ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300 от 22.04.2010 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                    Железноводский городской суд Ставропольский край                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Железноводский городской суд Ставропольский край — Судебные акты

№ 2-300/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железноводский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи   Гараничевой И.П.,

при секретаре   Погребняк И.Н.

с участием:

истца   Арининой С.В.,

представителя ответчика   Администрации города-курорта Железноводска в лице юрисконсульта юридического отдела Путятина А.А., действующего по доверенности,

представителя третьего лица   - Управления муниципальным имуществом города Железноводска - Мухамбеткалиевой Н.С., действующей по доверенности,

представителя третьего лица   – Совета города-курорта Железноводска - Шаталовой М.П., действующей по доверенности,

представителя третьего лица -   Управления архитектуры и градостроительства Администрации города-курорта Железноводска -   Виноградова Е.Н., действующего по доверенности,

рассмотрев 22 апреля 2010 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело

по иску Арининой С.В. к Администрации города-курорта Железноводска о признании действий Администрации города курорта Железноводска незаконными, обязании предоставить земельный участок,

установил:

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 26 АБN 328129 от 15.02.2007 года Арининой С.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: г.Железноводск, хутор Розы Люксембург, 27, площадью 30,70 квадратных метра, расположенный на земельном участке площадью 1499± 14 квадратных метра.

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города-курорта Железноводска о признании за ней права собственности на вышеуказанный земельный участок.

Свои доводы мотивирует тем, что земельным участком пользовался еще ее дед. Сама она пользуется земельным участком на протяжении 42 лет. На земельный участок оформлено землеустроительное дело, постановлением Главы города Железноводска № 1005 от 25.08.2008 года утвержден проект его границ, 25.09.2009 года составлен кадастровый паспорт. Несмотря на это, администрацией города ей было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, поскольку земельный участок расположен в пределах особо охраняемой природной территории. С отказом Администрации она не согласна, так как в графе 8.2 кадастрового паспорта земельного участка имеется указание на то, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а к землям особо охраняемых территорий и объектов не относится. В связи с чем считает действия Главы города-курорта Железноводска, выраженные в отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка, незаконными и нарушающими ее конституционные права иметь в частной собственности землю, нарушающими ее права на пользование земельным участком, так как она не может его зарегистрировать в установленном законом порядке.

На основании изложенного просит суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 1499 кв.метра, расположенный по адресу: г.Железноводск, х.Розы Люксембург, дом.27.

В ходе рассмотрения дела по существу истец в порядке ст.39 ГПК РФ увеличила исковые требования и просила признать действия Администрации города-курорта Железноводска, выраженные в отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконными, обязать ответчика предоставить ей указанный земельный участок в собственность за плату.

В судебном заседании истец Аринина С.А. полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Других доводов не имела.

Представитель ответчика - Администрации города-курорта Железноводска, заявленные Арининой С.В. исковые требования о предоставлении в собственность земельного участка не признал, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Указом Президента РФ от 27.03.1992 года району КМВ придан статус особо-охраняемого эколого-курортного региона федерального значения в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 года №426 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах» регион КМВ признании федеральным курортом. В силу статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрены ограничения земельных участков особо охраняемых природных территорий в обороте путем запрета их предоставления в частную собственность. В перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности включены, в том числе, земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, а также земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Статья 94 Земельного кодекса РФ относит земли оздоровительных местностей и курортов к землям особо охраняемых территорий. Согласно пункту 1 ст.94 Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Решением Совета города-курорта Железноводска от 07.06.2005 года № 669 «Об утверждении границ зон особо охраняемых территорий, включающих земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение и ограничении оборотоспособности земельных участков на территории города Железноводска» были утверждены границы зон особо охраняемых территорий, включающих земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение и ограничены в оборотоспособности земельные участки на территории города-курорта Железноводска. Согласно ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Согласно статье 96 ЗК РФ земли лечебно -оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. Согласно пункту 5 статьи 31 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. В силу пункта 7 статьи2 и пункта 4 ст. 31 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2 ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно- оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 года № 14 города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск признаны курортами федерального значения. В соответствии с указанным Постановлением, земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Железноводск имеют ограниченный режим использования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горносанитарной) охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты городских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного Кодекса РФ. Факт нахождения спорных земельных участков в границах курорта федерального значения – город Железноводск уже является основанием к отказу в предоставление их в собственность заявителю. При таком положении, действующим законодательством не допускается предоставление Арининой С.В. земельного участка в собственность, просит в удовлетворении искового заявления Арининой С.В. отказать.

