ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-85/2022 от 22.02.2022 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-3-85/2022

64RS0008-03-2022-000048-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля2022года рабочий посёлокНовые Бурасы

Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего — судьи ЧахоткинаА.В.,

при секретаре Шибаевой Е. А.,

с участием помощника прокурора Новобурасского района Саратовской области Каплунова А. С.,

рассмотрев в заседании гражданское дело по иску прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» о приведении локального правового акта в соответствии с действующим законодательством,

установил:

Прокурор Новобурасского района Саратовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» (далее — образовательное учреждение) о приведении локального правового акта в соответствии с действующим законодательством, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о труде в деятельности образовательных организаций, в результате которой установлено, что приказом директора образовательного учреждения от 09.01.2020 № 2 утверждено Положение об оплате труда работников работников образовательного учреждения (далее — Положение). В пункте 50.4 Положения установлено, что рекомендуемый размер доплаты за работу в ночное время составляет 35 процентов должностного оклада (оклада) с учетом выплат за квалификационную категорию, выслугу лет (стаж педагогической работы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, но не ниже минимального размера повышения оплаты труда за работу в ночное время. Таким образом, указанный в локальном правовом акте показатель позволяет работодателю применять размер установленной доплаты как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, не конкретизирует размер доплаты за работу в ночное время, что создает правовую неопределенность при выплате работникам заработной платы, создаёт для работодателя возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, что противоречит действующему законодательству, а именно п. 5.6 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного письмом от 07.09.2021 № 08-ПГ-МП-32786 Министерства просвещения России «По вопросу об участии педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации», Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, а также п. 3.3.4 Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012 г. № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области», которым предусмотрено, что работодатели осуществляют оплату труда работников в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Выявленные нарушения произошли в результате ненадлежащего исполнения обязанностей лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства в данной сфере и ослабления контроля за ними со стороны руководства, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения. Руководством образовательного учреждения не обеспечена разработка, приведение локальных актов в сфере труда в соответствии с действующим законодательством. По выявленным нарушениям прокуратурой района ранее в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Проведенной контрольной проверкой установлено, что выявленные в ходе ранее проведенной проверки нарушения законодательства не устранены, соответствующие изменения в локальный акт в сфере труда не внесены. Просит обязать образовательное учреждение привести п. 50.4 Положения в соответствие с п. 5.6 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного письмом от 07.09.2021 № 08-ПГ-МП-32786 Министерства просвещения России «По вопросу об участии педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации», Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, а также п. 3.3.4 Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012 № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области.

Представляющий прокурора Новобурасского района Саратовской области на основании доверенности помощник прокурора КаплуновА.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.

МОУ «СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы» извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, возражений на иск не представило.

Третье лицо – администрация Новобурасского муниципального образования Саратовской области извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, возражений на иск не представила.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в заседание лиц, извещенных о времени и месте разбирательства дела.

Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

На основании статьи 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с пунктом 5.6 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного письмом от 07.09.2021 № 08-ПГ-МП-32786 Министерства просвещения России «По вопросу об участии педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации», Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, работодатели осуществляют оплату труда работников в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения размера оплаты труда за работу в ночное время (но не ниже указанных размеров) устанавливаются локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со статьёй 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно пункту 3.3.4 Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012. № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области» размер доплаты за работу в ночное время составляет 35 процентов должностного оклада (оклада) с учетом выплат за квалификационную категорию, выслугу лет (стаж педагогической работы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, но не ниже минимального размера повышения оплаты труда за работу в ночное время.

Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о труде в деятельности образовательных организаций, в результате которой выявлено, что приказом руководителя образовательного учреждения утверждено положение о формировании фонда оплаты труда и заработной платы работников данной образовательной организации.

В пункте 50.4 данного положения указано, что рекомендуемый размер доплаты за работу в ночное время составляет 35 процентов должностного оклада (оклада) с учетом выплат за квалификационную категорию, выслугу лет (стаж педагогической работы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, но не ниже минимального размера повышения оплаты труда за работу в ночное время.

Таким образом, установленный локальным правовым актом размер доплаты не конкретизирует размер доплаты за работу в ночное время, что создает неопределенность при выплате работникам заработной платы, создаёт для работодателя возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, что противоречит действующему законодательству.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194—199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» о приведении локального правового акта в соответствии с трудовым законодательством удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» привести пункт 50.4 Положения «Об оплате труда работников МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» в соответствие с пунктом 5.6 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного письмом от 07.09.2021 № 08-ПГ-МП-32786 Министерства просвещения России «По вопросу об участии педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации», Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, а также п. 3.3.4 Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012 № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области».

До вступления в законную силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подаётся через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области, расположенный в рабочем посёлке Новые Бурасы, улица Новая, дом № 1.

Судья А.В.Чахоткин