ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300 от 14.03.2011 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Промышленный районный суд города Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-300/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Т.Н.,

при секретаре Лесняковой О.Ю.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика руководителя управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к руководителю управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе о признании незаконным бездействия руководителя управления, выразившееся в не проведении перерасчета компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и не представлении ответа на претензию, о возложении на руководителя управления обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, а также взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к руководителю управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе о признании незаконным его бездействия, выразившегося в не проведении перерасчета компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и не представлении ответа на претензию, о возложении на руководителя управления обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с учетом всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, за период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г., и выплатить задолженность в размере
16000 руб., о взыскании с управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

Уточнив в дальнейшем исковые требования, истец просил суд признать незаконным бездействие руководителя управления, выразившегося в не проведении перерасчета компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и не представлении ответа на претензию, о возложении на руководителя управления обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с учетом всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, за период с 1 января 2009 г. по
31 декабря 2010 г., и выплатить задолженность в размере 39395 руб. 00 коп., о взыскании с управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе компенсации морального вреда в размере 10000 руб. Ранее заявленные исковые требования истец просил суд оставить без рассмотрения.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснив, что с 1992 года оплачивал коммунальные услуги с учетом 50% скидки на всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, которые предоставлялись коммунальными службами города в натуральном выражении. С 1 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг заменены на денежные выплаты. Именно с этого момента управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, осуществляющее назначение и выплату компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, не учитывало членов его семьи при назначении компенсации.

Истец пояснил, что для решения данного вопроса он 15 июня 2010 года обратился к руководителю управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе с претензией, в которой просил с 01 января 2009 года осуществить пересчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Он пояснил суду, что положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона
от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 г. № 524-0, согласно которому «конституционно правовой смысл положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вносивших изменения в данную статью, в соответствии с которым эти положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.

В силу требований статей 6, 80 и 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», решения Конституционного Суда Российской Федерации, а, следовательно, данное Определение, обязательно на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений: они подлежат исполнению немедленно после опубликования официального текста; неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Таким образом, выявленный в Определении конституционно-правовой смысл указанных положений Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ является общеобязательным и исключает любое иное, их истолкование в правоприменительной практике. Все члены семьи пользуются 50% скидкой по оплате коммунальных услуг.

Вместе с тем, руководитель управления отказался исполнять требования статей 6, 80, 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Определения Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2006 г. № 524-0, что привело к возникновению задолженности по выплате компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2009 г. по 31 декабрь 2010 г. в размере 39395 руб. 00 коп.

В претензии истец просил дать ему ответ в течение 10 дней, однако, ответа на претензию не последовало. Отказ в предоставлении информации руководителем Управления не соответствует предписаниям статей 23, 24, 29 и 55 части 3 Конституции Российской Федерации, в силу которых, не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации. Данными действиями истцу причинен моральный вред в размере 10000 руб.

Представитель ответчика, руководителя управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, по доверенности ФИО2, с исковыми требованиями не согласилась и пояснил, что 15 июня 2010 г. истец обратился в управление с просьбой осуществить перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в размере 50% с учетом проживающих с ним членов его семьи.

В соответствии с пп. 7 п. 3.1.4. Положения об управлении труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе в целях реализации задач и осуществления функций, установленных вышеуказанным положением, управление осуществляет своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан.

Сроки рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02 мая 2006 г.
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», из положений которого следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Применительно к данной ситуации, управлением, в установленный действующим законодательством срок, подготовлен и направлен в адрес заявителя мотивированный ответ исх.
№ П-978 от 14 июля 2010 г. Таким образом, пропуска срока рассмотрения обращения истца управлением не допущено. Факт направления ответа на обращение в адрес истца подтверждается выпиской из журнала исходящей корреспонденции на 2010 год.

Обратил внимание суда на то обстоятельство, что истец мог в любой момент обратиться в управление (в том числе посредством телефонной связи) по вопросу выяснения причины отсутствия ответа на его обращения или получении его дубликата. Данных действий от заявителя не последовало.

Учитывая то обстоятельство, что финансирование управления осуществляется за счет субвенций из бюджета Ставропольского края, письменная корреспонденция управления направляется почтовой связью общего пользования простыми письмами.