Представитель третьего лица - Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, доводы истца не признала и полностью поддержала позицию ответчика, представив отзыв на иск, согласно которому статьей 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В силу п.5 ст.27 ЗК РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Согласно п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации. Согласно п.2 ст.95 ЗК РФ, земли особо охраняемых природных территорий, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ст.96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно оздоровительных местностей и курортов. В силу п.4 ст.31 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в соответствии с п.2 ст.3 которого территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 курорт г.Железноводск, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, горно-санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В силу этих обстоятельств земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса. В соответствии с п. 1 ст.95 Земельного кодекса РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно- оздоровительных местностей и курортов. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно- оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности и курорта. На основании вышеизложенного, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель   третьего лица -   Совета города-курорта Железноводска в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда, согласно действующему земельному законодательству, так как достоверных сведений о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте и относится к землям особо охраняемых природных территорий у Совета города-курорта Железноводска не имеется. Почти все пункты решения Совета города-курорта Железноводска № 669 от 07.06.2005 года «Об утверждении границ зон особо охраняемых территорий, включающих земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и ограничения оборотоспособности земельных участков на территории города Железноводска» в настоящее время отменены, кроме пункта 4 данного решения, согласно которому земельные участки могут предоставляться в частную собственность, согласно действующему законодательству.

Представитель третьего лица - Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Железноводска в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда, согласно действующему земельному законодательству, так как достоверных сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в управлении архитектуры и градостроительства Администрации города-курорта Железноводска не имеется. Согласно картографическим материалам и представленному истицей межевому делу спорный земельный участок граничит с землями Бештаугорского лесхоза, которые входят в границы природного заказника «Бештаугорский» по постановлению Губернатора Ставропольского края №493 от 17.09.2001 года.

Выслушав объяснения по иску сторон, исследовав материалы гражданского и инвентарного дела, а также представленные сторонами в условиях состязательности процесса письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

В соответствии со ст.9,36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности граждан, которые владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Как бесспорно установлено в судебном заседании, и это обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, истица является собственником объекта недвижимости – жилого дома № 27, расположенного по адресу: г.Железноводск, хутор Розы Люксембург, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АБN 328129 от 15.02.2007 года. Объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1499±14 квадратных метра, с кадастровым номером 26:31: 020238:29.

Основанием для регистрации права собственности Арининой С.В. на указанный жилой дом явилось решение мирового судьи судебного участка № 2 города Железноводска от 15.12.2006 года.

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1499±14 квадратных метра, с кадастровым номером 26:31: 020238:29, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, в котором в графе «категория земель» указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, в графе разрешенное использование указано - «для использования индивидуального жилого дома», в остальных графах, в том числе и в графе «земли особо охраняемых территорий и объектов» стоит прочерк.

Спорный земельный участок, на котором расположен жилой дом, фактически находится в пользовании истца Арининой С.В. с 22.07.1978 года, о чем свидетельствуют, данные о ее регистрации по месту жительства.

Постановлением Администрации города-курорта Железноводска № 1005 от 25 августа 2008 года утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: город Железноводск, хутор Розы Люксембург, 27 площадью 1499 квадратных метра, имеющего разрешенное использование – для индивидуального жилого дома.

Ответчиком данные обстоятельства о фактическом использовании спорного земельного участка для использования жилого дома не оспариваются, не оспаривается также то обстоятельство, что истица владеет спорным земельным участком на праве, вид которого не определен, определить вид этого права невозможно, но очевидно, что оно возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть спорный земельный участок может быть предоставлен истице на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» в редакции ФЗ от 23.11.2007 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» в случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляется в частную собственность.

Обжалуемым постановлением Администрации города-курорта Железноводска № 554 от 22 декабря 2009 года, которое принято в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», Законом Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», Арининой С.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Железноводск, хутор Розы Люксембург, 27, имеющего разрешенное использование – для использования индивидуального жилого дома с пристройкой (литеры А-а) площадью 1499 квадратных метра, так как земельный участок расположен в пределах особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст.15 ЗК РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности в силу ЗК и других федеральных законов.

В соответствии со ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами, при этом, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом РФ.

