№ 2-3-86/2020
64RS0007-03-2020-000111-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года р.п. Романовка
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Романова А.В.,
при секретаре Стукловой А.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» об установлении факта проживания, признании незаконным решения об отказе в назначении регионального материнского (семейного) капитала и понуждении к его назначению,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» с учетом уточненных исковых требований об установлении факта постоянного проживания по месту жительства, признании незаконным решения от 17 декабря 2019 г. об отказе в назначении регионального материнского капитала и понуждении к назначении регионального материнского капитала. В обоснование иска ФИО1 указала, что с 10 апреля 2014 г. по настоящее время непрерывно проживает в <...>, 02 июля 2014 г. вступила в брак с А.В.С.., имеют троих несовершеннолетних детей, последний из которых рожден 13 января 2015 г. В апреле 2019 г. приобрела гражданство Российской Федерации. В декабре 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении регионального материнского капитала в соответствии с Законом Саратовской области от 28 декабря 2011 г. № 212-ЗСО «О региональном материнском капитале в Саратовской области». Уведомлением № 4921 от 17 декабря 2019 года ей было отказано в его назначении в связи с тем, что статус заявителя на день обращения за назначением материнского капитала не соответствует требованиям статьей 1, 2 Закона, что, по ее мнению, является незаконным.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что отсутствие регистрации в период с 02 сентября 2017 года по 12 октября 2017 года, и с 22 августа 2018 года по 19 октября 2018 года более 15 дней связано с отсутствием собственного жилья, однако жила она все это время с семьей в доме по адресу: <адрес>, она не работает, имеет ребенка инвалида, которому ежемесячно получает с 2015 года лекарства в больнице в р.п. Романовка.
Представитель ответчика ГКУ СО «УСПН Романовского района» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в соответствии с п. 10 ст. 2 Закона Саратовской области от 28 декабря 2011 г. № 212-ЗСО «О региональном материнском капитале в Саратовской области» семейный капитал назначается родителям, местом жительства которых не менее трех лет непосредственно перед днем обращения за назначением семейного капитала является жилое помещение, расположенное на территории Саратовской области. Родитель, имеющий регистрацию по месту жительства на территории области и ранее изменивший место жительства на территории области, сохраняет право на назначение семейного капитала, если период отсутствия у него регистрации по месту жительства на территории области по этой причине не превышает 15 календарных дней. Согласно сведениям, представленным МО МВД РФ «Балашовский», у ФИО1 отсутствовала регистрация по месту жительства с 02 сентября 2017 г. по 12 октября 2017 г. и с 22 августа 2018 г. по 19 октября 2018 г., что превышает 15 календарных дней. В связи с чем на дату обращения статус ФИО1 не соответствовал требованиям ст. 2 указанного Закона Саратовской области.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей А.В.С. и К.Н.В.., исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Саратовской области от 28 декабря 2011 г. № 212-ЗСО «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области» (далее – Закон) установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде регионального материнского (семейного) капитала и его действие распространяется на граждан Российской Федерации, место жительство которых находится на территории Саратовской области.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 указанного Закона право на семейный капитал имеют в том числе, женщины, родившие (усыновившие) в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2017 года третьего ребенка.
При определении права на семейный капитал лиц, указанных в п. 1 ч. 2 указанной статьи, учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) такими лицами (п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона право на назначение семейного капитала (его части) определяется на дату обращения лиц, указанных в частях 2, 6 настоящей статьи, в орган социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о назначении семейного капитала (его части).
Исходя из положений ч. 10 ст. 2 Закона семейный капитал (его часть) назначается родителям (усыновителям), местом жительства которых не менее трех лет непосредственно перед днем обращения за назначением семейного капитала (его части) является жилое помещение, расположенное на территории Саратовской области. Родитель (усыновитель), имеющий регистрацию по месту жительства на территории области и ранее изменивший место жительства на территории области, сохраняет право на назначение семейного капитала (его части), если период отсутствия у него регистрации по месту жительства на территории области по этой причине не превышает 15 календарных дней.
Статьей 3 приведенного Закона предусмотрено, что семейный капитал (его часть) назначается, если обращение за назначением семейного капитала (его части) последовало по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, с рождением (усыновлением) которого связано право на семейный капитал, и до достижения таким ребенком возраста 18 лет (ребенком, обучающимся в образовательной организации, - до окончания им такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет) независимо от периода времени, прошедшего с дат рождения (усыновления) предыдущих детей.
Семейный капитал (его часть) назначается лицам, указанным в частях 2, 6 статьи 2 настоящего Закона, на основании заявления о назначении семейного капитала (его части), в котором указываются в том числе выбранное (выбранные) направление (направления) использования семейного капитала в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размер семейного капитала (его части), необходимый заявителю для использования по выбранному (выбранным) направлению (направлениям), с приложением необходимых документов. Семейный капитал (его часть) используется на приобретение по договору купли-продажи жилого помещения при условии использования лицами, указанными в частях 2, 6 статьи 2 настоящего Закона, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", на приобретение по договору купли-продажи того же жилого помещения (п. 1, 4 ст. 5 Закона).
Согласно ст. 6 Закона № 212-ЗСО от 28 декабря 2011 года основаниями для отказа в назначении семейного капитала (его части) является в том числе, если статус заявителя на день обращения за назначением семейного капитала (его части) не соответствует требованиям статей 1, 2 настоящего Закона.
