ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-90/2022 от 31.05.2022 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-3-90/2022

УИД: 73RS0024-03-2022-000424-91

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 мая 2022 года с. Большое Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием помощника Ульяновского

природоохранного прокурора Р.Х. Сапаровой,

при секретаре М.А. Алёшкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Ульяновский сахарный завод» об обязании осуществить действия по получению согласования хозяйственной деятельности по забору воды из водного объекта

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Ульяновский сахарный завод» об обязании осуществить действия по получению согласования хозяйственной деятельности по забору воды из водного объекта, указав, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, в ходе которой установлено, что в соответствии с Договором водопользования от 08.11.2018 № *** АО «Ульяновский сахарный завод» осуществляет использование водного объекта- р. Свияга от истока до с. Альшеево с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Общий разрешенный объем забора воды из водного объекта составляет 979,800 тыс. куб.м. До настоящего времени АО «Ульяновский сахарный завод» ежегодный объем забора воды из р. Свияги не превысил указанный параметр. Вместе с тем, согласно Договору водопользования срок договора устанавливается на 10 лет, то есть до 2028 года. Учитывая, что деятельность по забору воды связана с вмешательством в экосистему водного объекта, влечет поступление в водозаборную трубу различных микроорганизмов и уменьшение объема обогащенной кислородом воды, данная деятельность наносит вред водным биологическим ресурсам и должна осуществляться под контролем уполномоченных органов. Так, согласно отчету 2ТП-водхоз фактический объем изъятых водных ресурсов за 2021 год составил 0,49 куб.м./год. Согласно положениям ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность должна осуществляться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ. В силу положений п. 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, заявитель представляет в территориальный орган Росрыболовства заявку о согласовании, к которой прилагает проектную документацию, или программу планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. При этом в соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, к таким мерам относится: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору воды и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности АО «Ульяновский сахарный завод» не разработаны. В этой связи в адрес директора АО «Ульяновский сахарный завод» прокуратурой 04.02.2022 внесено представление об устранении причин, способствующих нарушениям природоохранного законодательства. Исходя из ответа на представление согласование органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания не получено. Согласно информации, представленной из Средневолжского территориального управления Федерального агентства Росрыболовства согласование на хозяйственную деятельность по забору воды, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания не получено. Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц. Просит обязать АО «Ульяновский сахарный завод» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия по получению в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384, согласования хозяйственной деятельности по забору воды из водного объекта из р. Свияга от истока до с. Альшеево в МО «Цильнинский район».

Помощник Ульяновского природоохранного прокурора Сапарова Р.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись в обоснование иска на доводы, указанные в исковом заявлении.

Представители ответчика АО «Ульяновский сахарный завод» ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что в настоящее время в целях подачи документов в Средне-Волжское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству на согласование хозяйственной деятельности по забору воды из водного объекта им. Р. Свияга от истока до с. Альшеево в МО «Цильнинский район», с ФГБУ «Главрыбвод» заключен договор № *** от 24.05.2022 года по подготовке материалов по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания при проведении работ по объекту «Насосная станция промышленной воды на реке Свияга (расчетный период 06.2022- 11.2028г.г.). После того, как расчет ущерба будет подготовлен будет подана заявка на получение согласования. Кроме того, выполнение всех этих действий требует времени, не меньше полугода. Просили в исковых требованиях отказать.

Представитель третьего лица Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, юридические лица для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), к которой при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Договором водопользования от 08.11.2018 № *** АО «Ульяновский сахарный завод» осуществляет использование водного объекта- р. Свияга от истока до с. Альшеево с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Срок договора установлен до 22.11.2028 года.

04.02.2022 года Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором в адрес АО «Ульяновский сахарный завод» внесено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.

Исходя из ответа от 10.03.2022 года № 447 на представление прокурора АО «Ульяновский сахарный завод» согласование органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания не получено.

По сведениям Средневолжского Территориального Управления Росрыболовства от 25.03.2022 года заявка и прилагаемая к ней проектная документация по забору воды АО «Ульяновский сахарный завод» в Средневолжское ТУ Росрыболовства не поступали, компенсационные выплаты для целей искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в результате негативного воздействия на водные биоресурсы АО «Ульяновский сахарный завод» не производились, информация о разработанных обществом мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания отсутствует.

Такое согласование является обязательной превентивной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйствующим субъектом решения, осуществление которого может вызвать вредное воздействие на окружающую среду.

24.05.2022 года АО «Ульяновский сахарный завод» (Заказчик) заключило Договор №*** с ФГБУ «Главрыбвод» («Исполнитель»), по которому последний обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по подготовке материалов по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания при проведении работ по объекту: «Насосная станция промышленной воды на реке Свияга (расчетный период 06.2022-11.2028г.г.). Срок оказания услуг по договору составляет 30 календарных дней с даты начала оказания услуг (п. 4.3 Договора).

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. В то же время, суд полагает необходимым установить срок, необходимый для осуществить действия по получению соответствующего согласования, течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом изложенного, с АО «Ульяновский сахарный завод» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Акционерному обществу «Ульяновский сахарный завод» удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Ульяновский сахарный завод» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия по получению в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384, согласования хозяйственной деятельности по забору воды из водного объекта из р. Свияга от истока до с. Альшеево в МО «Цильнинский район».

Взыскать с Акционерного общества «Ульяновский сахарный завод» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ Э.Р. КАСЫМОВА

Решение принято в окончательной форме 07 июня 2022 года