Изъятие и ограничение в обороте земельных участков может быть установлено только федеральными законами, поскольку в соответствии со ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, установлен п.4 ст.27 ЗК РФ. Спорный земельный участок к таким землям не относится. В перечень земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и ограниченных в обороте, согласно п.5 ст.27 ЗК РФ, входят земли в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в п.4 ст.27 ЗК РФ.

Согласно п.2,4 ст.95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, при этом в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий, могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правого режима.

Согласно ФЗ № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями – ФЗ № 196 от 30.12.2001 года) особо охраняемые природные территории – это участки земли, … где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное и оздоровительное значение, и изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны лечебно-оздоровительные местности. Лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и которые подлежат включению в Государственный кадастр, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно –санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что доводы ответчика, ссылающегося на указанный Федеральный закон, нельзя признать состоятельными, поскольку указанный ФЗ не регулирует земельные отношения по предоставлению земель в частную собственность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.03.1992 года № 309, определившего статус района Кавказских Минеральных Вод, как особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, имеющего федеральное значение в границах округа санитарной защиты курорта, постановлением Правительства РФ № 462 от 06.07.1992 года утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ – Кавказских Минеральных Водах». Положение регулирует вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития КМВ, принципы образования и деятельности Администрации КМВ, ее компетенцию, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод, который располагается, в том числе, в Ставропольском крае, городах Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск и Ессентуки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 14 от 17.01.2006 года, на которое ссылается ответчик, курорт Железноводск, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны. Этим же Постановлением утверждено положение о курорте Железноводск, которое регулирует порядок функционирования курорта, организацию лечебной деятельности, развитие и застройку, разработку природных ресурсов и санитарную охрану курорта.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что данными Положениями определяются границы природопользования, однако не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.

Согласно ст.14 ФЗ от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, от 30.06.2006 года № 93-ФЗ, от 04.12.2006 года № 201-ФЗ в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера, местоположение (адрес), площадь, категория земель и разрешенное использование земельных участков, описание границ земельных участков, их отдельных частей, зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения), экономические характеристики, качественные характеристики, наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Однако, ответчиком не представлены доказательства в подтверждение своих возражений на иск, о том, что спорный земельный участок исключен или ограничен в установленном законом порядке в обороте, включен в государственный кадастр, как особо охраняемая природная территория и что передача истцу земельного участка в собственность приведет к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии со ст.96 ЗК РФ на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, границы и режим округов охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Федеральный закон № 26 от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями, внесенными ФЗ № 160 от 23.07.2008 года) устанавливает общее понятие курорта, округов санитарной (горно-санитарной) охраны с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания. В силу ст.16 ФЗ № 26 в составе округа выделяется до 3-х зон и лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности. Указанный закон устанавливает, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливается Правительством РФ. Утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам и месторождений природных лечебных ресурсов, считать округами горно-санитарной охраны.

При этом суд принимает во внимание, что согласно ст.2 ФЗ № 26 законодательство о природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что доводы ответчика, ссылающегося на указанный Федеральный закон, нельзя признать состоятельными, поскольку указанный ФЗ не регулирует земельные отношения по предоставлению земель в частную собственность.

Постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 года (с изменениями от 20.12.2002 года № 909, № 449 от 19.07.2006 года) во исполнение Федеральных законов «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и «Об особо охраняемых природных территориях» утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации Правительством Российской Федерации округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий.

Также как и сам ФЗ указанное Положение устанавливает, что округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, в составе округа выделяется до 3-х зон, лишь на территории первой зоны, которая устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников, месторождений грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. П.18 Положения предусматривает, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Ответчиком не представлены суду доказательства в подтверждение того, что спорный земельный участок, расположен на территории первой санитарной зоны.

Кроме того, в соответствии со ст.3 ЗК РФ специальное законодательство применяется лишь к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий, при этом к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством, однако ЗК РФ спорные правоотношения урегулированы.

На территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды. Границы округа горно-санитарной защиты КМВ являются действующими и находятся на землях курортов. Существование частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты допускается.

