Ибресинский районный суд Чувашской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ибресинский районный суд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-300/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2010 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения финансового отдела администрации Ибресинского района Чувашской Республики,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения финансового отдела администрации Ибресинского района Чувашской Республики от Дата обезличена года Номер обезличен о возврате без исполнения исполнительного листа серии ВС Номер обезличен, выданного Дата обезличена года на основании определения Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2009 года по делу №2-434/2009 и обязании указанный отдел принять исполнительный документ к исполнению.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованного лица - финансового отдела администрации Ибресинского района Чувашской Республики (далее финансовый отдел) ФИО2 и ФИО3 в удовлетворении заявления просили отказать, по основаниям, изложенным в письме от Дата обезличена года Номер обезличен и отзыве на указанное заявление.
Представитель заинтересованного лица - муниципального образования «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики» ФИО4 в удовлетворении заявления просил отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ибресинского района Чувашской Республики своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явился, о причинах не явки в суд не сообщил.
Суд, выслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, заявление находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что определением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2009 года по делу №2-434/2009 утверждено мировое соглашение, заключенное между ФИО1 и муниципальным образованием «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики», согласно которому указанное муниципальное образование обязалось произвести доплату по договору купли-продажи жилого дома от Дата обезличена года за надворные постройки и земельный участок под жилым домом и хозяйственными постройками в сумме 300 000 рублей в 2010 году по мере выделения средств из бюджета Чувашской Республики.
На основании определения об утверждении мирового соглашения Ибресинским районным судом Чувашской Республики выдан исполнительный лист от Дата обезличена года.
Заявлением от Дата обезличена года ФИО1 подал в финансовый отдел администрации Ибресинского района Чувашской Республики для исполнения указанный исполнительный лист.
Письмом от Дата обезличена года Номер обезличен финансовым отделом администрации Ибресинского района Чувашской Республики исполнительный лист возвращен ФИО1 по тем основаниям, что заявителем к исполнительному листу не приложены настоящим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Исполнительный лист также не принят к исполнению в связи с тем, что наименование должника в исполнительном листе МО «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики» не соответствует наименованию в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Ибресинского городского поселения Ибресинского района, главных администраторов и администраторов доходов бюджета Ибресинского городского поселения Ибресинского района, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ибресинского городского поселения Ибресинского района «Администрация Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики».
Дата обезличена года ФИО1 вновь обратился в финансовый отдел администрации Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа от Дата обезличена года. В данном заявлении ФИО1 указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Взыскателем к данному заявлению приложены заверенные надлежащим образом копия определения Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2009 года по делу №2-434/2009, исполнительный лист от Дата обезличена года серии ВС Номер обезличен и копии иных документов.
Письмом от Дата обезличена года Номер обезличен исполнительный лист возвращен ФИО1 При этом финансовый отдел администрации Ибресинского района Чувашской Республики указал, что к заявлению не приложена надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта.
Исполнительный лист не может быть принят к исполнению в связи с тем, что наименование должника в исполнительном листе МО «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики» не соответствует наименованию в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Ибресинского городского поселения Ибресинского района, главных администраторов и администраторов доходов бюджета Ибресинского городского поселения Ибресинского района, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ибресинского городского поселения Ибресинского района «Администрация Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики».
Расходование средств субвенций для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий, граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» производится через лицевые счета, открытые в Отделе Минфина Чувашии по Ибресинскому району.
Согласно п.5 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФИО1, считая, что (письмом от Дата обезличена года Номер обезличен) действиями по возврату исполнительного листа нарушаются его права, обжаловал их в суд.
Согласно ст.ст.1, 3, 7 Устава Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики (далее - Устав) Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики является муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления Ибресинского городского поселения вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Чувашской Республики, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики).
В соответствии со ст.20 Устава в структуру органов местного самоуправления Ибресинского городского поселения входят: глава Ибресинского городского поселения; Собрание депутатов Ибресинского городского поселения; администрация Ибресинского городского поселения.
Согласно ст.ст. 21, 37 и 38 Устава глава Ибресинского городского поселения является высшим должностным лицом Ибресинского городского поселения и наделяется полномочиями в соответствии с настоящим Уставом.
Администрация Ибресинского городского поселения - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики.
Структуру администрации Ибресинского городского поселения составляют глава администрации Ибресинского городского поселения, его заместители, структурные подразделения местной администрации.
Главой администрации Ибресинского городского поселения является глава Ибресинского городского поселения.
Согласно ст.15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В силу п.1 ч.4 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст.2 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий Чувашской Республики и делегированных федеральных полномочий имеют право: на финансовое обеспечение государственных полномочий Чувашской Республики и делегированных федеральных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления вышеуказанных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
В силу ст.239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Статья 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно ст.ст. 35 и 36 Устава Ибресинского района Чувашской Республики администрация Ибресинского района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики.