Более того, в соответствии Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» ответственность за утрату, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений возлагается на оператора почтовой связи. В связи с чем, руководитель управления не может нести ответственность за недоставку истцу письменной корреспонденции.

В управлении истец состоит на учете и в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона
от 12 января 1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах» пользуется мерами социальной поддержки как инвалид войны. На основании п.п. 8 и 9 ст. 14 вышеуказанного закона инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в размере 50 процентов по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим, а также оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В соответствии с постановлением правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 г. № 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» с 01 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг заменены денежными выплатами.

Учитывая то обстоятельство, что управление является подотчетным органом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, то приказы и распоряжения, издаваемыми министерством, а также разъяснения по их применению являются обязательными для управления.

Согласно разъяснениям вышестоящего отраслевого органа, решая вопрос о праве совместно проживающих граждан с инвалидом войны на получение скидки в оплате жилья и коммунальных услуг, целесообразно рассматривать вопрос об их нуждаемости в социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, являющиеся расходными обязательствами Российской Федерации, направлены на социальную защиту инвалидов войны в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, что, в свою очередь, исключает их предоставление дееспособным и трудоспособным гражданам, то есть гражданам, которые в них не нуждаются. Именно Федеральный закон «О ветеранах» регламентируется распространение мер социальной поддержки, установленных для инвалидов войны.

Данное положение нашло свое подтверждение в ст. 21 Федеральный закон «О ветеранах», определяющей круг членов семьи умершего инвалида ВОВ, на которых распространяются меры социальной поддержки - нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка указанные меры социальной поддержки также предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей в повторный брак;

3) супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак;

4) супруге погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в поддержке государства после смерти инвалида ВОВ нуждаются те же лица, которые нуждались и при его жизни. Соответственно, в разных статьях одного закона круг членов семьи не может быть различным, иначе было бы нелогичным, что при жизни ветерана у членов семьи есть право на социальную поддержку, а после его смерти – нет.

Иное толкование приводит к необоснованному расширению круга лиц, получающих государственную социальную поддержку, ставит дееспособных граждан, проживающих с инвалидами войны, в привилегированное положение по сравнению с иными лицами, а также ведет к нецелевому использованию денежных средств, выделяемых на реализацию указанных полномочий.

Согласно представленным истцом документам совместно с ним проживают: дочь – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка – ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые не состоят на иждивении истца и не относятся к указанным в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» лицам, следовательно, не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, у управления отсутствовали правовые основания предоставлять меры социальной поддержки ФИО3 и ФИО4, что в свою очередь не может свидетельствовать о бездействии руководителя управления по проведению перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.

Более того, в период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. функции по назначению и выплате компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляло управление труда и социальной защиты населения города Ставрополя, которое Распоряжением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2009 г. № 380-рп упразднено.

Управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе учреждено 30 декабря 2009 г. на основании решения Ставропольской городской Думы от 28 декабря 2009 г. № 152. К реализации своих функций по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере труда и социальной защиты населения, управление приступило с 01 января 2010 г.

В связи с вышеизложенным, требования истца в части признания незаконным бездействия руководителя управления, выразившегося в не проведении перерасчета по оплате коммунальных услуг, возложения на руководителя управления обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, а также взыскания материального ущерба и компенсации морального вреда за период с 01 января 2009г. по 31 декабря 2009 г. заявлены к ненадлежащему ответчику. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ в данной части производство по делу подлежит прекращению, так как ликвидация организации, являющейся надлежащим ответчиком по данным требованиям, завершена.

Кроме того, считает, что компенсация морального вреда возможна лишь в случае совершения виновным лицом виновного действия, которое и повлечет за собой возникновение морального вреда. Для взыскания морального вреда необходимы следующие условия: наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, вина причинителя и причинная связь.

В данном случае противоправных и виновных действий (бездействия) не имеется, не имеется и причинной связи между действиями (бездействием) управления и тем, что истец называет моральным вредом, так как управление, при назначении мер социальной поддержки, руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также разъяснениями вышестоящего отраслевого органа исполнительной власти. Учитывая вышеизложенное, нарушений прав истца управлением не допущено, что исключает причинение последнему морального вреда.

