ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3002/18 от 19.09.2018 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2-3002/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд в составе:

председательствующий судья Утянский В.И.,

при секретаре Евсевьевой Е.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании 19 сентября 2018г. в г. Ухте гражданское дело по исковому заявлению Черновой А.С., Пятакова А.В. к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным бездействия и обязании осуществить строительство объектов инженерной инфраструктуры в жилом районе «Нагорный»,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в Ухтинский городской суд с исковым заявлением к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконными бездействия и обязании ответчика выполнить необходимые мероприятия по строительству автомобильной дороги к земельному участку и принять на баланс в целях дальнейшего содержания.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками земельного участка по адресу: г. Ухта, жилой район «Нагорный» (п. УРМЗ), участок №...., с кадастровым номером ...., площадью .... кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства одноэтажного индивидуального жилого дома. Участки данного района предназначены для строительства индивидуального жилого дома и постоянного проживания, но строительство невозможно начать, поскольку отсутствует дорога для возможности проезда транспорта и техники, в том числе пожарным машинам и скорой медицинской помощи, что в свою очередь делает невозможным проживание на данных участках, в том числе и в уже построенных домах. Постановлением Главы города Ухты от 25.02.2013г. №282 утвержден проект планировки и проект межевания территории объекта «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» с инженерными сетями» Проект включает в себя устройство сетей канализации и водоснабжения, прокладку газопровода, транспортные коммуникации, электроснабжение, наружное освещение и прочее. Но на протяжении довольно длительного времени работы администрацией МОГО «Ухта» по обустройству района не ведутся должным образом. Истцы, в том числе и другие собственники земельных участков, находящихся в данном районе, неоднократно обращались в администрацию МОГО «Ухта» с просьбами провести действия по проектированию и строительству подъездной (автомобильной) дороги, обеспечивающей подъезд к участкам для возможности строительства домов и дальнейшего проживания., на что получили ответ, что строительство дорог предусмотрено только после строительства сетей водоснабжения и канализации, по которым работы ведутся в настоящее время и строительства сетей газоснабжения. Как следует из ответов МУП «Ухтаводоканал» и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», полученных по запросу истцов, работы по строительству сетей водоснабжения планируются проводить до 2020 года, мероприятия по газификации по состоянию на март 2018г. не запланированы. Таким образом администрацией затягивается выполнение мероприятий по обустройству жилого района «Нагорный», что препятствует истцам пользоваться своей собственностью - земельным участком- в ее целевом назначении.

Определением суда от 23.08.2018г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» и Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства».

Истец Пятаков А.В. в суд не прибыл, извещен письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец Чернова А.С. на исковых требованиях настаивает. Дополнила, что в настоящее время из-за отсутствия дороги нет возможности осваивать земельный участок, вести строительство. Работы по прокладке сетей водоснабжения и канализации в районе были начаты, но в настоящее время приостановлены.

Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В., действующая на основании доверенности, не согласна с заявленными требованиями, указав, что все работы по обустройству жилого района ведутся согласно срокам реализации проекта в рамках инвестиционной программы.

Представитель третьего лица МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» Бобров В.А., представивший доверенность, полагает иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица МУ «Управление капитального строительства» в суд не прибыл, извещен. В письменном отзыве пояснил, что в 2013г. разработана Проектная документация по индивидуальной застройке жилого района «Нагорный» (УРМЗ) с инженерными сетями. Согласно проекту работы выполняются в следующей последовательности: устройство сетей канализации, устройство сетей водоснабжения, прокладка газопровода, транспортные коммуникации. В проекте не предусмотрены работы по обеспечению временными дорожными сетями. Согласно расчетам МУ УКС затраты по транспортным коммуникациям составляют более 99 млн. руб.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения муниципального района, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

Материалами дела установлено, что Чернова А.С., Пятаков А.В. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: г. Ухта, жилой район «Нагорный» (п. УРМЗ), участок №...., с кадастровым номером ...., площадью .... кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства одноэтажного индивидуального жилого дома.

В 2017-2018гг. Чернова А.С. неоднократно обращалась с письменными заявлениями в администрацию МОГО «Ухта» по вопросу строительства подъездной дороги в жилом районе «Нагорный», на что получала неоднократные письменные разъяснения о том, что в соответствии с Проектом застройки жилого района «Нагорный» строительство дорог планируется после строительства сетей водоснабжения и канализации, а также газоснабжения.

Истцы, полагают, что администрация органа местного самоуправления в данном случае бездействует.

Суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 31.07.2009г. №1603 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие капитального строительства на территории МОГО «Ухта» на 2009-2013гг.».

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 25.02.2013г. №282 утверждена документация по проекту планировки и межевания территории объекта «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» (п. УРМЗ) с инженерными сетями».