Структуру администрации Ибресинского района составляют глава администрации Ибресинского района, его заместители, структурные подразделения администрации Ибресинского района.
В структуре администрации Ибресинского района могут создаваться отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Ибресинского района, которые действуют на основании положений, утвержденных Собранием депутатов Ибресинского района.
Решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 04 октября 2005 года №32/5 утверждено Положение о финансовом отделе администрации Ибресинского района Чувашской Республики (далее - Положение).
Согласно указанному Положению финансовый отдел администрации Ибресинского района (далее - финансовый отдел) является финансовым органом местного самоуправления Ибресинского района, осуществляющим выработку финансовой, бюджетной, налоговой политики в Ибресинском районе и нормативное правовое регулирование.
В соответствии с п.3.1.30 Положения финансовый отдел осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Ибресинского района, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ибресинского района и бюджетов поселений, а также по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступивших во временное распоряжение муниципальных учреждений Ибресинского района.
Таким образом, ФИО1 правильно направил исполнительный документ в отношении должника муниципального образования «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики» в финансовый отдел администрации Ибресинского района Чувашской Республики, являющийся органом, исполняющий исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания по денежным обязательствам муниципального образования.
Судом установлено, что ФИО1 представлены в финансовый отдел все предусмотренные законом документы л.д.21, 46, 53-58).
Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Данной нормой не предусмотрено такое основание для возврата исполнительного документа, как отсутствие в финансовом отделе лицевых счетов должника.
Суд, оценивая утверждения финансового отдела о том, что расходование средств субвенций для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий, граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» производится через лицевые счета, открытые в Отделе Минфина Чувашии по Ибресинскому району приходит к следующему.
Согласно п.3 ч.1 и ч.3 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся: многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (приложение №65), утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2009 года №443.
Согласно п.2.3 указанных Правил средства, поступающие из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет муниципального района на указанные цели, подлежат дальнейшему перечислению в бюджеты поселений.
Правила предоставления средств из бюджета Ибресинского района на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (приложение №7), (далее - Правила), утверждены постановлением главы Ибресинского района Чувашской Республики от 30 декабря 2009 года №830в.
Данные правила (Раздел 1) регулируют порядок предоставления из бюджета Ибресинского района Чувашской Республики бюджетам поселений Ибресинского района на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями». Предоставление средств осуществляется за счет субвенций, поступающих из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В соответствии с п.2.1 Правил в соответствии с Решением Собрания депутатов Ибресинского района «О бюджете Ибресинского района Чувашской Республики на 2010 год» главным распорядителем в разделе 1 настоящих Правил является финансовый отдел администрации Ибресинского района.
Согласно п.2.2 Правил бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования за счет указанных средств учитываются на лицевом счете финансового отдела администрации Ибресинского района, открытом в финансовом отделе. На основании расходных уведомлений указанные средства зачисляются на лицевые счета финансового отдела, открытый в отделе Министерства финансов Чувашской Республики в Ибресинском районе.
При передаче указанных средств бюджетам поселений средства, перечисляются с лицевого счета финансового отдела администрации Ибресинского района, открытого в отделе Министерства финансов Чувашской Республики в Ибресинском районе, на счет УФК по Чувашской Республике, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты поселений.
Пунктом 2.3 указанных Правил предусмотрено, что санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств, осуществляется отделом Министерства финансов Чувашской Республики в Ибресинском районе в порядке установленном Министерством финансов Чувашской Республики.
После проверки и санкционирования оплаты денежных обязательств платежные документы направляются отделом Министерства финансов Чувашской Республики в Ибресинском районе в финансовый отдел администрации Ибресинского района для осуществления кассовых выплат с лицевого счета бюджета Ибресинского района, открытого финансовому отделу администрации Ибресинского района в Отделении по Ибресинскому району Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Следовательно, обязанность по исполнению исполнительного документа о взыскании задолженности с должника в пользу взыскателя возложена на финансовый отдел администрации Ибресинского района Чувашской Республики, а не на Отдел Минфина Чувашии по Ибресинскому району.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года №8-п взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения финансового отдела, поскольку возврат исполнительного листа заявителю нарушает его права и свободы, а также не соответствует закону.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Признать незаконным выраженное в письме от Дата обезличена года Номер обезличен решение финансового отдела администрации Ибресинского района Чувашской Республики о возврате исполнительного листа серии ВС Номер обезличен, выданного Дата обезличена года на основании определения Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2009 года по делу №2-434/2009.
Обязать финансовый отдел администрации Ибресинского района Чувашской Республики устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1, приняв к исполнению названный исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В.Николаев