Согласно подп. «б», «в» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты регионального материнского (семейного) капитала (его части), утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 21 января 2015 г. № 8-П, для назначения семейного капитала (его части) необходимы в числе прочих следующие документы: документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства заявителя в течение не менее трех лет непосредственно перед днем обращения за назначением семейного капитала (его части); копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства на территории области - при отсутствии у заявителя регистрации по месту жительства на территории области.
Исходя из указанных законоположений, обязательным условиям для получения гражданами названной денежной выплаты является проживание заявителя в жилом помещении на территории Саратовской области не менее трех лет непосредственно перед днем обращения за назначением семейного капитала. Факт постоянного проживания заявителя в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 и ее супруг А.В.С. являются гражданами Российской Федерации и родителями троих детей А.С.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.Н.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.Ж.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 10 апреля 2014 г. ФИО1 проживает со своей семьей по адресу: <адрес>.
По договору купли-продажи от 10 сентября 2019 г., удостоверенному нотариусом нотариального округа р.п. Романовка и Романовский район 10 сентября 2019 г., реестровый №-н/64-2019-1-1068, ФИО3, ее супруг А.В.С. и их дети А..Н.В.А.С.В.. и А.Ж.В.. приобрели в общую долевую собственность по 1/5 доли каждый земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>. Согласно п. 1 указанного договора часть стоимости жилого дома в сумме 453 026 руб. оплачиваются за счет средств материнского капитала, установленного Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и в сумме 103 800 рублей за счет материнского (семейного) капитала, установленного Законом Саратовской области «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области».
Согласно выписки из домовой книги в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы: А.В.С. с 04 апреля 2014 года; А.Ж.В. с 11 марта 2015 года, А.С.В. с 06 февраля 2018 года, А.Н.В.. с 06 февраля 2018 года, ФИО1 С 03 октября 2019 года.
По сведениям, представленным МО МВД РФ «Балашовский» Саратовской области ФИО1 значилась зарегистрированной с 30 декабря 2014 г. по 02 сентября 2017 г. по адресу: <адрес>; с 12 октября 2017 года по 22 февраля 2018 года, по адресу: <адрес>; с 22 февраля 2018 года по 22 августа 2018 года по адресу: <адрес>; с 19 октября 2018 года по настоящее время по адресу: <адрес> (сообщение от 19 ноября 2019 г. №4549).
09 декабря 2019 г. ФИО1 обратилась в государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» с заявлением о назначении регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка А.Ж.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» от 17 декабря 2019 г. ИПД № ФИО1 отказано в назначении регионального материнского капитала, поскольку статус заявителя на день обращения не соответствует требованиям статей 1, 2 Закона.
Отказывая в назначении регионального материнского капитала, ответчик исходил из того, что у ФИО1 отсутствовала регистрация по месту жительства с 02 сентября 2017 г. по 12 октября 2017 г. и с 22 августа 2018 г. по 19 октября 2018 г., что превышает 15 календарных дней.
Вместе с тем, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1).
По смыслу названного Закона N 5242-1 посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона N 5242-1 местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 2 июня 2011 г. N 11-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).
Факт проживания истца в <...> Саратовской области в указанный спорный период времени подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Согласно справке администрации Усть-Щербединского муниципального образования Романовского муниципального района от 25 февраля 2020 г. №22 ФИО1 постоянно проживает на территории Усть-Щербединского муниципального образования с 10 апреля 2014 года по адресу: <адрес>.
Из сообщения МОУ «Усть-Щербединская СОШ <...> Саратовской области» от 27 февраля 2020 года №34, следует, что сын ФИО1 - А.Н.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается в данном учебном заведении с 01 сентября 2014 года по настоящее время.
О том, что сын ФИО1- А.С.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в МОУ «Усть-Щербединская СОШ <...> Саратовской области» с 01 сентября 2015 года по настоящее время подтверждено справой указанного образовательного учреждения от 27 февраля 2020 г. № 35.
Свидетель А.В.С. показал, что является супругом истицы. В марте 2014 года приехал в <...>, а супруга с двумя детьми приехала 09 апреля 2014 года, и с этого времени они постоянно проживают более 6 лет по адресу: <адрес>. С хозяйкой данного дома было соглашение о дальнейшем выкупе доме, в связи с чем он и дети зарегистрированы в вышеуказанном доме. После приезда супруги, она за все время никуда не выезжала. Место жительства супруга не меняла с 2014 года.
О тех же обстоятельствах показал свидетель К.Н.В., указав, что примерно в марте 2014 года истица с семьей приехала в с. Усть-Щербедино и стали проживать по адресу: <адрес>, где постоянно проживают до настоящего времени.
Оценивая показания свидетелей, суд находит их достоверными, поскольку их показания согласуются и не противоречат другим доказательствам по делу.
Приведенные доказательства подтверждают факт постоянного проживания ФИО1 в жилом помещении на территории Саратовской области более трех лет непосредственно перед днем обращения за назначением ей семейного капитала, в связи с чем решение ответчика об отказе в назначении регионального материнского капитала не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» об установлении факта проживания, признании незаконным решения об отказе в назначении регионального материнского (семейного) капитала и понуждении к его назначению удовлетворить.
Установить факт постоянного (непрерывного) проживания ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в с. Усть-Щербедино, Романовского района Саратовской области с 10 апреля 2014 года по 03 октября 2019 г.
Признать незаконным решение государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» об отказе в назначении регионального материнского капитала от 17 декабря 2019 года ИПД №.
Возложить на государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Романовского района» обязанность назначить ФИО1 региональный материнский (семейный) капитал
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд, через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Романов