ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3001/2015 от 11.08.2015 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3001/2015 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2015 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Никитиной А.К.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г.Перми, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности включить в список,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации г.Перми, просит признать незаконным решение администрации г.Перми об отказе во включении ФИО2 в список лиц, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; возложить обязанность включить в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента обращения.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию г.Перми о предоставлении ему садового, огородного или дачного участка, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке в очередь, поскольку законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. Считает данный отказ незаконным.

Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ предъявил свои требования к администрации города Перми и Департаменту земельных отношений администрации города Перми, просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ включить об отказе ФИО2 в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; обязать администрацию г.Перми в лице Департамента земельных отношений администрации г.Перми включить ФИО2 в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, с даты обращения.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО2 поддержала с корректировкой – просит возложить обязанность по включению в список на администрацию г.Перми, на удовлетворении требований настаивает.

Ответчик – администрация г. Перми - представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, поддерживает доводы, изложенные ранее в отзыве, в котором указал, что требования ФИО2 не признает, поскольку согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту – Федеральный закон № 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. В соответствии с Уставом города Перми к территориальным органам администрации г.Перми относятся администрации районов города и администрация поселка Новые Ляды, созданные в целях обеспечения управления внутригородскими районами. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителя в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки; на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует порядок ведения учета граждан, нуждающихся в обеспечении садовыми, огородными или дачными земельными участками, не определен уполномоченный орган в сфере ведения такого учета. Кроме того, в связи с отсутствием в пределах муниципального образования «Город Пермь» земель сельскохозяйственного назначения создание указанного фонда органом местного самоуправления не представляется возможным, на данный момент указанный фонд отсутствует. Истцом не доказан факт несоответствия направленного ДЗО администрации г.Перми письма действующему законодательству. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется (л.д. 13-14).

Ответчик Департамент земельных отношений администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом. Представило заявление из содержания которого следует, что Департамент исковые требования не признает, поддерживает позицию администрации г.Перми, в удовлетворении требований просит отказать (л.д. 16).

При таких обстоятельствах суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчика заочное решение, в соответствии с требованиями ч. 1 ст.233 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, возражения ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждается органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

В статье 14 указанного Федерального закона закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений: Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В соответствии с п.1 ст. 58 Устава города Перми администрация города – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).

Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города, осуществляет полномочия администрации г. Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210).

Из материалов дела следует, что ФИО2 обратилась в администрацию г.Перми с заявлением о постановке го на учет в целях предоставления садового, огородного или дачного участка.

Письмом начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 разъяснено, что статьей 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Закрепляя право граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков, указанный Федеральный закон не регулирует ряд вопросов, связанных с реализацией такого права. Также указано, что администрация города не обладает полномочиями, необходимыми для реализации права граждан на получение садовых, огородных и дачных участков, а именно: по постановке на учет в целях предоставления садовых, огородных и дачных участков, осуществлению взаимодействия с гражданами по определению пожеланий и направлению ходатайств в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков, осуществлению взаимодействия с гражданами по Формированию персонального состава членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Указано, что Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.21 ст.1 которого установлено, что продажа земельных участков гражданам для садоводства будет осуществляться без проведения торгов в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для садоводства (л.д.5).

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанным решением об отказе включить в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, нарушены права ФИО2, гарантированные Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Удовлетворяя заявленные требования, суд принимает во внимание, что федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений граждан о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление. При этом регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Нормы Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений для включения заявителей в соответствующие списки.

Суд приходит к выводу о том, что отсутствие разработанного порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, в связи с чем, на администрацию г. Перми как орган местного самоуправления следует возложить обязанность включить заявителя в соответствующий список.

Доводы о том, что выбор земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется из фонда перераспределения земель (ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ), который создается в составе земель сельскохозяйственного назначения (ст.80 Земельного кодекса РФ), расположенных за границей населенны пунктов, являются несостоятельными. Вышеуказанные законоположения регламентируют порядок выбора и предоставления земельных участком для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, не влияют на регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении данных земельных участков, и не могут служить основанием к отказу в регистрации и учете заявления истца.

Также не является основанием к отказу в заявленных требованиях ссылка в письме ДЗО администрации г.Перми на положения Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступающие в силу с 01.03.2015 года, так как данные законоположения не регулируют возникшие между сторонами правоотношения.

Судом также установлено, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес> (л.д. 6).

Согласно уведомления Управления Росреестра Пермского края в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют информация о правах ФИО2 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества.

Ответчиком не представлены доказательства того, что ФИО2 не является нуждающейся в земельном участке. Вместе с тем, следует учесть, что критерии нуждаемости Законом не установлены, факт нуждаемости не связан с возложенной обязанностью в принятии от гражданина заявления о предоставлении соответствующего земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом изложенного, суд признает незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе ФИО2 включить в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и возлагает на администрацию г. Перми обязанность устранить допущенное нарушение, включить ФИО2 в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного участка с момента подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, главой 22 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 включить в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.

Обязать администрацию г.Перми включить ФИО2 в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, с ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми.

Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий - подпись

Копия верна. Судья - (И.А.Шабалина)