Дело № 2-3000 (2016)
Решение
Именем Российской Федерации
28 июня 2016 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.
при секретаре Луцай Я.Ю.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска о включении периода работы в общий трудовой стаж, перерасчете размера пенсии,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска о включении периода работы в общий трудовой стаж, перерасчете размера пенсии, ссылаясь, что 15.06.2012 г. ей назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с тем, что трудовая деятельность истца протекала как на территории Российской Федерации, так и на территории Эстонской ССР, при назначении ФИО3 пенсии были применены нормы Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Таллин 14.07.2011 г. При определении размера пенсии период работы истца в различных должностях (инженер, мастер участка) в войсковой части №... с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г. был рассмотрен как период работы на территории Эстонской Республики. По мнению истца, указанный период работы подлежит включению в трудовой стаж для назначения пенсии по старости как период работы на территории Российской Федерации. Просит суд обязать Управление Пенсионного фонда (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска засчитать в ее общий трудовой стаж период работы с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г. в войсковой части №... Балтийского флота, как период работы на территории Российской Федерации; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии по старости с 01.03.2016г. с учетом периода работы с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г. в войсковой части №... Балтийского флота и с учетом сведений о заработной плате за период работы в войсковой части №... Балтийского флота с января 1984 г. по декабрь 1989 г. (по наиболее выгодному варианту).
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, полгая отказ Пенсионного фонда в перерасчете пенсии законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО3, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 9 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (в том числе Эстонская Республика) производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 указанного Закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 года, данный договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора (статья 3).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии (пункт 1 статьи 6 Договора).
В соответствии с п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем определения, общего трудового стажа и среднемесячного заработка за периоды, учитываемые в общий трудовой стаж, необходимого для установления расчетного размера трудовой пенсии в целях определения величины расчетного пенсионного капитала.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Положениями статьи 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено, что в ходе оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. применяется порядок подтверждения трудового стажа, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ. До 01.01.2002 на территории Российской Федерации установление и выплата государственных пенсий осуществлялась в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон РФ № 340-1).
Принимая во внимание нормы Закона РФ № 340-1, регламентирующие исчисление пенсий из заработка, в заработок для исчисления пенсии включаются все периоды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работ (служебных обязанностей), предусмотренных статьей 89 Закона РФ № 340-1, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что истец является получателем пенсии по старости с 15.06.2012 г. в соответствии со ст. 7 Федеральный закон № 173-ФЗ.
При установлении трудовой пенсии по старости Управлением, кроме норм Федерального закона № 173-ФЗ были также применены нормы Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 г.
По подсчетам Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска ее общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав составил 5 лет 6 месяцев, пенсия назначена без учета заработной платы и на дату возникновения права ее размер составил <...>, с 01.07.2012 г. к назначенной пенсии установлена федеральная социальная доплата на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, размер которого в Брянской области с 01.01.2016 г. составляет <...>.
С 01.03.2016 г. общий размер выплат ФИО3 составляет <...>, в том числе <...> – размер пенсии, <...> – размер федеральной социальной доплаты.
При исчислении размера пенсии ФИО3 в соответствии с нормами Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска не был учтен период работы в войсковой части №... с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г., поскольку период указанной работы протекал в войсковой части, дислоцировавшейся на территории ЭССР в г. Таллин.
Согласно записям 9-15 в трудовой книжке ФИО3 работала в войсковой части №... в период с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г.
Архивной справкой № 8029, 8030 от 27.08.2014г., выданной филиалом архива Военно-Морского Флота ФГКУ «Центральный архив» Министерства обороны Российской Федерации подтверждается, что приказом командира войсковой части №... Балтийского флота от <дата>№...-к ФИО3 принята переводом с 22 мая 1981 года инженером проектно-сметного отдела с окладом <...> в месяц. Приказом командира ФИО4 части №... от <дата>№...-к ФИО3 переведена с 8 июня 1983 года на должность мастера с окладом <...> в месяц. На основании приказа командира войсковой части №... от <дата>№...-к ФИО3 с 1 июля переведена на должность инженера проектно-сметной группы с окладом <...> в месяц. Приказом командира той же части от <дата>г. №...-к ФИО3 уволена по собственному желанию по ст. 35 КЗОТ ЭССР с 22 февраля 1990 года.
