ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3002/2013 от 05.09.2013 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-3002/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2013 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: судьи Пчёлкиной Н.Ю.

при секретаре: Рыжих У.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в интересах Гусевой ФИО22, Селищева ФИО23, Соболевой ФИО24, Шестаковой ФИО25, Лазаревой ФИО26, Винницкого ФИО27, Ивлевой Тамары ФИО28, Дробышева ФИО29 к Муниципальному образованию «Город Бийск» в лице Администрации города Бийска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по решению вопроса о признании жилого дома аварийным,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор г.Бийска обратился в интересах Гусевой В.Ф., Селищева А.В., Соболевой В.С., Шестаковой В.П., Лазаревой Ю.В., Винницкого В.И., Ивлевой Т.И., Дробышева И.М., Веселовой Т.М. к Муниципальному образованию «Город Бийск» в лице Администрации города Бийска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по решению вопроса на Межведомственной комиссии о признании (непризнании) жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, аварийным, подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило уточненное исковое заявление, в котором истцы просят признать бездействие Администрации города Бийска в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома по <адрес> в <адрес> незаконным, возложить на Администрацию города Бийска обязанность обратиться в Межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания граждан. В обоснование требований истец указывает, что по обращению жильцов <адрес> в <адрес> проведена проверка пригодности для проживания указанного дома, в результате которой установлены грубые нарушения конституционных прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Все квартиры в указанном доме находятся в муниципальной собственности. Согласно техническому заключению ООО «Промгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние <адрес> по совокупности деформацией и повреждений фундаментов, каркаса и перекрытий оценивается как аварийное. Конструктивная схема сборных каркасно-щитовых зданий не позволяет выполнить ремонт отдельных узлов и элементов без демонтажных работ. В целях обеспечения безопасности проживания людей, Администрации города Бийска, как собственнику имущества, необходимо решить вопрос о признании дома аварийным, подлежащим сносу с соответствии с п.45 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. Однако, Администрация города Бийска как собственник имущества длительное время бездействует с решением данного вопроса. Прокурор указывает на нарушение ответчиком п.п. 1,3 ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 40 Конституции Российской Федерации, п.1.1. ст.161. Жилищного кодекса РФ, п.6 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По факту выявленных нарушений конституционных прав граждан прокуратурой города в адрес Главы город Бийска было внесено представление об устранении нарушений закона и понуждении рассмотреть на Межведомственной комиссии при Администрации города Бийска вопрос о признании жилого <адрес> аварийным, подлежащему сносу. Настоящее представление прокурора в установленные сроки было рассмотрено, но предлагаемых прокурором мер в защиту интересов граждан принято не было. Как показала проверка, проживание людей в доме является небезопасным для их жизни и здоровья, что является недопустимым, поскольку не согласуется с положениями основного закона России - Конституции. Непринятие органом местного самоуправления на протяжении длительного времени конкретных мер по признанию жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, повлекло нарушение гарантированных Конституцией РФ жилищных прав граждан.

В судебном заседании помощник прокурора г.Бийска Жданова Т.Е., истцы Лазарева Ю.В., Винницкий В.И. настаивали на удовлетворении заявленных требований. Пояснили, что в течение нескольких лет неоднократно обращались в Администрацию города Бийска, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Бийска по вопросу аварийного состояния дома, но никаких мер по признанию дома непригодным для проживания не принималось, Администрация города Бийска бездействовала. Проведенный в ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт жилого дома не улучшил его состояние, поскольку дом находится в аварийном состоянии.

Представитель Администрации г.Бийска Сагадеева Д.С. полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Истцы Гусева В.Ф., Селищев А.В., Соболева В.С., Шестакова В.П., Ивлева Т.И., Дробышев И.М., Веселова Т.М., представитель межведомственной комиссии, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что квартиры в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> находятся в собственности муниципального образования <адрес>.

Истцы являются нанимателями квартир в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

Согласно заключению ООО «Промгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние <адрес> по совокупности деформацией и повреждений фундаментов, каркаса и перекрытий оценивается как аварийное. Конструктивная схема сборных каркасно-щитовых зданий не позволяет выполнить ремонт отдельных узлов и элементов без демонтажных работ. На основании проведенного визуального обследования общая оценка категории технического состояния дома - аварийное.

Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что со стороны Администрации г.Бийска, как собственника многоквартирного дома, имеет место незаконное бездействие в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома по <адрес> в <адрес>.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации, в пределах предоставленных ему Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий, Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).

Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны.

До принятия данного постановления действовало постановление Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска» с ежегодно вносимыми в него изменениями.

По смыслу пункта 42 Положения основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном случае администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.

В силу требований ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Пункт 8 части 1 статьи 14 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с пп.2,3 ч.1 ст.42 Устава Муниципального образования город Бийск Алтайского края, принятого решением Думы г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ Администрация горда Бийска организует содержание муниципального жилищного фонда; осуществляет муниципальный жилищный контроль.

Как установлено по делу, наниматели жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> неоднократно обращались в Администрацию города Бийска по вопросу ненадлежащего технического состояния дома и непригодности его для проживания.

Как следует из представленных ответов должностных лиц органа местного самоуправления по обращениям граждан, заявителям не разъяснялся установленный порядок признания дома не пригодным для проживания, а также их право на обращение в межведомственную комиссию.

Вместе с тем и сама Администрация города Бийска проявляла бездействие, непринимая никаких мер для проверки технического состояния жилого дома, не обращалась в межведомственную комиссию по данному вопросу.

Установлено, что после обращения директора ООО УК «СИБЭКОМ», на обслуживании которого находился данный дом, в Государственную жилищную инспекцию Алтайского края, руководителем инспекции в ДД.ММ.ГГГГ года направлялось письмо на имя главы г.Бийска о необходимости проведения межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых домов по <адрес> установленным в Положении требованиям.

Согласно ответу заместителя Главы города - начальника МУ «Управление капитального строительства Администрации города Бийска» данный вопрос будет рассмотрен на межведомственной комиссии в случае продления Федеральной программы сноса ветхого жилья и выделения средств городу Бийску на расселение и снос ветхих домов.

В ДД.ММ.ГГГГ года прокурором г.Бийска вынесено представление Главе Администрации города Бийска об устранении нарушений жилищного законодательства. В частности указано рассмотреть вопрос на Межведомственной комиссии о признании жилых домов по <адрес> аварийными, подлежащими сносу.

Данное представление также не было исполнено Администрацией города Бийска.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям и действиям (бездействиям), оспариваемым в судебном порядке относятся решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как ранее указывалось на органы местного самоуправления законом возложена обязанность по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что со стороны Администрации города Бийска, как собственника жилого дома по <адрес> в <адрес> и как органа местного самоуправления, имеет место незаконное бездействие в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан указанного жилого дома.

Доводы представителя ответчика о том, что обращение в межведомственную комиссию по вопросу признания дома аварийным является правом, но не обязанностью его собственника, являются несостоятельными.

В данном случае Администрация города Бийска как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Бийск осуществляет муниципальный жилищный контроль, и в случае признания дома аварийным на нее возложена обязанность по решению вопроса о возможности дальнейшего использования дома, проведению ремонтно-восстановительных работ, расселению жильцов и т.д.

Реализация данной функции Администрации невозможно без обращения в межведомственную комиссию, к исключительной компетенции которой относится признание жилых помещений аварийными, непригодными для проживания.

То обстоятельство, что дом по <адрес> был включен в программу по капитальному ремонту и в ДД.ММ.ГГГГ году капитальный ремонт дома проведен, не является основанием для отказа в проведении оценки технического состояния многоквартирного дома, которое не улучшилось после ремонта.

Аварийное состояние многоквартирного дома не оспаривается ответчиком, что следует из ответов должностных лиц на обращения жителей дома, а также позиции представителя при рассмотрении настоящего спора.

Между тем, в течение длительного времени Администрация города Бийска незаконно бездействует, не разрешая данный вопрос по существу.

Как установлено при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ от нанимателей жилых помещений в доме по <адрес> в <адрес> были поданы заявления на имя и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ, БиДХ» Потехиной К.В. о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о состоянии жилого дома, признании его аварийным, не пригодным для проживания.

Между тем, до настоящего времени данный вопрос не решен на межведомственной комиссии, в адрес заявителей не направлен ответ о дате рассмотрения заявлений.

В связи с этим, суд полагает возможным возложить на Администрацию города Бийска обязанность обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором города Бийска требования подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК PФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Администрации города Бийска в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Обязать Администрацию города Бийска обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

верно

Судья Н.Ю. Пчёлкина

Справка

Решение не вступило в законную силу.

Судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь У.С. Рыжих