Дело №2-3-926/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Килемары 16 декабря 2016 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Савиновой С.В.,
с участием прокурора Павлова А.Ю.,
представителя ответчика – главы администрации муниципального образования «Ардинское сельское поселение» Килемарского района Республики Марий Эл Алатайкиной Н.И.,
при секретаре Селивановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ардинское сельское поселение» Килемарского района Республики Марий Эл о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,
у с т а н о в и л :
Прокурор Килемарского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ардинское сельское поселение» Килемарского района Республики Марий Эл о возложении обязанности в срок до 01 января 2018 года поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество, а именно, мост через реку <данные изъяты> на автодороге <адрес>-<адрес>, км 0+050, <адрес>. В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности в муниципальном образовании «Ардинское сельское поселение» установлено, что вышеназванный мост является бесхозяйным, не относится к государственной и муниципальной собственности. Администрацией МО «Ардинское сельское поселение», на территории которого расположен соответствующий объект, до настоящего времени не приняты меры по установлению балансодержателя моста, в регистрационный орган заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта не направлено, что послужило основанием для обращения в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
В судебном заседании прокурор Павлов А.Ю. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дала объяснения, не противоречащие вышеизложенному.
Ответчик в лице главы администрации муниципального образования «Ардинское сельское поселение» Килемарского района Республики Марий Эл Алатайкина Н.И. исковые требования признала, просила установить срок для исполнения указанной в исковом заявлении обязанности – до 01 июня 2018 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл на судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, об уважительности причин не явки на судебное заседание суд не известил.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч.ч.1 и 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, ели иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580.
Согласно п.5 вышеназванного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имел собственника или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Однако, администрацией МО «Ардинское сельское поселение» вышеуказанные действия до настоящего времени не выполнены.
Указанное бездействие администрации МО «Ардинское сельское поселение» приводит к тому, что не определен собственник моста, ответственный за его техническое состояние, проведение капитального ремонта, в связи с чем, ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан, пользующихся данным мостом.
В силу ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на территории Российской Федерации реализуется единая государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленная на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Из исследованных в судебном заседании письменных материалов дела, а именно, ответов на запросы прокуратуры из администрации Килемарского муниципального района №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данный мост не находится в федеральной собственности, собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности, балансодержатель отсутствует.
Согласно ответа на запрос прокуратуры из администрации Ардинского сельского поселения Килемарского района Республики Марий Эл <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Килемарского производственного участка Марийского отделения Волго-Вятского филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» №3 от ДД.ММ.ГГГГ, Государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Мостремстрой» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ мост через реку <данные изъяты> на автодороге <адрес>-<адрес> на балансе администрации Ардинского сельского поселения не содержится, относится к дорогам местного значения муниципального района, обследование указанного объекта не проводилось, денежные средства на ремонт не выделялись.
В судебном заседании также установлено, что в 2012 году мост через реку <данные изъяты> на автодороге <адрес>-<адрес>, км 0+050, <адрес>, Федеральным дорожным агентством был внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за номером <данные изъяты>.
В соответствии с перечнем объектов транспортной инфраструктуры и средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июля 2014 года №196, не подлежат категорированию искусственные дорожные сооружения длиной до 25 м включительно (мосты, путепроводы, тоннели), надземные и подземные пешеходные переходы, противкамнепадные, противолавинные и селепроводные сооружения, скотопрогоны, а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы).
Данный мост является автомобильным, его ширина (общая) – 6 м, протяженность моста составляет 5,5 м, в связи с чем, на сегодняшний день он не подлежит включению в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем по смыслу приказа Минтранса России от 29 января 2010 года №22 «О порядке ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» с заявлением об исключении объектов из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры может обратиться только собственник.
Исходя из п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580, суд приходит к выводу, что именно орган местного самоуправления, в границах которого расположен вышеуказанный объект недвижимости, правомочен на распоряжение данным объектом, в том числе, на принятие мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Учитывая вышеизложенные требования закона, установленные в ходе судебного заседания обстоятельства дела, принимая во внимание, что мост через реку <данные изъяты> на автодороге <адрес>-<адрес>, км 0+050, <адрес> находится на территории МО «Ардинское сельское поселение», не находится ни в федеральной, ни в муниципальной собственности, ни в собственности Республики Марий Эл, суд приходит к выводу, что данный мост является бесхозяйным и имеются основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности принять меры по постановке его на учет путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
При разрешении вопроса о сроках исполнения решения суда, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо провести ответчику в целях исполнения решения суда, суд считает, что указанный в исковом заявлении срок – до 01 января 2018 года является целесообразным и достаточным.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в пользу государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, а прокурор и органы местного самоуправления в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, то государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей взысканию с ответчика в пользу местного бюджета не подлежит.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ардинское сельское поселение» Килемарского района Республики Марий Эл о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Ардинское сельское поселение» Килемарского района Республики Марий Эл в срок до 01 января 2018 года принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - моста, расположенного через реку <данные изъяты> на автодороге <адрес>-<адрес>, км 0+050, <адрес> путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл (пос.Килемары) в течение месяца со дня его принятия.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл С.В. Савинова