Также в указанной архивной справке содержится информация о том, что войсковая часть №... в 1981 – 1990 годы дислоцировалась в г. Таллин Эстонской ССР.
Указом Президента Российской Федерации № 52 от 27.01.1992 «О переходе Северо-Западной группы войск и Балтийского флота под юрисдикцию Российской Федерации» Северо-Западная группа войск и Балтийский флот переведены под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением главнокомандующему Вооруженными Силами СНГ (п. 1); установлено, что финансирование деятельности Северо-Западной группы войск и Балтийского флота осуществляется за счет бюджета Российской Федерации (п. 2).
Согласно ст. 17 Закона РФ от 24.09.1992 № 3531-1 «Об обороне» дислокация войск и сил флота осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими возможностями регионов Российской Федерации.
План дислокации войск и сил флота разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации при согласовании с Правительством Российской Федерации, органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны Российской Федерации.
Передислокация войск и сил флота в пределах территорий, выделенных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется министром обороны Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти и управления, а в составе от соединения и выше - с разрешения Президента Российской Федерации.
Дислоцирование войск и сил флота за пределами Российской Федерации допускается только с санкции Верховного Совета Российской Федерации.
Таким образом, дислокация - это размещение воинских частей (объединений, соединений) Вооруженных Сил РФ, учреждений, военно-учебных заведений в отведенных для них местах (военных городках, лагерях, населенных пунктах и т.д.) в мирное время (а в военное время - также на фронте).
ФИО3 работала в войсковой части, местом дислокации которой являлся г. Таллин Эстонской Советской Социалистической Республики.
Периоды трудовой деятельности истца до распада СССР в декабре 1991 года (декларация Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 года), когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к российскому страховому, а также и к общему трудовому стажу, в связи с чем сведения о заработке истца за данные периоды подлежат учету при перерасчете трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала.
Поскольку ФИО3 в период с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г. осуществляла трудовую деятельность на территории бывшего СССР, то в соответствии с действующими законодательством, международными актами имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации.
Кроме того, все войсковые части Балтийского флота в настоящий момент переданы под юрисдикцию Российской Федерации, все архивы по личному составу, в которых хранятся сведения о периодах работы и о заработной плате за вышеуказанный период, находятся в ведение Министерства обороны Российской Федерации.
Тот факт, что в 1981-1990 годы войсковая часть №... Балтийского флота дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может служить основанием для включения спорного периода работы истца, как периода работы на территории Эстонской ССР.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорный период подлежит зачету в трудовой стаж истца, учитываемый при расчете размера пенсии на основании Российского законодательства.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Судом установлено, что ФИО3 обратилась в УПФР в Советском районе городского округа города Брянска с заявление о перерасчете размера пенсии по старости 26.02.2016 г., следовательно, истец имеет право на указанный перерасчет с 01.03.2016 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда (ГУ) в Советском районе городского округа города Брянска засчитать в общий трудовой стаж ФИО3 период работы с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г. в войсковой части №... Балтийского флота, как период работ на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Пенсионного фонда (ГУ) в Советском районе городского округа города Брянска произвести перерасчет размера пенсии по старости ФИО3 с 01.03.2016 г. с учетом периода работы с 22.05.1981 г. по 22.02.1990 г. в войсковой части №... Балтийского флота и с учетом сведений о заработной плате за период работы в войсковой части №... Балтийского флота с января 1984 г. по декабрь 1989 г. (по наиболее выгодному варианту).
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Ильюхина
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2016 года.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 июля 2016 года.