Дело № 2-3001/13РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
12 сентября 2013 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
с участием прокурора Сапелкина А.П.,
при секретаре Симанковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах Зозуля М.А. к Администрации Тамбовской области, Управлению социального развития Тамбовской области об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Кирсановский межрайонный прокурор Тамбовской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Октябрьский районный суд г.Тамбова с иском в интересах Зозуля Максима Анатольевича к Управлению социального развития Тамбовской области о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование иска указано, что Кирсановской межрайонной прокуратурой Тамбовской области была проведена проверка по письменному заявлению Зозуля М.А. по вопросу улучшения жилищных условий. Проведенной проверкой установлено, что Зозуля М.А., *** года рождения, является ***, в связи с тем, что *** ФИО3 *** году ***. С *** Зозуля М.А. находился под опекой и был включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья. В настоящее время Зозуля М.А. *** лет и до настоящего времени он своего жилья не имеет и не имеет возможности приобрести жилье за счет собственных средств. Постановлением администрации *** от *** *** поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении. Просил предоставить Зозуля М.А. социальную выплату в размере, исчисленном исходя из 33 кв.м. общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.м., подлежащей применению для расчета размеров социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан на приобретение жилья.
С учетом заявления об уточнении исковых требований, прокурор просил обязать Администрацию Тамбовской области предоставить Зозуля М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 29.05.2013г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления социального развития Тамбовской области на надлежащего ответчика - Администрацию Тамбовской области.
После передачи дела для рассмотрения по подсудности в Ленинский районый суд г.Тамбова, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление социального развития Тамбовской области.
Истец ФИО1 и прокурор Сапелкин А.П. в судебном заседании поддержали уточненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления социального развития Тамбовской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в возражениях на иск просит рассмотреть дело без участия его представителя, отказать в удовлетворении исковых требований. В возражениях указано, что права ФИО1 не нарушены, поскольку он включен в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под №***. Лимит средств областного и федерального бюджетов позволяет обеспечивать жильем в текущем году 175 граждан данной категории в очередности, установленной данным Списком. Таким образом, права ФИО1 не нарушены, заявленные прокурором требования необоснованны.
Представитель ответчика Администрации Тамбовской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по аналогичным основаниям, кроме того, указала, что Администрация Тамбовской области является ненадлежащим ответчиком.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч ч.1,2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах.
Согласно ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступивший в силу с 01.01.2013 г.) действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма закреплена в Законе Тамбовской области от 25.12.2012 г. № 225-З «О внесении изменений в отдельные законы Тамбовской области, регулирующие обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Тамбовской областной Думой 22.12.2012 г., опубликован 28.12.2012 г., вступил в силу 08.01.2013 г.).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12. 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные нормы права закреплены в ст. 6. Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, и подтверждается письменными материалами дела, что решением *** районного суда *** 20.12.1995г. ФИО3 была *** в отношении *** - ФИО1
Постановлением администрации *** от *** опекуном ФИО1 была назначена ФИО6
До настоящего времени ФИО1 проживает с опекуном в *** квартире, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности его *** (с ***. – ФИО8
Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 в собственности жилья не имеет, что подтверждается письменными материалами дела (л.д. 32-33).
Постановлением администрации *** от 31.03.2011г. *** ФИО1 включен в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время ФИО1 значится в данном Списке под № ***.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспариваются.
Таким образом, истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, имеющих право на предоставление благоустроенного специализированного жилого помещения по договору найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З (редакция от 25.12.2012 г.)
В ходе судебного разбирательства судом бесспорно установлено, что право ФИО1 на получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, было нарушено не по вине последнего.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части признания за ФИО1 права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации).
Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения, по окончании срока действия которого, жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда с последующем заключением с детьми-сиротами договора социального найма жилого помещения (ст. 6 закона Тамбовской области от 23.07.2010 № 682-З). Реализация данных обязательств законом не поставлена в зависимость от наличия других лиц, имеющих аналогичное право.
Определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 2 ч. 1 ст. 13 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 109. 1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилыми помещениями подлежат обеспечению дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из их числа, включенные в список. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Ст. 6.1. Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З (в редакции от 25.12.2012 г.) «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет порядок формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии со статьей6 настоящего Закона, формируется органом исполнительной власти области и поддерживается в актуализированном состоянии (ч. 1 ст. 6.1 Закона)
В список включаются лица, указанные в части1 статьи6 настоящего Закона, и достигшие возраста 14 лет по времени и дате представления полного пакета документов, дающих право на признание их нуждающимися в жилых помещениях и включение в данный список (ч. 2 ст. 6.1 Закона).
В соответствии с Положением об управлении социального развития области, утвержденного постановлением главы администрации области от 04.05.2012 г. № 29 полномочиями в сфере социальной защиты населения на территории области осуществляет Управление социального развития области, к задачам которого относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на социальное обслуживание, получение государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей и детей. К функциям управления социального развития области относится обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. 3.23.3 Положения об Управлении социального развития области).
В настоящее время действует постановление администрации области от 08.07.2011 г. № 816 «Об утверждении порядка обеспечения лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения».
Согласно п. 2 указанного постановления главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Управление социального развития области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З (в редакции от 25.12.2012 г.) «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не более 37кв. метров.
Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что Управление социального развития Тамбовской области, как орган исполнительной власти, уполномоченный на формирование списка и на обеспечение жилой площадью названных категорий детей и главный распорядитель кредитов средств областного и федерального бюджетов, выделенных на эти цели, обязано включить в соответствующий список ФИО1 и предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилья.
При таких обстоятельствах, уточненные исковые требования к Управлению социального развития Тамбовской области подлежат удовлетворению в полном объеме. Администрацию Тамбовской области следует признать ненадлежащим ответчиком и отказать в удовлетворении заявленных к ней требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах ФИО1 к Управлению социального развития Тамбовской области удовлетворить.
Обязать Управление социального развития Тамбовской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Тамбовской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Гурулева Т.Е.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2013 г.
Судья Гурулева Т.Е.