Учитывая вышеизложенное, требования истца являются не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, по доверенности ФИО5, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, представила письменные возражения на иск, из которых следует, что с исковыми требованиями не согласна и пояснила, что статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01 января 2011 года), инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг:

оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Данная норма Закона вступила в силу с 1 января 2011 года.

В связи с тем, что непосредственно Федеральным законом круг членов семьи ветеранов не установлен, то данный вопрос следует рассматривать во взаимосвязи с нормами иного законодательства. Так, например: в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса членами семьи являются: супруги, родители и дети; со ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника (нанимателя) жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником (нанимателем) его супруг, дети и родители собственника (нанимателя).

С указанной даты (с 01 января 2011г.) на территории Ставропольского края меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются следующим, совместно проживающим членам семьи инвалида войны: супругам, детям и родителям собственника (нанимателя) жилого помещения, для чего соответствующие изменения внесены в программный комплекс-АСП для назначения компенсации в автоматизированном режиме.

В связи с чем, заявителю расчет компенсации на ЖКУ (оплата жилья и коммунальные услуги) с 1 января 2011 года осуществляется с учетом его дочери.

Внучка не может быть учтена в данном расчете.

Считает, что требование заявителя о перерасчете ему компенсации на ЖКУ с учетом всех членов семьи с января 2009 года не может быть удовлетворено, поскольку до 01 января 2011 года Закон не предусматривал распространение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг на членов семьи инвалида войны.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения на территории Ставропольского края предоставлялись: супругам, родителям, детям, не достигшим возраста 18 лет, детям старше 18 лет право на меры социальной поддержки предоставлялись только в том случае, если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.

То, что указанные меры социальной поддержки предоставлялись ему в виде скидки в оплате организациями, предоставляющими коммунальные услуги, не является основанием для их предоставления органами социальной защиты населения, если это не предусмотрено Законом и на это не выделяются средства федерального бюджета.

Органы социальной защиты населения не могут нести ответственность за деятельность вышеуказанных организаций жилищно-коммунального комплекса, которые до 31 декабря 2008 года оказывали меры социальной поддержки в натуральном выражении.

Возможно, в данном случае заявитель требует предоставление ему льгот, которые были предусмотрены Постановлением - СМ СССР от 23.02.1981 г. № 209. Однако, это невозможно по следующим основаниям.

Управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в г. Ставрополе, как орган местного самоуправления, действует в рамках возложенных на него полномочий.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 1 Закона Ставропольского края от 11 декабря 2009 года № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан» Управление уполномочено предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется по принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий (ст. 26.1).

Согласно пункту 7 статьи 26.3 вышеназванного Федерального закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2-данной статьи (в которой инвалиды ВОВ и члены их семей отсутствуют); могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Меры социальной поддержки инвалидов и участников войны, определенные Федеральным законом «О ветеранах», в соответствии со статьей 10 Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 07 № 861 утверждена Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового, обеспечения которых являются указанные субвенции. Преамбулой указанного постановления ограничен перечень нормативных правовых актов, на финансирование которых выделяются средства федерального бюджета. Это Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Каждый из указанных нормативных правовых актов предусматривает ответственность в случае, если средства на реализацию указанных полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации будут использованы не по целевому назначению.

Поскольку форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, постановлением Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 г. № 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждане. Ставропольском крае в денежной форме» установлено, что с 1 января 2009 года предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в денежной форме. Тем же постановлением разработан и утвержден Порядок расчета денежной компенсации на ЖКУ в рамках наделенных полномочий.

Учитывая, тот факт, что полномочия по реализации мер социальной поддержки могут быть переданы только федеральными законами, оснований считать, что полномочия по реализации льгот, предусмотренных Постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 г. № 209, были переданы субъектам РФ, отсутствуют. Денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных постановлением, субъектам Российской Федерации не передавались. Какие-либо изменения в постановление № 209 не вносились, натуральные льготы денежными выплатами не заменялись, т.е. их порядок предоставления остался тем же: скидку в оплате жилищно-коммунальных услуг должны предоставлять организации жилищно-коммунального комплекса, что подтверждает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 г. № 524-0. Указанное определение принято в адрес организаций жилищно-коммунального комплекса и рассматривает вопрос предоставления льгот в натуральном выражении (в виде скидки в оплате).