Согласно ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению включают в себя, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В силу ч.2 ст.8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 94-96 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Однако ответчиком не опровергнуты доводы истца и в подтверждение своих возражений не представлены доказательства того, что земли города-курорта Железноводска изъяты из оборота и для них, в установленном законом порядке, установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, их охраны и использования устанавливается Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. В соответствии со ст.8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в Федеральной собственности – Правительством Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления. Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от форм их собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено ЗК. (ФЗ от 21.07.005 года № 111-ФЗ) При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального Закона РФ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» с изменениями, внесенными ФЗ № 160 от 23.07.2008 года, перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель. В иных случаях, помимо предусмотренных ч.1 ст.15 указанного ФЗ такой перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответчиком не представлены доказательства того, что спорный земельный участок переведен из категории – земли поселений, в какую-либо другую категорию. Как усматривается из материалов дела, земли города-курорта Железноводска не включены в государственный земельный кадастр, как земли особо охраняемых природных территорий. Доказательств обратного ответчик не представил.

В связи с изложенным ссылку ответчика на решение Совета города Железноводска № 669 от 07.06.2005 года «Об утверждении границ зон особо охраняемых территорий, включающих земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение и ограничении оборотоспособности земельных участков на территории города Железноводска», принятое 07.06.2005 года, то есть после принятия и опубликования ФЗ № 172 от 30.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», вступившего в силу 05.01.2005 года и внесения изменений в ст.8 ЗК РФ, нельзя признать состоятельной, поскольку данным решением фактически изменено назначение земельных участков, в том числе и земельного участка истца, осуществлен перевод земель из одной категории в другую в нарушение вышеизложенного законодательства, а также в связи с тем, что указанный перевод нельзя считать состоявшимся с учетом требований ст.5 указанного федерального закона, так как запись о переводе земельного участка в другую категорию в Единый государственный реестр не внесена и доказательств обратного ответчиком не представлено.

Согласно исследованным в судебном заседании письменным доказательствам, а именно землеустроительному делу, включающему в себя кадастровой паспорт земельного участка, который является выпиской из государственного земельного кадастра, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет кадастровый номер, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования индивидуального жилого дома.

Согласно исследованным в судебном заседании проектным материалам по установлению границ зон особо охраняемых территорий с особым правовым режимом использования земель в пределах муниципального образования города Железноводска Ставропольского края, утвержденным Решением совета города Железноводска от 07.06.2005 года № 669 не усматривается принадлежность спорного земельного участка к какой-либо зоне санитарной охраны курорта. Каких-либо указаний на нормативный акт, в соответствии с которым спорный земельный участок взят под государственную охрану в проектных материалах не имеется и ответчиком не представлено.

Перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков содержится в п.4 ст.28 ЗК РФ и отказ возможен лишь в отношении земельных участков, изъятых из оборота. При этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Кроме того, суд приходит к мнению, что ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что земли курорта Кавказские Минеральные Воды и города Железноводска в частности включены в государственный кадастр, как особо охраняемые природные территории, исключены или ограничены в обороте, и что спорный земельный участок расположен на территории первой санитарной зоны, что влечет запрет на передачу земельного участка в собственность истцу.

С учетом конкретных обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств в условиях состязательности гражданского процесса, когда в соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено доказательств, опровергающих законность и обоснованность заявленных истцом требований.

Согласно ст.254 ГПК РФ, ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, …если считает, что нарушены его права и свободы.

Поскольку в соответствии со ст.29 ЗК РФ основанием для приватизации земельных участков является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятое в рамках их компетенции, которое свидетельствует об административно-правовом способе возникновения прав и обязанностей, то действия администрации города-курорта Железноводска, фактически выразившиеся в отказе передать истцу Арининой С.В. в собственность земельный участок, нарушают права истца, создают препятствия в осуществлении своего права на приватизацию земельного участка.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

  С учетом приведенных обстоятельств, суд считает заявленные Арининой С.В требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.9,36,46 Конституции РФ, ст.ст.3, 7-9, 15, 27-29, 36, 83, 85, 94-96 ЗК РФ, ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Арининой С.В. к администрации города-курорта Железноводска удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы города-курорта Железноводска Ставропольского края № 554 от 22.12.2009 года «Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка Арининой Светлане Васильевне», расположенного по адресу: город Железноводск, хутор Розы Люксембург, дом 27, кадастровый номер 26:31:020238:29, площадью 1499 квадратных метра».

Обязать Администрацию города-курорта Железноводска заключить с Арининой Светланой Васильевной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:31: 0202 38:29, площадью 1499 квадратных метра, расположенного по адресу: город Железноводск, х.Розы Люксембург, д. 27.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья И.П. Гараничева