ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3001/2017 от 05.12.2017 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-3001/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Миасс 05 декабря 2017 года

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Бас И.В.,

при секретаре Гемалетдиновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8, действующей в интересах Абрамовского ФИО9, к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании отказа незаконным, признании статуса ветерана боевых действий, права на меры социальной поддержки, возложении обязанности выдать удостоверение о праве на льготы установленного образца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующая в интересах ФИО2, обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на льготы, признании статуса ветерана боевых действий, права на меры социальной поддержки, возложении обязанности выдать удостоверение о праве на льготы установленного образца.

В обоснование иска указала на то, что ФИО2 является сыном ФИО3, который проходил с ДАТА по ДАТА военную службу по призыву и принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период с ДАТА по ДАТА. Однако при жизни ФИО3 удостоверение о праве на льготы, установленные статьей 16 ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах», не получал. ДАТА ФИО3 умер. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области НОМЕР от ДАТА истцу отказано в выдаче удостоверения о праве на льготы, установленные для семей погибших (умерших) участников боевых действий, по причине отсутствия у ФИО3 установленного статуса ветерана боевых действий. Полагает данный отказ незаконным, поскольку, участвуя в период с ДАТА по ДАТА в боевых действиях на территории Чеченской республики, ФИО3 приобрел статус ветерана боевых действий. Поскольку ФИО2 является нетрудоспособным членом семьи умершего ФИО3, полагает, что он имеет право на меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.

Определением от 28 ноября 2017 года к участию в деле в качестве истца привлечен ФИО2

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Несовершеннолетний истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Миасского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Военного комиссариата г. Миасса Челябинской области ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав истца, представителя Военного комиссариата г. Миасса Челябинской области, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)).

Пунктом 1 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона «О ветеранах»).

Судом установлено, что ФИО3 умер ДАТА (л.д.13).

ФИО2, ДАТА года рождения, является несовершеннолетним сыном ФИО3 (л.д.9, 10).

Из справки отдела Военного комиссариата Челябинской области по городу Миассу от ДАТА следует, что ФИО3 действительно проходил военную службу по призыву в период с ДАТА по ДАТА и принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период с ДАТА по ДАТА в должности гранатометчика, относился к числу ветеранов боевых действий. Удостоверение о праве на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» отделом Военного комиссариата Челябинской области по городу Миассу ФИО3 не выдавалось (л.д.11).

Из акта уничтоженных учетных карточек умерших в ДАТА следует, что с ДАТА по ДАТА ФИО3 проходил военную службу (л.д.33), в алфавитной карточке участника боевых действий рядового ФИО3 указано о выполнении им в период с ДАТА по ДАТА боевых действий в Чеченской республике (л.д.34).

В ДАТА ФИО1 обратилась в Министерство социальных отношений Челябинской области в интересах несовершеннолетнего ФИО2 с заявлением о выдаче ее сыну удостоверения о праве на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (л.д.14).

ДАТА Министерством социальных отношений Челябинской области в адрес ФИО1 направлен письменный отказ в выдаче удостоверения о праве на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в связи с тем, что справка от ДАТАНОМЕР отдела военного комиссариата Челябинской области по городу Миассу не подтверждает статус ветерана боевых действий ФИО3, удостоверение ветерана боевых действий ФИО3 при жизни не выдавалось (л.д.15).

Истец, полагая, что несмотря на то, что ФИО3 не получил лично удостоверение ветерана боевых действий, однако, обладает статусом ветерана боевых действий, считает, что она его сын ФИО2 после смерти отца также приобрел статус члена семьи ветерана боевых действий и право на меры социальной поддержки, предусмотренные для семей погибших военнослужащих Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области ссылается на то, что выданная отделом Военного комиссариата Челябинской области по городу Миассу справка не подтверждает статус ветерана боевых действий ФИО3 Удостоверение ветерана боевых действий ФИО3 при жизни не выдавалось. Выдача удостоверений в соответствии с действующим законодательством носит заявительный характер и осуществляется по личным заявлениям, подаваемыми ветеранами в соответствующие органы. Удостоверение выдается ветерану под расписку. Установление статуса ветерана боевых действий умершему ФИО3 действующим законодательством не предусмотрено.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

Федеральный закон «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 года №24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в Приложении к настоящему Федеральному закону.

Из анализа приведенных выше норм права в их совокупности следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения двух условий: во-первых, фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; во-вторых, оформления соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.

Согласно статье 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 3, 28 Федерального закона «О ветеранах» Правительством Российской Федерации принято постановление от 19 декабря 2003 года №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года №2288.

Согласно пункту 8 названного Порядка для получения удостоверения иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.

Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.

В соответствии с пунктом 9 данного Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются, в частности для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.

К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).

Аналогичные положения были предусмотрены действовавшим до 15 октября 2012 года Приказом Министра обороны РФ от 02 ноября 2009 года №1177.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, в указанном Порядке предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оформлении удостоверения ветерана боевых действий. Указанные документы должны подтверждать непосредственное участие в боевых действиях.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону «О ветеранах».

Согласно разделу III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 года №1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», отнесена вся территория Чеченской Республики.

Из материалов дела следует, что ФИО3 проходил военную службу по призыву в период с ДАТА по ДАТА и принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период с ДАТА по ДАТА в должности гранатометчика, относился к числу ветеранов боевых действий.

Однако, за получением удостоверения о праве на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ФИО3 в установленном законом порядке при жизни не обратился и умер ДАТА.

Представленные в материалы дела справка отдела Военного комиссариата Челябинской области по городу Миассу от ДАТА, акт уничтоженных учетных карточек, алфавитная карточка участника боевых действий, подтверждают непосредственное участие ФИО3 в боевых действиях. В них имеется информация о нахождении истца на территории Чеченской республики в период с ДАТА по ДАТА.

Таким образом, исковые требования о признании ФИО3, умершего ДАТА ветераном боевых действий являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку ФИО2, ДАТА года рождения, является несовершеннолетним сыном умершего ветерана боевых действий ФИО3, то его следует признать членом семьи ветерана боевых действий и признать за ним право на меры социальной поддержки, предусмотренные для родителей погибших военнослужащих Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Отказ Министерства социальных отношений Челябинской области НОМЕР от ДАТА в выдаче ФИО2 удостоверения о праве на льготы нельзя признать законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Министерства социальных отношений Челябинской области НОМЕР от ДАТА в выдаче Абрамовскому ФИО10 удостоверения о праве на льготы незаконным.

Признать Абрамовского ФИО11, умершего ДАТА, ветераном боевых действий.

Признать за Абрамовским ФИО12 право на меры социальной поддержки, предусмотренные для членов семьи погибших ветеранов боевых действий Федеральным законом от ДАТА №5-ФЗ «О ветеранах».

Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области выдать Абрамовскому ФИО13 удостоверение о праве на льготы, установленные для членов семьи погибших участников боевых действий, установленного образца.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий И.В. Бас