Предлагаемый заявителем порядок предоставления мер социальной поддержки, возлагая обязательства по начислению компенсации на ЖКУ на членов семьи инвалидов ВОВ на управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, расширяет его полномочия, понуждает к использованию управлением денежных средств федерального бюджета не по целевому назначению.

Третье лицо, прокурор Промышленного района города Ставрополя, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец является инвалидом войны с 15 апреля 2005 года. В соответствии с подпунктами 8 и 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах» пользуется мерами социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, в том числе с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, а также по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.

В соответствии с постановлением правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 г.
№ 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» с 01 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг заменены денежными выплатами.

Положение подпункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2006 г. № 524-О «По жалобе гражданки ФИО6 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ, в соответствии с которым эти положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 г.

Таким образом, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона
«О ветеранах», компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется как инвалиду войны, так и проживающим совместно с ним членам его семьи.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами представителя ответчика и третьего лица о необходимости определения круга членов семьи инвалида войны по аналогии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», а также с доводом истца о том, что внучка является членом его семьи по следующим основаниям.

Истец проживает совместно дочерью ФИО3 и внучкой ФИО4 нанимателем данной квартиры является ФИО3, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг за , а также же подтверждено истцом в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд полагает, что круг членов семьи инвалида войны подлежит определению в соответствии с Семейным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Соответственно, внучка, ФИО4, к членам семьи истца законом не отнесена.

Довод представителя третьего лица о том, что предоставление 50 процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг не распространяется на проживающих совместно с инвалидом войны членов семьи в виду того, что полномочия по реализации льгот, предусмотренных Постановлением СМ СССР от 23 февраля 1981 г. № 209, не были переданы субъектам РФ, является не состоятельным, поскольку положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Закона о ветеранах подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, а меры социальной поддержки, установленные данной нормой, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона «О ветеранах»).

Таким образом, меры социальной поддержки по оплате 50 процентов жилья и коммунальных услуг предоставляется истцу с учетом совместно проживающей с ним дочери, ФИО3

Истцом заявлено требование о признании незаконным бездействие руководителя управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, выразившегося в не проведении перерасчета ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, возложения на него обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г.

Судом установлено, что в период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. функции по назначению и выплате компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляло управление труда и социальной защиты населения города Ставрополя, которое упразднено распоряжением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2009 г. № 380-рп, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и уведомлением о снятии с учета Российской организации в налоговом органе на территории РФ.

Управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе учреждено 30 декабря 2009 г. на основании решения Ставропольской городской Думы от 28 декабря 2009 г. № 152, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица и свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ. К реализации своих функций по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере труда и социальной защиты населения, управление приступило с 01 января 2010 г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. заявлены к ненадлежащему ответчику. Учитывая то, что ликвидация организации, являющейся надлежащим ответчиком по указанным требованиям, завершена, в соответствии со статьёй 220 ГПК РФ в данной части производство по делу подлежит прекращению.

Истцом представлен расчет недополученной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в размере 39395 руб. 00 коп. Данный расчет произведен истцом на основании квитанций по оплате коммунальных услуг исходя из фактически произведенных им расходов.

Суд не может согласиться с данным расчетом, так как в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» размер предоставляемой льготы законодателем определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому возможность предоставления мер социальной поддержки истцу без учета установленных норм потребления не основано на законе и способствует нецелевому использованию бюджетных средств.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что представленный ответчиком расчет ежемесячной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, с учетом проживающей совместно с ним дочери, является обоснованным и соответствующим закону.

