Дело № 2-3-89/2022
64RS0008-03-2022-000046-67
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2022 г. | рабочий поселок Новые Бурасы Саратовская область |
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Никулиной И.В.,
при секретаре Косяковой О.И.,
с участием помощника прокурора Новобурасского района Саратовской области Каплунова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» о приведении локального правового акта в соответствие с трудовым законодательством,
установил:
прокурор Новобурасского района Саратовской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства было установлено, что Положение об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах работников МДОУ «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно указанная в локальном правовом акте вариативность цифрового показателя доплаты за работу в ночное время позволяет работодателю применять размер установленной доплаты как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, что создает правовую неопределенность при выплате работникам заработной платы и создаёт для работодателя возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае в угоду себе или третьим лицам.
Просит обязать МДОУ «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» привести Положении об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах работников МДОУ «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» в соответствие с Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного письмом от 07.09.2021 № 08-ПГ-МП-32786 Министерства просвещения России «По вопросу об участии педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации», Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, а также в соответствие с п. 3.3.4 Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012 № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области».
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно, надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, возражений не представил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37).
Согласно ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 154 Трудового кодекса предусмотрено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В силу ст. 45 Трудового кодекса РФ, отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
29.12.2020 заключено «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы» с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, научных и иных организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее соответственно - организации, образовательные организации, образовательные организации высшего образования).
Положения Соглашения обязательны для организаций, на которые оно распространяется; применяются при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров; рекомендуются к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений.
Пункт 5.6 указанного Соглашения гласит, что работодатели осуществляют оплату труда работников в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, но не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (но не ниже указанных размеров) устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
Пунктом 3.3.4 Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012 № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области» установлено, что доплата за работу в ночное время производится работнику за каждый час работы в ночное время.
Рекомендуемый размер доплаты за работу в ночное время составляет 35 процентов должностного оклада (оклада) с учетом выплат за квалификационную категорию, выслугу лет (стаж педагогической работы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, но не ниже минимального размера повышения оплаты труда за работу в ночное время.
Согласно Положению об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах работников МДОУ «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» доплата за работу в ночное время производится работнику за каждый час работы в ночное время. Рекомендуемый размер доплаты за работу в ночное время составляет 35 процентов должностного оклада (оклада) с учетом выплат за квалификационную категорию, выслугу лет (стаж педагогической работы), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, но не ниже минимального размера повышения оплаты труда за работу в ночное время (п. 3.4.4.).
Таким образом, установленные локальным актом ответчика положения о доплате за работу в ночное время соответствуют требованиям Постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2012 № 494-П «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений образования Саратовской области», однако, не содержат указания на конкретные часы работы, относящиеся к ночному времени (с 22 часов до 6 часов), указанные в п. 5.6 «Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы».
На необходимость устранения отмеченных нарушений указывалось во внесенном в адрес руководителя учреждения представлении об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, нарушений до настоящего времени не устранены.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» о приведении локального правового акта в соответствие с трудовым законодательством удовлетворить.
Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» обязанность привести Положение об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах работников МДОУ «Детский сад п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» в соответствие с «Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В.Никулина