ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3000/2022 от 15.08.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-3000/2022

76RS0014-01-2022-002020-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

15 августа 2022 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Тимофеевской О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района города Ярославля, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные недвижимые объекты,

установил:

Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к КУМИ мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля, в котором просил

- Обязать КУМИ мэрии города Ярославля в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта сети водоснабжения по <адрес>;

- Обязать департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанных выше участков газопровода
в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки установлено, что на территории Кировского района г.Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости – сети водоснабжения по <адрес>. Данный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Непринятие мер по обращению в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.

Помощник прокурора Шокурова М.А. иск поддержала по доводам, изложенным в нем. Полагала, что разумным сроком для исполнения решения суда будет срок не более 6 месяцев.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. КУМИ мэрии г. Ярославля представило отзыв на иск, в котором просил увеличить срок исполнения решения суда, рассмотреть дело без участия представителя. Указал, что была инициирована процедура признания бесхозяйным имуществом сети водоснабжения по <адрес>.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия г. Ярославля

Согласно ст. 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи
на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Установлено, что на территории Кировского района г. Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости – сети водоснабжения по <адрес>.

Вышеуказанные объекты не являются объектами муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйной сети водоснабжения бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. Изложенное ответчиками не оспаривалось.

В соответствии с п.п. 2-2.5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее – Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в целях реализации Порядка:

Совместно с территориальными администрациями мэрии города Ярославля, ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, выявляет бесхозяйные объекты на территории города Ярославля.

Совместно с ресурсоснабжающими организациями обследует бесхозяйные объекты и составляет акты их технического состояния.

Запрашивает в департаменте градостроительства мэрии города Ярославля копию топографического плана бесхозяйных объектов () и обозначает их границы. В случае отсутствия на существующем топографическом плане бесхозяйных объектов заказывает выполнение контрольно-геодезической съемки бесхозяйных объектов в организациях, имеющих свидетельство саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, с обязательным размещением результатов контрольно-геодезической съемки в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства мэрии города Ярославля.

Направляет собранную документацию о бесхозяйных объектах в комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.

После получения уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных объектов на содержание и ремонт сроком на один год эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.п. 3.2-3.7 Порядка Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в целях реализации Порядка:

Обеспечивает выполнение кадастровых работ с постановкой бесхозяйных объектов на государственный кадастровый учет и направление заявлений о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении уведомлений о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

По истечении одного года со дня внесения записи о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляет исковые заявления в суд о признании права муниципальной собственности на данные объекты.

Обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.

Обеспечивает определение рыночной стоимости бесхозяйных объектов.

Организует совместно с департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля передачу бесхозяйных объектов обслуживающим организациям для содержания и ремонта.

Не принятие комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля мер по обращению в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанной сети водоснабжения в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на данный бесхозяйный объект, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии
г. Ярославля (ОГРН , ИНН ) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда
в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав
на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта сети водоснабжения по <адрес>.

Обязать департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (, ИНН ) в течение трех месяцев после постановки на учет указанной выше сети водоснабжения
в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать ее передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

В.В. Воробьева

Изготовлено 16.08.2022 года