Согласно расчету компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, приходящаяся на долю истца, составила за период с 01 января 2010 г. по 31 марта 2010 г. = 627 руб. 66коп. (627 руб. 66 коп. * 3 мес. = 1882 руб. 98 коп.) в том числе:

- оплата жилья - 22,6 кв. м ((Sобщ. 67,8 : 3 чел.) *10,7 руб. = 241,82 * 50 % =120 руб. 91 коп.;

- вывоз ТБО - 33,8 руб. / чел.* 50% = 16 руб. 09 коп.;

- холодное водоснабжение - 9,064 куб. м. * 27,47 руб. = 248,98 руб. * 50% = 124 руб. 49 коп.;

- горячее водоснабжение - 3,027 куб.м. * 56,524 руб. = 171,1 руб. * 50% = 85 руб. 55 коп..;

- водоотведение - 9,064 куб.м. * 9 руб. 97 коп. = 90 руб. 37 коп. * 50% = 45 руб. 18 коп.;

- центральное теплоснабжение - 22,6 кв. м. (Sобщ.67,8 : 3 чел.) * 13 руб. 905 коп. (0,0123 Гкал на 1 кв.метр * 1130,48 руб./Гкал) = 314 руб. 25 коп. * 50% = 157 руб. 13 коп.;

- электроэнергия - 50 кВтч * 2 руб. 56 коп. = 128 руб. * 50% = 64 руб.;

- оплата природного газа - 10 куб.м./чел. в месяц * 2,70 руб. за 1куб.м. * 50 % = 13 руб. 05 коп.

за период с 01 апреля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. = 655 руб. 65 коп. (655 руб. 65 коп. * 9 мес. = 5900 руб. 85 коп.) в том числе:

- оплата жилья - 22,6 кв. м. (Sобщ. 67,8 : 3 чел.) * 13 руб. = 293 руб. 08 коп. * 50 % = 146 руб. 09 коп.;

- холодное водоснабжение - 9,064 куб. м. * 27 руб. 47 коп. = 248 руб. 98 коп. * 50% = 124 руб. 49 коп.;

- горячее водоснабжение - 3,027 куб.м. * 56,524 руб. = 171,1 руб. * 50% = 85 руб. 55 коп.;

- водоотведение - 9,064 куб.м. * 9,97 руб. = 90 руб. 37 коп. * 50% = 45 руб. 18 коп.;

- центральное теплоснабжение - 22,6 кв. м. (Sобщ.67,8 : 3 чел.) * 13 руб. 91 коп. (0,0123 Гкал на 1 кв.метр * 1130,48 руб./Гкал) = 314 руб. 25 коп. * 50% = 157 руб. 13 коп.;

- электроэнергия - 50 кВтч * 2 руб. 56 коп.= 128 руб. * 50% = 64 руб.;

- оплата природного газа - 10 куб.м./чел. в месяц * 2,70 руб. за 1куб.м. * 50 % = 13 руб. 05 коп.

Итого за 2010 год размер компенсации, приходящийся на долю истца, составил – 7783 руб.83 коп.

Согласно расчету ежемесячная компенсации 50 процентов ЖКУ, приходящаяся на долю дочери истца составила:

за период с 01 января 2010 г. по 31 март а 2010 г. = 565,58 руб. (565,58 руб. * 3 мес. = 1696,74 руб.) в том числе:

- оплата жилья - 22,6 кв. м ((Sобщ. 67,8 : 3 чел.) *10 руб. 07 коп. = 241,82 * 50 % =120 руб. 91 коп.;

- холодное водоснабжение - 9,064 куб. м. * 27 руб. 47 коп. = 248,98 руб. * 50% = 124 руб. 49 коп.;

- горячее водоснабжение - 3,027 куб.м. * 56 руб.53 коп. = 171,1 руб. * 50% = 85 руб. 55 коп.;

- центральное теплоснабжение - 22,6 кв. м. (Sобщ.67,8 : 3 чел.) * 13,905 руб. (0,0123 Гкал на 1 кв.метр * 1130,48 руб./Гкал) = 314,25 руб. * 50% = 157 руб.13 коп.;

- электроэнергия - 50 кВтч * 2,56 руб. = 128 руб. * 50% = 64 руб.;

- оплата природного газа - 10 куб.м./чел. в месяц * 2 руб. 70 коп. за 1куб.м. * 50 % = 13 руб. 05 коп.