ООО «Ухтажилстройпроект» в 2012-2013г. разработан Проект «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» (п. УРМЗ) с инженерными сетями» №1525.12-ПОС.

Согласно Проекта №1525.12-ПОС в основной период строительства выполняются работы в следующей последовательности:

- устройство сетей канализации;

- устройство сети водоснабжения;

- прокладка газопровода;

- транспортные коммуникации;

- электроснабжение (по отдельному проекту);

- наружное освещение;

- телефонизация;

- радиофикация.

Проектом №1525.12-ПОС работы по строительству временных подъездных путей, временных автомобильных дорог не предусмотрены.

В соответствии с Паспортом инвестиционного проекта «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» (п. УРМЗ) с инженерными сетями» - срок реализации проекта 3 года, начало реализации проекта не определено, протяженность улиц, проездов – 3,330 км.

Предусмотрено строительство сетей водоснабжения и водоотведения с 2016г. силами МУП «Ухтаводоканал», окончание строительства – 2018г.

Согласно утвержденного в 2017г. руководителем администрации МОГО «Ухта» плана-графика мероприятий по обеспечению дорожной инфраструктурой района индивидуальной жилой застройки «Нагорный» предусмотрена постановка земельного участка, отведенного под дороги и проезды на кадастровый учет (срок – 31.12.2017г.), подготовка аукционной документации для выполнения работ по строительству грунтовых дорог и проездов (срок – март 2018г.), проведение аукциона в электронной форме и заключение контракта (срок - май 2018г.), выполнение работ в соответствии с контрактом (срок - сентябрь 2018г.).

Проектом бюджетной сметы МУ «Управление капитального строительства» на 2018 финансовый год и плановый период 2019г. и 2020г. предусмотрено финансирование объектов, отраженное в разделе 3 бюджетной сметы: «5. «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» (п. УРМЗ) с инженерными сетями». Строительство грунтовых дорог – 94498639,72 руб.».

Из письма МУП «Ухтаводоканал» от 17.05.2018г. в адрес Черновой А.С. следует, что в рамках инвестиционной программы будут проводиться работы по проекту «Строительство наружных сетей канализации по объекту «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» (п. УРМЗ) с инженерными сетями», срок реализации проекта – с мая 2016г. по декабрь 2020г., также будут проводиться работы по проекту «Строительство наружных сетей водопровода по объекту «Индивидуальная застройка жилого района «Нагорный» (п. УРМЗ) с инженерными сетями», срок реализации – с января 2016г. по декабрь 2020г.

Стороной истца не оспаривается, что земляные работы были начаты.

Вышеизложенное не позволяет делать вывод о бездействии администрации органа местного самоуправления.

Суд приходит к выводу, что у администрации органа местного самоуправления не имелось реальной возможности осуществить строительство временной (грунтовой) автодороги в поселке «Нагорный», поскольку строительство подъездных путей (дорог), минуя разработанную Проектом технологическую цепочку этапов строительства, недопустимо. Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с действующим законодательством (положениями ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») администрация органа местного самоуправления может совершать закупки товаров для муниципальных нужд только в установленном законом порядке, с проведением обязательных процедур, требующих больших временных затрат.

Фактически исковые требования заявителей сводятся к понуждению администрации МОГО «Ухта» в короткие сроки (9 месяцев) обеспечить строительство транспортной инфраструктуры (подъездной дороги) к земельному участку истцов. При этом истцами суду не представлено доказательств того, что возведение нового объекта недвижимости настоящее время технически возможно и целесообразно.

Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит требованиям ст. ст. 1, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 12 Конституции Российской Федерации, в силу которой администрация города самостоятельно решает на какие нужды необходимо выделить бюджетные средства и какие нужды являются первоочередными.

Суд полагает, что в данном случае требования не подлежат удовлетворению, поскольку сроки реализации инвестиционной программы и работ, предусмотренных проектом, еще не истекли, строительство транспортной инфраструктуры по мнению истца должно осуществляться за счет средств местного бюджета, между тем, в деле отсутствуют и истцами не представлены доказательства как наличия в местном бюджете подобных средств на ближайшее время, так и наделение истцов полномочиями требовать фактического перераспределения средств местного бюджета в случае их недостаточности.

Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в ряде случаев и неопределенного круга лиц.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в СТ. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем 7 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

Суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что исполнение ответчиком обязательств в натуре в настоящее время объективно не представляется возможным. Поскольку на момент рассмотрения настоящего спора строительство сетей водоснабжения и газоснабжения не завершено, истцы в силу приведенных норм права не вправе реализовать указанным в иске способом защиту своих прав, которые они считают нарушенными.

При изложенных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия правовых оснований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении требований Черновой А.С., Пятакова А.В. к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным бездействия и обязании осуществить строительство объектов инженерной инфраструктуры в жилом районе «Нагорный» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (мотивированное решение - 24 сентября 2018г.).

Судья В.И. Утянский