8.8 договора в случае своевременного (до истечения срока действия договора) предупреждения Арендодателем Арендатора о прекращении договорных отношений, договор прекращает свое действие с даты, обозначенной в пункте 3.2 настоящего договора.
Поскольку в данном случае предметом заключенного между ответчиками договора аренды земельного участка выступает публичный земельный участок, договор заключен на срок более пяти лет, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ, допускающие возможность передачи арендатором прав и обязанностей по договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления, а также невозможность одностороннего отказа арендодателя от исполнения таких договоров во внесудебном порядке.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями действующего земельного законодательства и разъяснениями по его применению, приходит к выводу о том, что требование прокурора в части признания недействительными пунктов 6.2.6, 8.6, 8.8 договора аренды земельного участка, заключенного между ответчиками, является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемые пункты данного договора аренды земельного участка прямо противоречат условиям императивных положений пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ.
Включение администрацией в договор аренды земельного участка условий явно противоречащих действующему земельному законодательству является нарушением публичных интересов. Применение при заключении сделок типовых договоров аренды, содержащих условия, противоречащие законодательству, не может соответствовать принципам добросовестного ведения деятельности участниками гражданского оборота и баланса публичных и частных интересов, может повлечь нарушение прав неограниченного числа арендаторов.
При этом, суд учитывает, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Оснований для вывода о том, что вышеуказанный договор аренды земельного участка не мог быть совершен без включения недействительной части из материалов дела не усматривается.
В силу пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом государственная регистрация ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории действующими федеральными законами не предусмотрена (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2014 года № 14-17484/14).
Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, для безопасной эксплуатации, в частности, объектов транспорта, а также в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из положений статьи 105 Земельного кодекса РФ, могут быть установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в числе прочего, приаэродромная территория.
Пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса РФ установлено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Основания и условия установления приаэродромной территории, выделения подзонприаэродромной территории, в которых действуют ограничения, а также перечень ограничений в каждой из них устанавливаются Воздушным кодексом РФ (статья 47).
Согласно пункту 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ на приаэродромной территории выделяется семь подзон с установленными ограничениями использования каждой из них.
Суть этих ограничений состоит в запрете строительства объектов, не связанных с инфраструктурой воздушного транспорта, превышающих допустимую высоту, и размещения объектов, которые могут создать помехи для работы систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, повлиять на безопасность полетов воздушных судов и др.
В частности, в третьей подзоне запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории; в четвертой подзоне запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;в пятой подзоне запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов; в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц; в седьмой подзоне в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту «в» пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта; решение об установлении приаэродромной территории включает перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3).
Приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Оссора утверждена приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 21 февраля 2023 года № 88-П.
В силу пункта 2 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П в подзонахприаэродромной территории устанавливаются следующие ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), в том числе:
третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений Воздушного кодекса Российской Федерации. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что предоставленный Антонову В.В. земельный участок находится в границах кадастрового квартала 82:02:000008 (л.д. 31-53).
В границах кадастрового района 82:02:000008 полностью или частично расположена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Оссора (пункт 4.3 приказа); в границах кадастрового квартала 82:02:000008 полностью или частично расположены третья, четвертая, пятая, шестая и седьмая подзоныприаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора (пункты 7.3, 8.3, 9.4, 10.4, 11.4 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П).
В силу пункта 12 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Оссора является зоной с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) на приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора установлены ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора в третьей – седьмой подзонах приведены в пунктах 12.3 – 12.7 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В пунктах 4 и 5 приложения № 1 к договору аренды земельного участка от 8ноября 2022 года № 120 «Характеристика земельного участка и иных объектов движимого и недвижимого имущества» (л.д. 21) в нарушение приведенных положений действующего законодательства не указаны сведения об ограничениях использования земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с приказом Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П.
Со дня установления приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора приказом Росавиации от 21февраля 2023 года № 88-П (начало действия 18 апреля 2023 года) указанные ограничения, вопреки требованиям закона, не внесены в договор аренды земельного участка, заключенного между ответчиками, либо приложение к нему, доказательств обратному материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, требования прокурора в части признания недействительными пунктов 4 и 5 приложения № 1 к договору аренды земельного участка от 8ноября 2022 года № 120, заключенного между ответчиками, возложении на администрацию обязанности внести изменения в пункты 4 и 5 приложения № 1 к указанному договору аренды в части указания на наличие ограничений использования земельного участка и (или) расположения на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленных пунктами 12.3 – 12. 7 приказа Росавиации от 21 февраля 2023 года № 88-П, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования прокурора, суд также учитывает признание иска администрацией исходя из положений статьи 39 ГПК РФ, при том, что признание иска ответчиком сделано добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер и объем обязательств, которые необходимо исполнить, а также требования разумности, суд приходит к выводу, что для исполнения требований прокурора в части внесения изменений в пункты 4 и 5 приложения № к договору аренды земельного участка срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным.
Руководствуясь статьями 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края в интересах Карагинского муниципального района, неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района (ИНН 8203000674, ОГРН 1024101418846), Антонову Вячеславу Викторовичу (Серия и номер паспорта №)о признании недействительными пунктов договора аренды земельного участка, приложения к нему, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать недействительными пункты 6.2.6, 8.6, 8.8 договора аренды земельного участка от 8ноября 2022 года № 120, заключенного между администрацией Карагинского муниципального района и Антоновым Вячеславом Викторовичем.
Признать недействительными пункты 4 и 5 приложения № 1 «Характеристика земельного участка и иных объектов движимого и недвижимого имущества» к договору аренды земельного участка от 8ноября 2022 года № 120, заключенного между администрацией Карагинского муниципального района и Антоновым Вячеславом Викторовичем, в части отсутствия указаний на ограничение использования предоставленного в аренду земельного участка и (или) расположения на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Возложить на администрацию Карагинского муниципального района в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункты 4 и 5 приложения № 1 «Характеристика земельного участка и иных объектов движимого и недвижимого имущества» к договору аренды земельного участка от 8ноября 2022 года № 120, заключенного между администрацией Карагинского муниципального района и Антоновым Вячеславом Викторовичем, вчасти указания на наличие ограничения использования предоставленного в аренду земельного участка и (или) расположения на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленных пунктами 12.3 – 12. 7 приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2023 года № 88-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Оссора».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд путем принесения жалобы через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26октября 2023 года.
Судья Ю.А. Феоктистова