за период с 01.04.2010 г. по 31.12.2010 г. = 593,57 руб. (593,57 руб. *9 мес. = 5342,13 руб.) в том числе:

- оплата жилья - 22,6 кв. м. (Sобщ. 67,8 : 3 чел.) * 13 руб. = 293 руб. 08 коп. * 50 % = 146 руб. 09 коп.;

- холодное водоснабжение - 9,064 куб. м. * 27,47 руб. = 248 руб. 98 коп. * 50% = 124 руб. 49 коп.;

- горячее водоснабжение - 3,027 куб.м. * 56 руб. 53 коп. = 171,1 руб. * 50% = 85 руб. 55 коп.;

- центральное теплоснабжение - 22,6 кв. м. (Sобщ.67,8 : 3 чел.) * 13 руб. 91 коп. (0,0123 Гкал на 1 кв. метр * 1130,48 руб./Гкал) = 314,25 руб. * 50% = 157 руб. 13 коп.;

- электроэнергия - 50 кВтч * 2 руб. 56 коп. = 128 руб. * 50% = 64 руб.;

- оплата природного газа - 10 куб.м./чел. в месяц * 2 руб. 70 коп. за 1куб.м. * 50 % = 13 руб. 05 коп.

Итого за 2010 год размер компенсации, приходящийся на долю дочери истца, составил – 7038 руб. 87 коп.

Учитывая то, что в 2010 г. истцу должна была быть выплачена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 7783 руб. 83 коп., а фактически выплачена в размере 10074 руб. 14 коп., что подтверждается информацией о выплате, переплата составила 2290 руб. 31 коп. (10074,14 - 7783,83).

Таким образом, подлежащая выплате сумма компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, приходящаяся на дочь истца, составляет 4748 руб. 56 коп. (7038,87 - 2290,31).

15 июля 2010 г. истец обратился в управление с просьбой осуществить перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом проживающих совместно с ним членов его семьи. Ответа на свое обращение истец не получил. Каких-либо доказательств, подтверждающих факт неполучения ответа на обращение, истцом не представлено.

Вместе с тем в соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пп. 7 п. 3.1.4. Положения об управлении труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28 декабря 2009 г. № 152, управление осуществляет своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан.

Сроки рассмотрения обращений граждан, установленные Федеральным законом
от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», составляют 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Ответ на обращение ФИО1 исх. № П-978 направлен в адрес истца 14 июля 2010 г., что подтверждается выпиской из журнала исходящей корреспонденции управления за 2010 год.

Учитывая то, что финансирование управления осуществляется за счет субвенций из бюджета Ставропольского края, письменная корреспонденция управления направляется почтовой связью общего пользования простыми письмами. В соответствии с нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации составляют 2 дня. При таких обстоятельствах суд считает обоснованным довод представителя ответчика о том, что истец вправе был обратиться в суд 17 июля 2010 г. Фактически истец обратился с исковым заявлением в суд 16 июля 2010 г., то есть до истечения срока, установленного для предоставления ответа на обращение истца

Более того, суд не может согласиться с доводом истца о том, что надлежащим доказательством направления ответа на его обращение может служить уведомление о вручении, так как Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации не возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц обязанности по осуществлению контроля за получением заявителями ответов на их обращения.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности факта неполучения истцом ответа на его обращение.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из содержания вышеприведенной нормы гражданского законодательства следует, что ответственность за причинение морального вреда наступает при наличии следующих условий: наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, вина причинителя и причинная связь.

Следовательно, для удовлетворения исковых требований истцом должны быть представлены доказательства, достоверно подтверждающие совокупность всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для рассмотрения и разрешения дела, а также доказательства подтверждающие факт причинения ему нравственных или физических страданий, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Вместе с тем таких доказательств истцом суду не представлено.

Более того, суд не усматривает противоправности в действиях (бездействии) руководителя управления, так как в соответствии с Положением об управлении труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе осуществление полномочий по назначению и выплате компенсаций по оплате 50 процентной стоимости жилья и коммунальных услуг является задачей и функцией управления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец не доказал противоправного характера действий (бездействия) руководителя управления, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) руководителя управления и факта причинения ему физических или нравственных страданий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать руководителя управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе произвести перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, с учетом проживающей совместно с ним его дочери ФИО3

Обязать руководителя управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг за 2010 г. в размере 4748 руб. 56 коп.

В остальной части исковых требований ФИО1 к руководителю управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе и управлению труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий о признании незаконным бездействия руководителя управления, выразившееся в не проведении перерасчета компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и не представлении ответа на претензию, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н.Журавлева